Решение б/н б/а от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Информтехника и связь»

 

Верхняя Красносельская ул., д. 2/1,

стр. 1, г. Москва, 107140

 

 

ОАО «РЖД»

 

Басманная Нов. ул., дом 2, г. Москва, 107174

 

 

ООО «РТС-тендер»

 

Тараса Шевченко наб., д. 23-А,
г. Москва, 121151

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11254/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

13.07.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

при участии представителей АО «Информтехника и связь», ОАО «РЖД» посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу АО «Информтехника и связь» (далее - Заявитель) на действия ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 273/ОКЭ-ТИ/20 на право заключения договора выполнения работ по теме: «Создание единой корпоративной системы мгновенного обмена сообщениями» (реестровый № 32009106149) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения Конкурсной документации Заказчика в части включения в такую документацию квалификационных требований и технических характеристик, ограничивающих конкуренцию, а также непредоставление ответа на запрос разъяснений положений Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона
о закупках.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение
о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы
в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

Относительно обжалования Заявителем положений Конкурсной документации Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии Закон о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом,
не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В ходе заседания Комиссии установлено, что Заявитель, приняв участие
в Конкурсе, подал жалобу на положения документации, с положениями которой, подавая заявку на участие в процедуре согласился, только после его поражения в процедуре.

В соответствии с информацией по реестровому № 32009106149, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) дата и время окончания подачи заявок 21.05.2020 в 10:00.

При этом итоги Конкурса были подведены Заказчиком 23.06.2020.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Конкурсной документации, по его мнению, несоответствующие требованиям действующего законодательства, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Конкурса, которые подали заявки в соответствии с условиями Конкурсной документации.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении
от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после определения победителем процедуры иного участника.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что нарушения при составлении закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (ч. 13 ст. 3 Закона о закупках).

В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобное нарушение (в случае его действительного наличия в действиях Заказчика) являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им Конкурсной документации.

Согласно ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Кроме того, как было отмечено ранее, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Конкурсной документации в момент подачи им заявки на участие в Конкурсе.

Следует также отметить, что доводы Заявителя о невозможности оценки сложности, объемов и стоимости выполняемых работ на этапе подачи заявки признаются Комиссией несостоятельными, поскольку Заявителем предложение было сформировано, он принял участие в процедуре и был допущен к участию в Конкурсе.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Конкурсной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений Конкурсной документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Конкурса положений Конкурса документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

На основании вышеизложенного, Комиссия приняла решение об оставлении без рассмотрения доводов жалобы Заявителя в указанной части.

При этом Комиссия отмечает, что в части доводов жалобы Заявителя о возможном создании преимущественных условий отдельным участникам Конкурса, а также ссылки на публикации в средствах массовой информации не подлежат рассмотрению Комиссией в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Между тем Заявитель не лишен возможности обратиться в антимонопольный орган по оспариваемым обстоятельствам в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

В части довода жалобы о непредоставлении Заказчиком ответа на запрос разъяснений Конкурсной документации, Комиссией установлено следующее.

Пункт 3.5 Конкурсной документации регулирует порядок направления запросов на разъяснение положений Конкурсной документации и предоставления разъяснений положений Конкурсной документации.

Так, Запрос о даче разъяснений положений извещения и (или) конкурсной документации (далее – запрос) может быть направлен с момента размещения извещения и конкурсной документации на сайтах.

Разъяснения положений извещения и (или) конкурсной документации предоставляются в течение 3 (трех) рабочих дней с даты  поступления запроса с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос и размещаются в установленном порядке. Разъяснения конкурсной документации могут не предоставляться в случае, если запрос поступил позднее, чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Установлено, что Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос на предоставление разъяснений положений Конкурсной документации с соблюдением регламентированных сроков, что не оспаривается Заказчиком. При этом ответа от Заказчика как в установленные сроки так и в срок до окончания подачи заявок, не поступило.

Заказчик на заседании Комиссии согласился с тем, что им был нарушен срок дачи разъяснений положений Конкурсной документации, а также пояснил, что допущенное нарушение является следствием действий электронной торговой площадки, однако не представил никаких документальных подтверждений заявленному доводу.

Комиссия отмечает, что запрос о даче разъяснений положений документации является способом получения потенциальными участниками закупки информации о положениях, которые ему, возможно, не ясны. В связи с чем, сроки, предусмотренные Конкусрной документацией, Законом о закупках являются обеспечительными и направлены на предоставление лицу, подавшему соответствующий запрос, сформировать заявку на участие в закупке с учетом разъяснений, полученных от Заказчика.

Потенциальные участники закупки в рассматриваемых правоотношениях должны располагать повышенными гарантиями реализации своих прав и не должны претерпевать негативные последствия в результате действий Заказчика.

В связи с чем, Комиссия полагает, что Заказчик, действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех участников торгов должен способствовать обеспечению прав и законных интересов потенциальных участников Конкурса.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившегося в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки, п. 3.5 Аукционной документации.

Вместе с тем положения документации, которые были предметом запроса
на разъяснение Общества, не стали причиной отклонения заявки Заявителя
.

Таким образом, учитывая, что указанное нарушение носит неустранимый характер, Комиссия не находит оснований для выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу АО «Информтехника и связь» (ИНН: 7701198496, ОГРН: 1027739316758) на действия ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении Конкурса обоснованной в части непредоставления ответа на запрос разъяснений положений Конкурсной документации, в части оспаривания положений Конкурсной документации оставить без рассмотрения.

    2. Установить в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, п. 2.4 Аукционной документации.

    3. Обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны