Решение б/н б/а от 24 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7909/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.05.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ГУП «Медицинский центр»,

в отсутствие <...> (извещен надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.05.2021 № ЕО/26414/21);

рассмотрев жалобу <...> (далее также — Заявитель) на действия ГУП «Медицинский центр» (далее также — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия (акарицидная обработка и дезинсекция помещений) для санатория «Волна» ГУП «Медицинский центр» (реестровый № 32110211689) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с положениями Закупочной документации, влекущими ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 321 616,96 руб. размещено на Официальном сайте 20.04.2021.

Из жалобы следует, что Заявитель не согласен с установлением в Закупочной документации требований к участникам закупки о предоставлении в составе заявки копии действующей медицинской лицензии на дезинфектологию, что противоречит позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 46-АД19-1 от 29.04.2019.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и пояснил, что в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность от 06.12.2019 № ЛО-50-01-011506 ГУП «Медицинский центр» осуществляет не только санаторно-курортное лечение, но и оказывает медицинскую деятельность, в том числе в санатории «Волна».

В соответствии частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Пунктом 14.1, 14.1.8 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Медицинский центр» установлены обязательные требования к составу заявки на участие в закупке, в том числе «документы (копии документов), подтверждающие соответствие участника процедуры закупки иным обязательным требованиям к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Частью 4 пункта 16 второй части Извещения о проведении запроса котировок установлены требования к форме заявки (в соответствии с приложением 1 к извещению) и документам, которые должны прилагаться в составе заявки. В частности к заявке участником должна быть приложена «копия действующей медицинской лицензии на дезинфектологию».

Также разделом 7 Технического задания к закупке установлено соблюдение при оказании услуг постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.

Таким образом, Постановление № 291 регламентирует лицензирование медицинской деятельности, в том числе проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.

Проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан. Сами эти мероприятия выполняются как в рамках медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, таких как санитарная охрана территорий, карантин, производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.

Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.

В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

Следовательно, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические мероприятия в значении, определенном Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в связи с чем подлежит лицензированию.

Анализ приведенных выше норм и требований действующего законодательства позволяет сделать вывод, что для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица (индивидуальные предприниматели) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по «дезинфектологии» и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.

Поскольку в рассматриваемом случае объектом закупки являлось оказание услуг по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия (акарицидная обработка и дезинсекция помещений) для санатория «Волна» ГУП «Медицинский центр», то требование о предоставлении участниками запроса котировок в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии правомерно включено Заказчиком в извещение о проведении запроса котировок.

Указанные выводы подтверждаются Определениями Верховного Суда РФ от 11.03.2020 № 308-ЭС20-2256, 22.05.2020 № 303-ЭС20-7733, в которых установлено, что дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы (в комплексе или отдельности) относятся к числу санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включены в понятие «медицинская деятельность» и подлежат лицензированию.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, считает необходимым отметить, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> на действия ГУП «Медицинский центр» (ИНН: 7730199840, ОГРН: 1167746299820) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения с Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 07.05.2021 № ЕО/26414/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны