Решение б/н б/а от 17 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16383/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


14.09.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ФОРМИО», АО «НИИ ТП»;

в отсутствие представителей ООО «РТС-тендер», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 13.09.2021 № ЕО/55677/21,

рассмотрев жалобу ООО «ФОРМИО» (далее — Заявитель) на действия АО «НИИ ТП» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора выполнения работ по сервисному обслуживанию прецизионных систем вентиляции и кондиционирования (реестровый № 32110609758, далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает требования закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

02.09.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110609758 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по сервисному обслуживанию прецизионных систем вентиляции и кондиционирования.

По мнению Заявителя, Заказчик установил неправомерные требования в закупочной документации, а именно критерии оценки. Заявитель указывает, что оспариваемые требования сформулированы, как требование к участникам для их допуска к участию в Закупке.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее – Положение).

В соответствии со статьей 10.4.5 Положения Заказчик вправе установить следующие квалификационные требования при осуществлении квалификационного отбора:

- наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;

- наличие опыта поставки продукции сопоставимого характера и объема;

- наличие кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;

- наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору.

Также на основании пункта 10.13.4. Положения критерии оценки могут быть ценовыми и неценовыми; квалификация участника закупки, в рамках которой оцениваются:

- обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

- обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

- обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

- наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема;

- репутация участника закупки.

В свою очередь, согласно пункту 29 информационной карты, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок приведены в приложении № 2 к информационной карте.

В соответствии с приложением 3, Заказчиком установлены 3 критерия оценки.

1. Цена договора.

2. Качество технического предложения участника закупки.

3. Квалификация участника закупки, включающая в себя подкритерии:

3.1 - наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема;

3.2 - репутация участника закупки.

Порядок оценки по критерию 3.

Лучшим предложением по критерию признается предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности Заказчика в работах, услугах в соответствии с подкритериями, установленными в документации о закупке.

Rci = Ci1+ Ci2+ Ci3

где:

Rci– рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

– значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в закупке по k-му подкритерию;

k – количество установленных подкритериев.

При оценке предложений коллективного участника по данному критерию, данные предоставляемые лицами, выступающими на стороне одного участника процедуры закупки, по каждому подкритерию суммируются.

С целью расчета итогового рейтинга заявки и определения победителя закупки рейтинг заявки по критерию «Квалификация участника закупки» суммируется с рейтингами заявки по иным критериям оценки.

Для расчета итогового рейтинга по заявке, рейтинг Rci умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

Заявителем оспаривается подкритерий 3.1.

Оценка подкритерия «Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема». (Ci1)

Заказчиком будет оцениваться наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в настоящей закупке. Под успешным выполнением работ понимаются исполненные контракты (договоры), заключенные участником закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц», выполненные в срок, в полном объеме. Под выполнением работ сопоставимого характера понимаются исполненные контракты (договоры) на выполнение работ по техническому обслуживанию систем кондиционирования воздуха.

Комиссией Заказчика будет оцениваться общая стоимость исполненных контрактов (договоров), указанных в форме «Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема». В подтверждение указанных сведений, для присуждения баллов в составе заявок участников должны быть представлены копии заключенных контрактов (договоров) и копии актов сдачи-приемки выполненных работ (далее – Акт, Акты), сопоставимого объема и сопоставимого характера. В случае не предоставления части документов или представления нечитаемых копий документов, такие документы к оценке не принимаются, т.е. за них присваивается 0 баллов. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых электронных копий, на которых видны необходимые подписи и печати. Датой исполнения контракта (договора), представленного к оценке является дата фактически выполненных работ указанная в приемочном документе. Оценке не подлежат контракты (договоры), работы по которым продолжаются (являются незавершенными), такие документы к оценке не принимаются, т.е. за них присваивается 0 баллов. В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого объема и сопоставимого характера, сведения о данных контрактах (договорах) не принимаются к оценке, т.е. за них присваивается 0 баллов.

Сведения о контрактах (договорах) должны быть в установленном законодательством РФ порядке размещены в Единой информационной системе в сфере закупок.

Количество баллов рассчитывается по формуле:

 

НЦБi = 100 х (Ki / Kmax),

где:

НЦБi – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному подкритерию;

Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Kmax - максимальное предложение из предложений по подкритерию, сделанных участниками закупки.

Порядок оценки по подкритерию:

Для получения оценки (значения в баллах) по подкритерию для каждой заявки полученное количество баллов умножается на значимость подкритерия разделённая на 100%.

По каждой заявке комиссия присваивает баллы на основе представленной информации в заявке на участие в закупке. В случае отсутствия у участника закупки информации о соответствующих значениях подкритерия, по этому подкритерию заявке участника закупки присваивается рейтинг 0. Также 0 баллов присваивается заявке участника закупки, представившего информацию о подкритериях в заявке на участие в закупке, но не представившего копии документов в составе заявки, подтверждающие соответствующую информацию участника закупки.

Более высокий балл соответствует более высокому значению подкритерия участника закупки.

Комиссия установила, что из содержания приложения № 2 к информационной карте, а также из требований пункта 29 приложения № 2 следует, что документы, подтверждающие квалификацию участника Закупки, необходимы для стадии порядка оценки и сопоставления заявок.

Заказчик также указал, что методика оценки и сопоставления заявок участников конкурентной закупки утверждена приказом ГК «Роскосмос» № 339 от 04.12.2020.

В оспариваемой Закупке Заказчик вправе установить такие требования к участнику закупки, которые позволяют выявить контрагента, имеющего возможности лучшим образом удовлетворить потребность Заказчика.

Также указанное требование устанавливается в связи с необходимостью выбора контрагента, который в результате осуществления предпринимательской деятельности приобрел необходимую квалификацию в сфере осуществления такой деятельности. Включение в закупочную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 16.05.2018).

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в закупочной документации отсутствует требование о наличии у участника Закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема в качестве допуска участника.

Кроме того, по мнению Комиссии указанные требования о необходимости заключения договора в соответствии с вышеуказанными федеральными законами может быть основано на необходимости администрирования и возможности проверки их исполнения путем обращения к ЕИС.

С учетом изложенного на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы.

Относительно довода об отсутствии в документации сметы на оказание технической помощь Заказчику в вопросах, касающихся эксплуатации оборудования (проведение инструктажа, составление инструкций по эксплуатации и т.д.) подрядчик должен выполнить все работы, предусмотренные сметной документацией, из своих материалов, своими силами и средствами, без привлечения субподрядчиков Комиссия устанавливает следующее.

Планирование и проведение работ на объектах разного масштаба и назначения предполагает разработку сметы или сметной документации. Целью составления сметы является определение суммарных расходов, которые должен предусмотреть Подрядчик на период выполнения работ, оказания услуг. Смета учитывает перспективы изменения цен на рынке оборудования, запасных частей к нему и требуемых расходных материалов, строительных материалов, затраты на хозяйственные нужды, заработную плату, временные затраты, аренду спецтехники и др.

Смета, составленная Подрядчиком, становится гарантом целенаправленного расходования средств, выделяемых Заказчиком для бесперебойного ведения работ ввиду прозрачности предварительного подсчета.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия также приходит к выводу о необоснованности по данному доводу жалобы.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика совершены в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими закупочную деятельность Заказчика.

Выводы Комиссии также подтверждаются тем фактом, что на участие в оспариваемой подано 14 заявок. Тем самым, довод об ограничении конкуренции не находит своего подтверждения.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ФОРМИО» (ИНН: 7721834936; ОГРН: 1147746627907) на действия АО «НИИ ТП» (ИНН: 7715784155; ОГРН: 1097746735481) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.09.2021 № ЕО/55677/21.


 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны