Решение №36937/23 б\а от 30 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11421/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
30.08.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «УКБВ», АО «Атомкомплект»,

рассмотрев жалобу ООО «УКБВ» (далее - Заявитель) на действия АО «Атомспецтранс» (далее — Заказчик) при проведении закрытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по теме: «Разработка и внедрение современных технических решений в области специальных перевозок отработавшего ядерного топлива. Этап 2023-2025 годов» для нужд АО «Атомспецтранс» (закупочная процедура №231844800148, опубликованная на официальном сайте https://www.astgoz.ru, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

На заседание Комиссии представитель Заказчика не представил надлежащую доверенность, подтверждающую полномочия на представление интересов в антимонопольном органе.

В связи с этим, представитель Заказчика был допущен до участия в заседании в качестве слушателя.

При этом, Комиссия считает, что представленных документов достаточно для рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушения со стороны Заказчика выражены в неправомерном отказе от заключения договора с Заявителем.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Также в своей деятельности Заказчик руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ», утвержденным решением наблюдательного советаГоскорпорации «Росатом» от 07 февраля 2012 № 37 (далее — Положение).

Как следует из материалов дела, Заказчиком 12.07.2023 на официальном сайте Оператора электронной площадки ООО «АСТ ГОЗ» (https://www.astgoz.ru) была размещена информация о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 233 000 000,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 12.07.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 24.07.2023 в 11:00.

Отборочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке: не позднее 10.08.2023.

Оценочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке и подведение итогов закупки: не позднее 18.08.2023.

Согласно протоколу № 2/231844800148 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка от одного участника, в соответствии с пунктом а) части 1.1 статьи 6.4 ЕОСЗ закупка признана несостоявшейся.

В связи с признанием процедуры несостоявшейся Заказчиком было принято решение завершить закупку без заключения договора.

На заседании Комиссии представитель АО «Атомкомплект» (далее - Организатор торгов) пояснил, что в рамках проведения закрытого одноэтапного запроса предложений Организатору закупки и Заказчику поступили обращения участников, не включенных в перечень участников, которым направлялись предложения (исх. от 01.08.2023 № 1307, от 04.08.2023 № 37-019-406/11439).

По мнению Организатора торгов, обращения иных участников с целью участия в закупке свидетельствуют об отсутствии экономической целесообразности заключать договор с единственным участником без рассмотрения иных предложений, которые также позволят расширить конкуренцию в проводимой процедуре.

Также Организатор торгов пояснил, что на основании пункта б) части 4 статьи 6.4. «Действия по результатам несостоявшихся конкурентных закупок» ЕОСЗ заказчиком принято решение о проведении повторной закупки.

Извещение о проведении повторной закупки и закупочная документация размещены 17.08.2023 в Единой информационной системе, закупка № 32312683161, на ЭТП «АСТ ГОЗ» закупка № 231844800206.

Согласно извещению о внесении изменений в извещение о проведении закупки и закупочную документацию дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 11:00 (время московское) 04.09.2023.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что согласно пункту 14.4 документации в случае, если закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке была подана только одна заявка на участие в закупке и данная заявка и подавший ее участник закупки отвечают всем требованиям и условиям, предусмотренным документацией, либо принято решение о допуске только одного участника закупки, заказчик:

а) заключает договор с таким единственным участником закупки в порядке, указанном в настоящем пункте, по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником в его заявке, или на лучших для заказчика условиях, достигнутых по результатам преддоговорных переговоров, либо

б) принимает решение о проведении повторной закупки, либо

в) отказывается от заключения договора в случае, указанном в пункте 15.1 настоящей части документации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6.4 Положения в случае если подана только одна заявка от одного участника (с учетом отозванных участником заявок) и закупочной комиссией принято решение о допуске участника, подавшего такую заявку, к участию в закупке, либо принято решение о допуске только одного участника закупки, заказчик выполняет одно из следующих действий:

а) при наличии экономической целесообразности заключает договор с единственным участником конкурентной закупки в соответствии с п. а) ч. 1 ст. 9.1, если иное не установлено полномочиями РО дивизионов, а также при условии уведомления в письменной форме единственного участника конкурентной закупки о принятом решении не позднее 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов конкурентной закупки;

б) проводит повторную закупку. При этом для повторной закупки применяется тот же способ закупки либо: при несостоявшемся конкурсе – запрос предложений, при несостоявшемся аукционе/ редукционе – запрос котировок. При проведении повторной закупки заказчик проводит анализ, условий закупки и требований и корректирует их (при необходимости), а также вносит соответствующие корректировки в ГПЗ (ч. 7 ст. 4.1);

в) отказывается от заключения договора по следующим основаниям (при этом заказчик проводит оценку рисков возникновения негативных последствий при отказе от заключения договора и несет ответственность за экономическую эффективность такой закупки) (с учетом положений ст. 9.4):

1) изменение финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке;

2) изменение потребности в продукции, в том числе изменение характеристик продукции, при наличии утверждения таких изменений руководителем заказчика;

3) при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность закупки;

4) необходимость исполнения предписаний антимонопольного органа и/или рекомендаций ЦАК, АК и/или иного уполномоченного контролирующего органа;

5) изменение законодательства РФ, нормативных правовых актов, издание актов федеральных органов исполнительной власти, влияющих на возможность и/или целесообразность проведения закупки.

Таким образом, право Заказчика отказаться от заключения договора с единственным участником и провести повторную закупку установлено Положением и документацией о закупке, которая не была оспорена Заявителем в установленном порядке.

В связи с изложенным, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства и Положения о закупке.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

При этом, Заявитель не лишен возможности реализовать свое право на участие в новой закупке.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «УКБВ» (ИНН: 6623091790, ОГРН: 1136623001217) на действия АО «Атомспецтранс» (ИНН: 7717609102, ОГРН: 1087746009218) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 24.08.2023 №НП/36135/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны