Решение №53000/23 б/а от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16775/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.12.2023                                                                                                                         г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..» в лице «…..», действующего на основании доверенности от 06.12.2023 № б/н, и «…..» в лице «…..», действующего на основании доверенности от 30.05.2023 № 14/23,

рассмотрев жалобу «…..» (далее также — Заявитель) на действия «…..» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по уборке и содержанию туалетов на территориях подведомственных ГАУК г. Москвы ПКиО «Перовский» (реестровый № 32312958825, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 14.11.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - https://zakupki.gov.ru) (далее — ЕИС) и на электронной площадке АО «ЕЭТП» была размещена информация о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 7 350 312,06 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 14.11.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 22.11.2023 09:00.

Дата подведения итогов: 23.11.2023.

Комиссия установила, что Заявителем подана заявка № 1184820.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе от 23.11.2023 № 32312958825, Заявителю присвоено 3,514 баллов по подкритерию «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», а победителю Закупки (участник 1181171) было присвоено 30,000 баллов.

Согласно доводам жалобы Заявитель не согласен с оценкой своей заявки по подкритерию «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Кроме того, по мнению Заявителя, невозможно определить правомерность определения победителя закупки, поскольку в протоколе подведения итогов не указано какое количество техники участники представляли по подкритерию «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами», количество человек по подкритерию «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» и суммы контрактов\договоров по подкритерию «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма».

Заказчик представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно Приложению № 1 к документации оценка и сопоставление заявок по показателю «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» осуществляется Заказчиком в порядке, установленном ниже:

Нестоимостной критерий оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» включает в себя, в том числе показатель «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Значимость показателя критерия: 30%

Коэффициент значимости (КЗ) = 0,30

Оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера и объема исчисляемый в рублях, выполненных участником за последние два года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Под работами сопоставимого характера понимается оказания услуг по обслуживанию стационарных туалетов и модульных туалетных кабин.

К оценке принимаются контракты (гражданско-правовые договоры), исполненные в полном объеме, с ценой составляющей не менее 20 % от начальной (максимальной) цены договора.

Сведения о стоимости исполненных контрактов (договоров) подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости выполненных работ/услуг.

Копии контрактов (договоров) предоставляются в полном объеме со всеми приложениями, с приложением акта/актов приемки выполненных работ, подписанных обеими. В случае если контракты заключены в электронной форме, общая стоимость исполненных контрактов (договоров) может быть подтверждена размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта» при условии предоставления в составе заявки формы «Сводные сведения об общей стоимости исполненных контрактов (договоров)», содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта сторонами и скрепленных печатями сторон (при наличии).

Под успешно реализованным контрактом (гражданско-правовым договором), понимается контракт (гражданско-правовой договор) исполненный без нарушений сроков выполнения работ, применения штрафных санкций и иных нарушений условий контракта (гражданско-правового договора) допущенных по вине исполнителя (участника). Информация, представленная участником должна соответствовать информации, размещенной в соответствующем разделе ЕИС (сайт zakupki.gov.ru, (44-ФЗ и 223-ФЗ)).

В случае, если в сведениях об исполнении контракта (гражданско-правового договора) в ЕИС будет отображена информация о том, что исполнение Поставщиком было выполнено с применением штрафных санкций со стороны Заказчика, такой контракт (гражданско-правовой договор) к оценке приниматься не будет, вне зависимости от того, что в составе заявки на участие в процедуре, участником представлены акты (акт) выполненных работ (услуг) без применения штрафных санкций со стороны Заказчика.

При оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в процедуре.

Не представление в составе заявки на участие в процедуре таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в процедуре, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в процедуре.

Порядок оценки:

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБ КЗ i = ×100×(Ki/Kmax)*,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

* В случае если стоимость (суммарный объем) выполненных работ (оказанных услуг) сопоставимого характера по контрактам (гражданско-правовым договорам) участника превышает 200 (двести) миллионов рублей, то Kmax = 200 000 000 рублей. Участник при этом получает максимальный балл по показателю.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что по подкритерию «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма» Заявителю был засчитан опыт на сумму 22 072 395 рублей 02 копейки, а победителю Закупки «…..» был засчитан опыт на сумму 200 000 000 рублей 00 копеек.

Также Заказчик на заседании Комиссии указал, что им была допущена техническая ошибка при учете контрактов (договоров) по подкритерию «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма», поскольку Заявителю был засчитан только опыт за декабрь 2021 года по договору 16-ДИ/20 с ГБУ «Доринвест», подтвержденный актом сдачи-приемки оказанных услуг от 11.01.2022, при этом, по мнению Заказчика, Заявителю можно было также засчитать опыт на большую сумму.

При этом, по мнению Заказчика, допущенная техническая ошибка при подсчете баллов по подкритерию «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма» не повлияла на определение победителя Закупки, поскольку даже при пересмотре опыта участников у Заявителя выходит итоговый балл 84, а у победителя Закупки «…..» 97 баллов, в связи с чем Заказчик просил обязательное к исполнению предписание не выдавать.

Вместе с тем Комиссия, изучив представленные Заказчиком документы, установила, что Заказчик использовал дискриминационный и неоднозначный подход при оценке заявки Заявителя по показателю «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», в отличие от заявки победителя Закупки «…..».

Указанный вывод Комиссии подтверждается тем, что Заявителю был засчитан только опыт на сумму 22 072 395 рублей 02 копейки, в то время как победителю Закупки «…..» был засчитан весь представленный опыт в составе заявки. При этом Комиссией установлено, что опыт, засчитанный в пользу «…..», включал в том числе и период, который не соответствует установленному порядку оценки заявок. Так, опыт за период с января 2020 года по октябрь 2021 года был неправомерно учтен Заказчиком в пользу «…..» ввиду того, что согласно установленному порядку оценки заявок, оцениваться должен был только опыт участников за период с 22.11.2021 по 22.11.2023.

Комиссия проанализировав представленные документы, подтверждающие опыт оказания аналогичных услуг, отмечает, что оценка заявки Заявителя проведена с нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношении к участникам закупки, обозначенных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также в нарушение положений закупочной документации.

Учет контрактов/договоров на полную сумму, включая услуги, не являющиеся аналогичными предмету Закупки, нарушает принципы равноправия и справедливости, представляет необоснованные преимущества конкретному участнику, а также не соответствует порядку оценки и сопоставления заявок, установленного в Закупочной документации.

Комиссия отмечает, что согласно установленному в документации порядку оценки заявок по подкритерию «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма» Заказчик должен принимать к оценке исключительно исполненные в полном объеме контракты (гражданско-правовые договоры), цена которых составляет не менее 1 470 062 рублей 41 копейка за один выполненный контракт (договор).

При этом должен оцениваться общий объем работ, выполненных участником, по обслуживанию туалетов и модульных кабин в рублях за период с 22.11.2021 по 22.11.2023.

Соблюдая установленный порядок оценки Заказчик вправе принимать к оценке контракты/договоры только соответствующие положениям Закупочной документации, а в случае представление контрактов/договоров по комплексным услугам только в той части (сумме), которая касается закупаемых услуг.

В случае, когда из контракта/договора и/или представленных актов не представляется возможным администрировать стоимость услуг согласно установленному порядку оценки, такие контракты/договоры не подлежат оценке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком произведена оценка заявок с нарушением установленного Закупочной документацией порядка оценки, что не соответствует пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, жалоба Заявителя признается в указанной части обоснованной, а Заказчику надлежит произвести повторную оценку заявок с надлежащей проверкой каждого из представленных участниками контрактов/договоров на предмет их соответствия установленному порядку оценки.

Относительно довода Заявителя об отсутствии в итоговом протоколе детальных сведений по подкритерию «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами», по подкритерию «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» и по подкритерию «Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма», Комиссия отмечает, что Заявителем в жалобе не оспаривается правомерность зачета баллов по указанным подкритериям, а оспаривается отсутствие детальной информации по заявкам участников. В рамках доводов жалобы, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Согласно части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

4) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

5) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

6) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

7) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Таким образом, Закон о закупках не устанавливает обязанность заказчиков отражать в протоколе детальный порядок оценки заявок участников по каждому из критериев, а лишь устанавливает обязанность отражать в протоколе количество присвоенных баллов участникам по каждому из критериев.

Учитывая изложенное, антимонопольный орган вправе требовать наличия в протоколах только тех сведений, которые определены в самом Законе о закупках и Положением о закупке конкретного заказчика.

Таким образом, нарушение порядка формирования итогового протокола при проведении закупки в действиях Заказчика не доказано.

Кроме того, в российской правовой системе действует принцип приоритета специальных норм над общими.

Пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках является общей нормой закона, которая устанавливает принципы осуществления закупки товаров, работ, услуг, но детально не раскрывает их содержание.

При этом существует специальная норма закона - часть 14 статьи 3.2 Закона о закупках, которая регулирует порядок осуществления закупки и устанавливает перечень сведений, обязательных для указания в протоколе рассмотрения заявок по конкурентным закупкам.

Таким образом, Комиссия, исследовав итоговый протокол № 32312958825 от 23.11.2023 установила, что названный протокол составлен надлежащим образом и соответствует требованиям, установленным частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

В связи с изложенным, довод жалобы относительного того, что итоговый протокол не содержал подробной информации о точных расчетах по каждому критерию, признается Комиссией необоснованным.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу «…..» (ИНН: «…..», ОГРН: «…..») на действия «…..» (ИНН: «…..», ОГРН: «…..») при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны