Решение б/н Решение от 2 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-876/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобу (...) на действия организатора торгов — финансового управляющего Петрова А.В. при проведении открытого аукциона по продаже имущества должника (сообщение № 3558329 лот № 1) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в нарушении порядка проведения Торгов, а именно
в неправомерном непродлении срока подачи заявок на участие в Торгах после возобновления Торгов.

Финансовый управляющий против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной процедуре.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии
при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также
при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным
законом
от
18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной
или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано
с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Таким образом, проведение спорного Торгов является обязательным в силу Закона о банкротстве, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.

Комиссия, изучив предоставленные сторонами документы и сведения, установила следующее.

Согласно извещению о проведении Торгов начало предоставления заявок — с 12.03.2019 в 12:00, окончание предоставления заявок — 17.04.2019 в 12:00, начало подачи предложений о цене имущества — 17.04.2019 в 15:00, дата и время подведения результатов торгов — 17.04.2019 в 17:00.

Из текста жалобы следует, что 16.04.2019 в целях участия в торгах по лоту № 1 «квартира 3-комнатная, общей площадью 72,5 кв.м, расположенная по адресу: РФ, г. Москва, переулок Уваровский, д. 7, кв. 129» Заявителем был оплачен задаток в размере 1 193 876,64 рублей, что подтверждается платежным поручением от 16.04.2019 № 753.

17.04.2019 в 11:12 Заявителем была предпринята попытка подать заявку на участие в Торгах, однако произошла ошибка с отображением записи на странице ЭТП: «Ошибка. В настоящий момент нет приема заявок на указанные торги».

Комиссия установила, что в момент подачи Заявителем своей заявки на участие в Торгах спорная процедура была приостановлена Организатором торгов по причине нахождения в производстве суда гражданского дела № 2-2-5597/18 по разделу имущества должника, которое было направлено на новое рассмотрение в Тушинский районный суд. Однако действующее законодательство не наделяет Организатора торгов по приостановлению торгов по указанному основанию.

Заявитель пояснил, что с 17.04.2019 11:02 (мск) Торги были приостановлены, прием заявок не осуществлялся, подать заявку на участие в Торгах было невозможно, на странице Торгов на ЭТП появлялась ошибка.

Вместе с тем Торги 17.04.2019 в 11:59 были возобновлены Организатором торгов, то есть за минуту до окончания предоставления заявок.

Заявитель подать свою заявку на участие в Торгах не успел в связи с истечением времени и окончанием предоставления заявок 17.04.2019 в 12:00 (мск).

Комиссия установила, что в связи с возобновлением Торгов Организатором торгов не был продлен срок приема заявок, не перенесены сроки проведения Торгов.

Согласно пункту 6.2.1 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» при возникновении технического сбоя при проведении торгов организатор торгов устанавливает дату и время возобновления представления заявок на участие в торгах для периода проведения торгов, в течение которого произошел технический сбой, и новые дату и время окончания представления заявок на участие в торгах для этого периода проведения торгов.

Применяя указанную норму по аналогии, Организатор торгов должен установить дату и время возобновления представления заявок на участие в торгах, в течение которого Аукцион был приостановлен.

Таким образом, Организатором торгов созданы условия для воспрепятствования оплаты задатка, подачи заявок.

Учитывая изложенное, фактически Организатор торгов, сократив срок подачи заявок на участие в Торгах, а также сроки их проведения, создал барьеры для участия в Торгах для Заявителя и неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Кроме того, Законом о защите конкуренции установлен запрет
на ограничивающие конкуренцию действия при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на Торги имущества. В данном случае Организатор торгов, мотивируя законность своих действий исключительно отсутствием предусмотренного действующим законодательством запрета, злоупотребил своими гражданскими правами при реализации имущества должника на Торгах, сократив срок подачи заявок, что нарушило права Заявителя, который не успел подать заявку на участие в Торгах в установленный срок и не смог, таким образом, принять участие в Торгах.

Публичный порядок проведения торгов по реализации имущества, определенный законодательством о банкротстве, включает в себя регламентацию этапов проведения торгов, в рамках которых определены сроки совершения отдельных действий, направленных на достижение цели торгов - продажи имущества на конкурентной основе.

При этом законодатель предусматривает возможность признания торгов несостоявшимися в случае отсутствия должного количества заявок по истечении срока их подачи (часть 17 статьи 110 Закона о банкротстве).

Таким образом, безосновательное сокращение срока подачи заявок нарушает порядок проведения торгов, лишая правового смысла само предусмотрение такого срока изначально.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

2. Признать действия Организатора торгов нарушающими пункт 9 статьи 110 Закона о банкротстве, публичный порядок Российской Федерации, определенный законодательством о банкротстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов.

3.Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как было выдано ранее по делу № 077/07/00-872/2019.

 

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны