Решение №49482/22 б/а от 22 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-13954/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.09.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
"....."
членов Комиссии:
"....."
"....."
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ".....", ".....", ".....",
рассмотрев жалобу "....." (далее также - Заявитель) на действия "....." (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для капитального ремонта МКД района (реестровый № 32211623878, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссией установлено, что Заказчиком 16.08.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для капитального ремонта МКД района (реестровый № 32211623878) (далее – конкурс, процедура).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 885 443 руб. 06 коп.
Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценки заявки Заявителя по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией установлено, что согласно Протоколу подведения итогов процедуры от «06» сентября 2022г. № 32211623878 (далее также — Итоговый протокол) заявка Заявителя (№ 900569) заняла 2 место.
Как следует из Итогового протокола, Заявитель по критерию «Квалификация участников закупки» получил 0 баллов.
Наименование критерия |
Значение (предложение участника закупки) |
Значение (предложение участника закупки) |
||
896881 |
900569 |
|||
|
Ценовое предложение |
Значимость показателя |
Ценовое предложение |
Значимость показателя |
Цена контракта |
8 441 170.91 |
60 |
8 441 170.91 |
60 |
Квалификация участников закупки |
Представлено контрактов (договоров)12 шт. зачтено 12 шт. на сумму 164 073 637,10 |
40 |
Представлено контрактов (договоров) 26 шт. зачтено 14 шт. на сумму 104 252 866,49 |
0 |
Итоговый рейтинг |
100 |
60 |
Как следует из материалов дела, Заказчиком в Документации установлен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:
№ |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
1. |
Цена договора, сумма цен единиц товары, работы, услуги |
60 |
- |
- |
- |
- |
, где: - предложение участника закупки о цене контракта; - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки. |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта |
100 |
Общая цена исполненных участником закупки договоров |
100 |
БХi=(Хi-Хmin)*100/(Хmax-Хmin) где: Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявке, подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию. Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявке, подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию
|
|
|
|
|
|
Разделом III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее также - Порядок), установлены отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки.
Так пунктом 1 таблицы (Раздел III Порядка) установлено, что Оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в документации электронного конкурса, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон) и Положением о закупках товаров, работ, услуг, ГБУ Жилищник районов ВАО г. Москвы, Постановление Правительства города Москвы №441-ПП от 05.07.2013.
Пунктом 2.1 таблицы (Раздел III Порядка) также установлено Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показателя оценки по показателю «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта»:
«Максимальное количество баллов – 100.
По данному критерию оценивается опыт по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
При оценке учитываются только полностью исполненные контракты (договора), предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), связанных c предметом договора (по содержанию, составу работ (услуг) и объему финансирования, заключенные участником закупки с заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд заключенных в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 №44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ, заключенных в соответствии с 615-ПП РФ от 01.07.2016г., а также приложением документов, подтверждающих исполнение указанных контрактов. Сведения об опыте приводятся применительно к специфике закупки, отдельно по каждому контракту (договору).
В случае отсутствия подтверждающих документов в составе заявки контракта (договора) такой контракт (договор) не учитывается при оценке заявки по данному показателю критерия.
Перечень подтверждающих документов:
-
копии контрактов (договоров), со всеми приложениями, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам (договорам) (при наличии);
-
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 6 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
-
копия положительного заключения по прохождению государственной экспертизы.
Не учитываются при оценке контракты (договоры) с суммой менее 50 (пятидесяти) % от начальной (максимальной) цены, указанной в документации закупки.
При отсутствии подтверждающих документов в составе заявки на участие в конкурсе участнику закупки присваивается 0 баллов по данному показателю.
Порядок оценки заявок по показателю:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (С2), определяется:
а) в случае если Ki<Kпред , по формуле: С2 = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
б) в случае если Ki≥Kпред, С2 = КЗ x 100
где:
КЗ = 0,9 - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кпред = 2 (два) - предельно необходимое значение количества успешно исполненных участником закупки не ранее чем за 6 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке работ на сумму не менее 50 (пятидесяти) % от начальной (максимальной) цены контракта рублей (каждый).
В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта» при условии предоставления в составе заявки формы «Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», содержащей данные о номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе при предоставлении копий контрактов (договоров) в соответствии с порядком оценки либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, в случае предоставления сведений об опыте по форме «Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема»».
Комиссия Управления, исследовав и проанализировав заявку Заявителя, установила, что в составе заявки представлено 26 контрактов (договоров), зачтено только 14 контрактов (договоров). При этом 12 контрактов (договоров) не были зачтены ввиду того, что не подходят под установленный показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», а именно отсутствует положительное заключение по прохождению государственной экспертизы.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии подтвердил, что у данных контрактов, которые не были зачтены Заказчиком, отсутствует заключение по прохождению государственной экспертизы, но в наличии заключение по прохождению негосударственной экспертизы.
При этом Заявитель также указывает, что требование о наличии положительного заключения по прохождению государственной экспертизы ограничивает конкуренцию и является неправомерным.
Комиссия отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски в случае несоблюдения таких условий.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что Заказчик при рассмотрении заявки Заявителя действовал в строгом соответствии с положениями документации и правомерно рассмотрел заявку.
Доказательств обратного Заявителем Комиссии не представлено.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при оценке заявки участника.
Вместе с тем Заявитель также обжалует положения закупочной документации, указывая в своей жалобе, что в документации ненадлежащим образом установлен критерий оценки заявок участников закупки по показателю «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», а именно в части предоставления копии положительного заключения по прохождению государственной экспертизы, что, по мнению Заявителя, является незаконным требованием.
Комиссия отмечает, что обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках.
Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.
Комиссия отмечает, что в соответствии с извещением размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, дата окончания подачи заявок - 30.08.2022 10:00 (время московское).
Заявитель подал заявку на участие в Закупке, при это жалоба на действия Заказчика поступила в антимонопольный орган — 07.09.2022.
Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения документации (критерии оценки) подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 30.08.2022 10:00 (время московское).
В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.
Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений Документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.
Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Закупки, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в части оспаривания положений документации.
В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу №А40-178288/20.
В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу "....." (ОГРН: ".....", ИНН: ".....") на действия "....." (ОГРН: ".....", ИНН: ".....") при проведении Закупки в части оспаривания оценки заявки необоснованной, в остальной части — оставить без рассмотрения.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 12.09.2022 № НП/47570/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.