Решение №24726/24 223 РАСТ НЕРЕКОМ от 20 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по делу №077/10/5-7578/2024 о проверке сведений необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков
18.06.2024                                                                                                              г. Москва

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее – Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления — главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С.А.,
Членов Комиссии Управления:
И.А.П. — специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
С.Р.Г. — специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченных представителей ФГУП «НО РАО»:
К.А.С. (доверенность №319/60/2024-ДОВ от 17.06.2024), К.В.Б. (доверенность №319/61/204-ДОВ от 17.06.2024), а также в присутствии уполномоченных представителей ООО «Спецпроект»: С.О.М. (доверенность №138/2023 от 20.12.2023), Б.С.А. (доверенность №054/2024 от 17.06.2024), Б.С.Н. (доверенность №06/2024 от 18.01.2023),
рассмотрев обращение ФГУП «НО РАО» о включении сведений в отношении ООО «Спецпроект» в реестр недобросовестных поставщиков (далее – Обращение, Реестр),

УСТАНОВИЛА:

ФГУП «НО РАО» (далее – Заказчик) представило в Московское УФАС России (далее – Управление) в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1211) сведения в отношении ООО «Спецпроект» (далее – Общество, Исполнитель) для включения в Реестр.
Предмет закупки: открытый запрос предложений на право заключения договора на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации по объекту «Приповерхностный пункт захоронения твердых радиоактивных отходов 3 и 4 классов (Томская область, городской округ – ЗАТО Северск)» (реестровый №32211253897).
Комиссия Московского УФАС России в результате осуществления проверки сведений, посредственных ФГУП «НО РАО», установила следующее. 
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «НО РАО» (далее — Положение).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в Реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
В соответствии с пунктом 9(1) Правил ведения Реестра, установленных Постановлением № 1211, сведения о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) не включаются в реестр в случае, если в результате проведения проверки, выявлено, что надлежащее исполнение договора оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения договора по причине введения в отношении заказчика указанных санкций и (или) мер ограничительного характера.
В соответствии с извещением о проведении закупки между Заказчиком и Исполнителем заключен договор на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации по объекту «Приповерхностный пункт захоронения твердых радиоактивных отходов 3 и 4 классов (Томская область, городской округ – ЗАТО Северск)» (договор №319/3681-Д от 04.05.2022) (далее – Договор).
В соответствии с разделом Б Договора:
Согласно п. Б.1. начало выполнения работ — с даты подписания Сторонами Договора (от 04.05.2022);
Согласно п. Б.2. окончание выполнения работ — до 30.04.2023. Договор действует до полного исполнения обязательств Сторонами.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 
Представитель Заказчика пояснил, что по состоянию на 15.05.2024 Исполнителем выполнено работ на сумму 76 013 292,90 рублей, при этом общий объем невыполненных Исполнителем работ составил 10 306 887,17 рублей.
Между сторонами велась исковая и претензионная работа, при этом Исполнитель не признал претензии Заказчика.
В соответствии с п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчиком принято решения об одностороннем отказе от исполнения договора (далее - Решение), уведомление о принятом Решении было направлено Заказчиком в адрес Исполнителя 22.05.2024. По состоянию на 29.05.2024 Исполнителем вышеуказанное уведомление получено уведомление со стороны Заказчика.
Комиссия Управления установила, что в соответствии с п. 11.4, кроме случаев, как это предусмотрено действующим законодательством РФ, Заказчик вправе отказаться от исполнения Договора:
- при просрочке предоставления (замены) Подрядчиком обеспечения возврата аванса, обеспечения исполнения обязательств по договору, обеспечения исполнения гарантийных обязательств (п. 8.3.7 Общих условий);
- при внесении Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный ст. 5 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ»
Также в соответствии с п. 11.5 Договора уведомление об отказе от Договора направляется Стороной, инициирующей отказ, другой Стороне в письменной форме. Договор считается расторгнутым, в день получения второй Стороной уведомления. С момента расторжения обязательства Сторон по Договору (за исключениями, определенными ниже) прекращаются.
Подрядчик обязуется вернуть Заказчику все полученные от Заказчика денежные средства (авансовые платежи) в течении 10 (десяти) календарных дней после получения Подрядчиком уведомления Заказчика об отказе от Договора.
Сторона, отказавшаяся от исполнения Договора вследствие нарушения его условий другой Стороной, вправе потребовать от другой Стороны возмещения убытков в связи с расторжением Договора.
На основании вышеизложенных положений Договора, а также ознакомившись с представленными к материалам дела документами и информацией, Комиссия Управления делает вывод о надлежащем уведомлении Заказчиком Исполнителя о принятом Решении, в связи с чем Договор считается расторгнутым.
Представитель Исполнителя пояснил и указал, что ненадлежащее выполнение Договора произошло вследствие обстоятельств, в свою очередь возникшие не по вине Исполнителя и воспрепятствовавшие надлежащему выполнению своих обязательств по Договору.
Представитель Исполнителя отметил, что имели место следующие обстоятельства:
1. Неоднократные корректировки документации, систематическая задержка в согласовании результатов работ и несвоевременное направление замечаний со стороны Заказчика повлекли невозможность выполнение Исполнителем работ в установленные Договором условий;
2. Обязательства сторон фактически не прекратились после направления Заказчиком уведомления о принятии им Решения, так как Заказчик продолжал направлять в адрес Исполнителя уведомления с замечаниями, осуществлять приемку откорректированной Исполнителем документации. В представлении Исполнителя действия Заказчика не отвечали критериям разумности и добросовестности с учетом с учетом выполненных Исполнителем объемов работ по Договору.
3. В представлении Исполнителя, уведомление Заказчика о принятом Решении являлось недействительной сделкой, поскольку не было направлено на прекращение правоотношений между сторонами.
4. Фактическое выполнение Исполнителем 98% объема работ свидетельствует об отсутствии недобросовестного поведения у Исполнителя и свершения им умышленных действий при выполнении Договора.
Исполнителем осуществлялись все действия, направленные на надлежащее выполнение условий и требований Договора.
Отчетная документация по этапу 2 (включая подэтап 2.3) имел подчиненное значение отчетной документации по этапу 1 и не могла быть сдана раньше, чем завершение работ по этапу 1. Акт-сдачи приемки выполненных работ по этапу 1 (корректировка проектной и сметной документации) подписан 28.11.2023.
Представитель Исполнителя отметил, что Заказчик своими действиями затянул сроки начала экспертизы проектной документации, что отодвинуло срок сдачи выполненных Исполнителем работ по этапу 1 на 148 дней. Проектная документация была передана Заказчику и принята им по Накладной №1 от 26.12.2023.
Разработанная проектная документация была загружена на сайт ФАУ «Главгосэкспертиза» (далее — ГГЭ) для предварительной проверки ее комплектности 28.12.2022. После загрузки Исполнителем документации проектная документация неоднократно корректировалась по запросам Заказчика. Так, в письме от 21.04.2023 №222/04/2023 Заказчик был уведомлен об общем смещении сроков загрузки документации в ГГЭ по причинам, не зависящим от Исполнителя, а именно: в связи с с проведением очередной, инициированной Заказчиком корректировкой сметной документации. Предыдущая инициатива по внесению корректировок в сформированную (и первично загруженную в ЛК ГГЭ 28.12.2022) сметную документацию со стороны Заказчика поступала 29.12.2022 (письмом №358 по каналу VipNet были направлены принятые Заказчиком акты КС-2).
Таким образом, начиная с 28.12.2922 Исполнителем была выполнена первая корректировка выпущенной сметной документации к 31.03.2023, к 05.05.2023 выполнена вторая корректировка (по инициативе Заказчика от 13.04.2023 (Приложение №1 к письму от 21.04.2023 №222/04/2023)). При этом, алгоритм экспертизы ГГЭ допускал внесение корректировок в ходе экспертизы.
С учетом того, что прохождение входного контроля было завершено 24.05.2023, суммарное смещение даты начала экспертизы проектной документации составило 148 дней. Таким образом, в представлении Исполнителя, действия Заказчика послужили причиной смещения сроков завершения Исполнителе работ сначала по 1 этапу, затем (частично вследствие смещения сроков завершения работ по этапу 1) — по этапу 2.
Сроки рассмотрения документации в государственной экспертизе находились вне компетенции Исполнителя, обязательство по прохождению экспертизы не было возложено, вследствие чего исполнитель не мог нести ответственность за действия (бездействие) третьих лиц и обстоятельства, находящихся вне его контроля. Обязанность прохождения государственной экспертизы проектной документации была возложена на Заказчика в силу императивных норм ст. 49 Градостроительного кодекса российской Федерации.
Представитель Исполнителя указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.22007 №145 срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не должен превышать 42 рабочих дня.
Согласно п. 29 вышеуказанного постановления: «в течение 30 рабочих дней проводится государственная экспертиза:
- результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;
- проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых будут осуществляться в особых экономических зонах;
- проектной документации в объеме, предусмотренном пп. «б» п. 27 настоящего Положения».
Согласно п. 29(1) вышеуказанного Постановления: «сроки, указанные в п. 29, могут быть продлены по инициативе заявителя не более, чем на 20 рабочих дней в порядке, установленном договором».
Таким образом, представитель Исполнителя отметил, плановый период экспертизы: с 25.05.2023 по 25.97.2023 (с учетом продления срока на 20 рабочих дней).
Экспертиза была завершена 31.10.2023. Фактический срок завершения экспертизы рабочей документации сместился относительно регламентного срока на 99 календарных дней по причинам, не зависящим от Исполнителя. О вышеуказанном обстоятельстве Исполнитель уведомил Заказчика письмом от 31.10.2023 №319/10/2023. Данным письмом Исполнитель направил Заказчику скорректированный график выпуска рабочей документации в связи с затянувшимся процессом прохождения экспертизы проектной документации в ГГЭ на 99 календарных дней по не зависящим от Исполнителя причинам.
Представитель Исполнителя подчеркнул, что Заказчик систематически нарушал сроки приемки результатов работ по 2 этапу, предусмотренные договором 15 рабочих дней с момента получения). В качестве примера Исполнитель указал, когда фактический срок рассмотрения комплектов рабочей документации составлял 70 рабочих дней (письмом от 10.08.2023 №097/08/2023 Исполнителем в адрес Заказчика направлено 15 комплектов рабочей документации, 14 из них согласовано письмом от 16.11.2023 №319-04.06/10201 (ДСП)).
Кроме того, Заказчик не направлял в адрес Исполнителя ответы на следующие письма Исполнителя, касающиеся направления не согласование комплектов рабочей документации:
- письмо от 13.12.2023 №183/12/2023;
- письмо от 13.02.2024 №089/02/2024.
Просрочка в приемке результатов работ, направленных вышеуказанными письмами, составляла 79 и 41 рабочих дней соответственно.
Представитель Исполнителя пояснил, что тем самым Заказчиком нарушались:
- п. Д6 Особенных условий о сроке проверки результатов работ в 15 рабочих дней;
- п. 3.4 Общих условий «Содействие Заказчика»;
- п. 6.3.1 Общих условий «Заказчик обязан письменно уведомить о недостатках работ (результатов работ) в кратчайший срок после выполнения недостатков».
Представитель Исполнителя указал, что ненадлежащее выполнение Заказчиком обязательств по согласованию результатов выполнения работ по этапу 2 явилось причиной невозможности выполнения работ в установленные Договором сроки. При этом, Заказчик использовал получаемую от Исполнителя рабочую документацию о своих интересах и осуществлял строительно-монтажные работы на строительном объекте.
После принятия Заказчиком Решения Заказчик, вопреки положения п. 11.5 Договора, продолжил рассмотрение откорректированной Исполнителем рабочей документации в порядке, предусмотренном Договором, о чем свидетельствуют письма Заказчика:
- от 23.05.2024 №319-04.06/3791;
- от 27.05.2024 №319-04.06/3864;
- от 27.05.2024 №319-04.06/3865;
- от 27.05.2024 №319-04.06/3863;
- от 30.05.2024 №319-04.06/4028;
- от 31.05.2024 №319-2/4063;
- от 06.06.2024 №319-04.06/4264;
- от 06.06.2024 №319-04.06/4265;
- от 06.06.2024 №319-04.06/4266.
Исполнитель также в адрес Заказчика направлял откорректированную рабочую документацию письмами:
- от 29.05.2024 №169/05/2024;
- от 29.05.2024 №170/05/2024;
- от 30.05.2024 №180/05/2024;
- от 31.05.2024 №189/05/2024;
- от 05.06.2024 №012/06/2024;
- от 05.06.2024 №016/06/2024.
Заказчик вышеуказанные письма Исполнителя принимал и не представлял в ответ возражения против получения откорректированной рабочей документации.
По состоянию на 23.05.2024 по этапу 2.3 Договора:
- Исполнителем выполнены и согласованы с Заказчиком 42 комплекта;
- по 33 комплектам Заказчик изменил решение о согласовании, тем самым привел к дополнительным трудозатратам Исполнителя по корректировке рабочей документации;
- просрочки Заказчика в приемке работ допущены по 101 комплекту из 124 томов рабочей документации.
На основании вышеуказанной информации, а также на основании представленных сторонами к материалам дела документов и письменных пояснений Комиссия Управления делает вывод совершении Обществом активных действий, направленных на исполнение договора и отсутствии у него намерений уклониться от исполнения заключенного договора.
Для признания Исполнителя недобросовестным поставщиком, уклонившимся от заключения договора, Комиссия не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоответствия действий лица положениям законодательства (документации), а обязана выяснить все обстоятельства дела, установить недобросовестность лица в совершении действий или бездействия, осуществленных намеренно с целью неисполнения Договора, так и в их совершении по неосторожности, когда участник по небрежности или ненадлежащей осведомленности не принимает необходимых мер по выполнению обязательств по Договору, то есть создает условия, влекущие невозможность надлежащего выполнения условий Контракта. 
Таким образом, руководствуясь ст. 5 Закона о закупках, постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе», от 22.11.2012 №1211
«О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках», приказом ФАС России от 18.03.2013 №164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках», Комиссия Управления

ЗАКЛЮЧИЛА:
Не рекомендовать включение сведений об ООО «Спецпроект» в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Связанные организации

Связанные организации не указаны