Решение б/н б/а от 19 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Комфорт Деко»

 

115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 17, пом. 307

 

 

ФГБОУ ВО «ГУУ»

 

109542 г. Москва Рязанский пр-т, д. 99

 

 

АО «ТЭК-ТОРГ»

 

119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8074/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.05.2020                                                                                                                г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

при участии представителя ООО «Комфорт Деко» посредством видеоконференцсвязи — генерального директора;

в отсутствие представителя ФГБОУ ВО «ГУУ», надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России от 12.05.2020 № ПО/26659/20;

рассмотрев жалобу ООО «Комфорт Деко» (далее также — Заявитель)  на действия ФГБОУ ВО «ГУУ» (далее также — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку жалюзи (реестровый № 32009073043) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

                       

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика  при проведении Аукциона.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно протоколу № 32009073043-1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 29.04.2020 участник ООО «Комфорт Деко» (номер заявки 7) отклонен от дальнейшего участия в Аукционе со следующим обоснованием:

«Заявка участника закупки не допускается по п. 20 Документации и п. 24 раздела 4 главы III Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», а именно представлена информация, несоответствующая требованиям документации:

1) П.17 В Заявке указано «Глубина шлица 1,1мм», «Диаметр шлица 3,1мм». Однако согласно ГОСТ 11650-80 п.2 таблица 1 для предложенного участником параметра «Номинальный диаметр резьбы 3мм» параметр «Глубина шлица t» относится к исполнению 1 с плоским шлицом, тогда как параметр «Диаметр шлица m» соответствует винтам с крестообразным шлицом исполнения 2 . Таким образом участником закупки предложено значение, имеющее двусмысленное толкование, не ясно какого именно исполнения винты предлагает участник.

2) П.18 Участником закупки не предложен параметр «Внутренний диаметр резьбы», предусмотренный требованиями закупочной документации. Тогда как предложен параметр со значением «Внутренний диаметр 3,5мм».

Заявитель с указанными причинами отклонения своей заявки не согласился и направил жалобу в антимонопольный орган, в которой указывает, что фактически предложенный Заявителем товар полностью соответствует требованиям технического задания Аукционной документации, а отклонение его заявки осуществлено Заказчиком по формальному основанию.

Комиссия, рассмотрев указанные доводы Заявителя, приходит к выводу, что требования Заказчика сформированы таким образом, что участник Аукциона может ошибиться и представить значение иное, отличное от требований Аукционной документации, которая, в свою очередь, вводит участников Аукциона в заблуждение.

При этом изложенные в возражениях Заказчика, доводы о том, что Техническое задание, в частности инструкция не имеют неточностей, а все используемые знаки и слова (словосочетания) расписаны подробно и исчерпывающе, а также о том, что Заказчик не вводил участников Аукциона в заблуждение, опровергаются наличием в пункте 17 Технического задания не соответствующих действительности сведений.

Так, Заказчик, отклоняет заявки участников за наличие в их составе двусмысленного толкования, выразившегося  в указании в составе предложения размера параметра «Диаметр шлица», относящегося к винту с крестообразным шлице, одновременно, указывая, размеры остальных параметров (например, «Номинальный диаметр резьбы», «Глубина шлица»), указывающие на  то, что при оказании сопутствующих услуг будет использоваться винт с плоским шлице. При этом Заказчик не учел тот факт, что именно им в Аукционной документации была допущена ошибка в части не конкретизации параметра «Диаметр шлица», повлекшая недопонимание со стороны участников и допущение в последующем такого формального не соответствия.

Необходимо отметить, что Таблица № 1 ГОСТ 11650-80 не содержит такого параметра как «Диаметр шлица», указанный стандарт его конкретизирует и содержит в единственном виде конкретную  характеристику винта  «Диаметр крестообразного шлица», то есть, установленная в Техническом задании, характеристика винта изначально не соответствует государственному стандарту, на который ссылается Заказчик, следовательно сформировать свое предложение, чтобы такое предложение одновременно соответствовало ГОСТ 11650-80 и параметрам, установленным Заказчиком в Техническом задании, не представляется возможным.

В свою очередь,  указание участником в составе заявки спорного параметра, используя формулировку  ГОСТ 11650-80, равно как и исключение такого параметра из своего предложения, позволит Заказчику отклонить участника за отсутствие предложения характеристики, предусмотренной Техническим заданием.

К такому выводу Комиссия приходит исключительно исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, обусловленного отклонением заявки Заявителя, в том числе ввиду отсутствия одного слова в предложенной характеристике, которую можно однозначно идентифицировать среди предложенных иных характеристик соответствующего товара, то есть по сути неуказание  в параметре «Внутренний диаметр резьбы» слова «внутренний» не повлекло за собой невозможности Заказчиком определения какой параметр предлагается участником, однако Заказчик посчитал возможным отклонить участника ввиду формального несоответствия, используемой формулировки, предлагаемого параметра.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Во исполнение приведенной нормы права Заказчиком разработана и утверждена Аукционная документация, в которой им предъявлены требования к функциональным и техническим характеристикам товаров, подлежащих поставке, являющиеся предметом Аукциона.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки направо участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.

Способ же изложения требований, допущенный Заказчиком в настоящем деле, в том числе инструкция по заполнению заявки, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность Заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником Аукциона ошибок при заполнении заявки.

Подобное составление Аукционной документации вводит участников Аукциона в заблуждение относительно технических характеристик заявленного товара, предоставляя Заказчику возможность манипулировать результатами проводимой закупки в собственных интересах.

Предъявление к участнику закупки требований о представлении в составе своей заявки конкретных показателей сопутствующих комплектующих товара, в отношении которого заказчиком установлены неизменяемые показатели, равно как и отклонение такого участника ввиду неуказания им таких показателей не только напрямую противоречит требованиям Закона о закупках, не соответствует балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и противоречит законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (пункт 5 статьи 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ), поскольку подобное требование не только является бесполезным дублированием требований аукционной документации (предлагаемого к поставке товара не станет внезапно больше, нежели требуется заказчику, и у такого товара не появятся иные показатели в части веса и формы упаковки, если участником дано согласие на предъявленные заказчиком в этой части требования) и беспричинно усложняет процесс заполнения заявки, но и в принципе оставляет разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе на исключительное субъективное усмотрение заказчика (который единолично разрешает вопрос достаточности ему согласия участника или необходимости указания им конкретных показателей своего товара).

Аукционной документацией предусмотрено, что товар должен быть новым (не бывшем в употреблении), не из ремонта. Товар по своим характеристикам должен соответствовать или превосходить технические параметры, приводимые в требованиях настоящего технического задания. На Товаре не должно быть механических повреждений. Поставляемый Товар должен соответствовать действующим в Российской Федерации требованиям в отношении поставляемого товара.

Более того, Комиссия считает необходимым отметить, что винты, формальное несоответствие характеристик которых, послужило основанием для отклонения заявки Заявителя от участия в Аукционе, в рассматриваемом случае прямо не относятся к предмету закупки, а является товаром, необходимым для оказания сопутствующих услуг.

В свою очередь, Техническое задание предусматривает, что срок гарантии составляет не менее 12 месяцев со дня подписания сторонами товарной накладной. При этом поставщик предоставляет гарантийное обслуживание на товар и выполненные работы в течение гарантийного срока. Оборудованием для монтажа должен обеспечить исполнитель своих работников самостоятельно и за свой счет.

Соответственно выражение согласия участником Аукциона на поставку товара в соответствие с характеристиками, установленными Заказчиком в Аукционной документации, не приводит к несоблюдению его потребности или возможности закупки товара, неудовлетворяющего его потребности.

Также Комиссия обращает внимание, что в целях обеспечения конкуренции на торгах заказчику в документации достаточно предусмотреть возможность участникам закупки выразить свое согласие на поставку товара с качественными характеристиками, определенными им в Аукционной документации, и не предусматривать обязанность по заполнению участниками закупки конкретных характеристик, которые уже и так определены Заказчиком в документации. Указанное изменение сократит возможность допущения участниками закупки ошибок в части заполнения ими характеристик товаров, подлежащих поставке, поскольку потребность заказчика уже определена им путем формирования требований к товарам посредством описания качественных характеристик в Аукционной документации, которые могут быть воспроизведены участниками закупки посредством копирования (или предоставления согласия).

Согласно пункту 17 Аукционной документации Участник закупки готовит заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями настоящего пункта и в соответствии с формами документов, установленными в части II «ФОРМЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ» настоящей документации. Заявка на участие должна содержать:

1) согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией.

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак (при наличии).

В рассматриваемом же случае Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки было представлено согласие, что является достаточным для принятия участия в процедуре.

Следовательно, отклонение заявки Заявителя является следствием утверждения Заказчиком ненадлежащих требований к участнику процедуры.

Более того, Комиссия считает необходимым отметить, что из 10 участников Аукциона 8 было отклонено при рассмотрении первых частей заявок за несоответствие технических характеристик, предлагаемого товара, Техническому заданию, в том числе 4 участникам было отказано в допуске за несоответствие характеристик сопутствующего товара (по пунктам 17 и/или 18 Технического задания).

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не отвечают принципам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, в целях предотвращения затягивания процедуры Закупки в настоящем случае Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о пересмотре первых частей заявок с учетом решения Комиссии.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Комфорт Деко» (ОГРН: 1177746371351, ИНН: 7725367721) на действия ФГБОУ ВО «ГУУ» (ОГРН: 1027739017976, ИНН: 7721037218) при проведении Аукциона обоснованной.

2. Установить в действиях ФГБОУ ВО «ГУУ» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать ФГБОУ ВО «ГУУ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

            Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ООО «Комфорт Деко»

 

115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 17, пом. 307

 

 

ФГБОУ ВО «ГУУ»

 

109542 г. Москва Рязанский пр-т, д. 99

 

 

АО «ТЭК-ТОРГ»

 

119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-8074/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.05.2020                                                                                                                г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 14.05.2020 по делу № 077/07/00-8074/2020,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГБОУ ВО «ГУУ»  (далее - Заказчик) устранить нарушения, при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку жалюзи (реестровый № 32009073043) (далее — Аукцион), а именно:

1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона

2. Заказчику назначить новые даты рассмотрения заявок, подведения итогов Аукциона;

3. Заказчику пересмотреть заявки участников Аукциона с учетом принятого решения от 14.05.2020 по делу 077/07/00-8074/2020;

4. Заказчику не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания;

5. Заказчику продолжить проведение Аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения о закупке, Аукционой документации;

6. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 22.06.2020;

7. Заказчику надлежит сообщить в адрес Московского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 24.06.2020 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

 

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации                                 об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны