Решение б/н спам от 6 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/18-11665/2019
«06» ноября 2019 года                                                                                   г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по 
г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства 
Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС 
России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <...>ой,
членов Комиссии: <...>ой, <...>,
рассмотрев дело № 077/05/18-11665/2019, возбужденное в отношении 
ПАО «ВымпелКом» (ОГРН 1027700166636, ИНН 7713076301), ООО «Хоум 
Кредит энд Финанс Банк» (ОГРН 1027700280937, ИНН 7735057951) по факту 
распространения  посредством СМС-сообщения на телефонный номер <...> 
рекламы следующего содержания: «Александр, не ждите! Кредит наличными 
до 400000р. С платежом от 10136р. не выходя из дома. hcrd.ru/sale 
88007007655 ООО «ХКФ Банк», поступившей 03.07.2019 в 16:24 от отправителя 
HomeCredit, с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 
13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в 
распространении рекламы по сетям электросвязи в отсутствие согласия 
абонента на получение рекламы,
в отсутствие представителей ПАО «ВымпелКом», ООО «Хоум Кредит энд 
Финанс Банк» (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело
 № 077/05/18-11665/2019 
возбуждено
 
в
 
отношении
ПАО «ВымпелКом», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» на основании 
заявления физического лица по факту распространения посредством
смс-сообщений на телефонный номер <...> рекламы следующего содержания: 
«Александр, не ждите! Кредит наличными до 400000р. С платежом от 
10136р. не выходя из дома. hcrd.ru/sale  88007007655 ООО «ХКФ Банк», 
поступившей 03.07.2019 в 16:24 от отправителя HomeCredit.
Не установив оснований для отложения или приостановления 
рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные 
доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о 
рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим 
выводам.
ПАО «Вымпелком» является юридическим лицом, действующим на 
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических 
лиц 28.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 
1027700166636, ИНН 7713076301, КПП 771301001.
2
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» является юридическим лицом, 
действующим на основании Устава, включено в Единый государственный 
реестр юридических лиц 04.10.2002 за основным государственным 
регистрационным номером 1027700280937, ИНН 7735057951, КПП 771401001.
Поступление указанной рекламы на телефонный номер
 <...> 
подтверждается скриншотами экрана мобильного телефона.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является 
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с 
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и 
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, 
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ 
«О связи» (далее — Закон о связи) абонент — пользователь услугами связи, с 
которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих 
целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь 
- любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой 
информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого 
рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным 
системам.
Информация, передаваемая посредством использования сетей 
электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, 
так как направляется определенным абонентам.
В силу специфики способа распространения рекламы по сетям 
электросвязи, такая индивидуализация, а именно направление рекламы на 
конкретный телефонный номер лица, предполагается диспозицией части 1 
статьи 18 Закона о рекламе и не является обстоятельством, исключающим 
рекламный характер распространенного СМС-сообщения.
Кроме того, под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о 
рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены 
в качестве получателей рекламной информации.
При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, 
следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной 
является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт 
непосредственного доведения названной информации до ее получателей.
В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера 
той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо 
отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.
Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства 
индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет 
говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу 
лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.
В тексте рекламы присутствует имя лица, на восприятие которого 
направлена распространенная информация. 
3
Однако Комиссия приходит к выводу, что обращение к абоненту в данном 
случае не является фактором, определенно идентифицирующим получателя 
распространяемой информации. Подобное обращение к потенциальному 
клиенту является нормальным общепринятым поведением в обществе, 
соответствующим правилам обычного и делового этикета и лишь 
свидетельствует о клиентоориентированной направленности деятельности 
рекламораспространителя при продвижении своей продукции на рынке.
Более того Комиссия отмечает, что рассматриваемое смс-сообщение не 
содержит индивидуальных предложений клиенту, не информирует клиента об 
условиях уже используемых им услуг, не адресовано исключительно ему. 
Содержащаяся в нем информация может быть воспринята любым лицом, а 
равно направлена на привлечение внимания к продукту банка неопределенного 
круга лиц. В силу чего Комиссия приходит к выводу именно о рекламном 
характере сообщения.
При этом в случае направления посредством телефонного звонка 
информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях 
конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), 
такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщённый 
характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не 
только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у 
иного лица. Такие сведения не носят персонализированного характера, 
несмотря на личное обращение (упоминание имени и отчества абонента), 
представляют интерес для неопределённого круга лиц и являются рекламой. 
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования 
является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, 
изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности 
либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, 
фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к 
которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается 
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для 
продажи, обмена или иного введения в оборот.
Данная текстовая информация направлена на привлечение внимания к 
предоставлению банковских услуг, имеет целью формирование и поддержание 
интереса к ним и их продвижению.
Установлено, что информация, распространенная посредством отправки 
смс-сообщения на номер телефона <...>, отвечает всем признакам рекламы: 
распространена посредством смс-сообщения; адресована неопределенному 
кругу лиц, поскольку представленная в тексте сообщения информация носит 
обобщенный характер и способна формировать интерес у широкого круга лица; 
направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение 
рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования 
4
телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается 
только при условии предварительного согласия абонента или адресата на 
получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без 
предварительного
 
согласия
 
абонента
 
или
 
адресата,
 
если 
рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. 
Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение 
рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или 
адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или 
телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.
Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения 
предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям 
электросвязи.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской 
Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего 
Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых 
вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О 
рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, 
достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на 
получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем, 
согласие на получение от конкретного лица информации справочного характера, 
например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано 
как согласие на получение от этого лица рекламы.
Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о 
том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно 
рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на 
рекламораспространителя. 
В целях защиты прав и законных интересов абонента, при получении 
такого согласия абоненту должна быть предоставлена возможность изначально 
отказаться от получения рекламных рассылок, а сама форма согласия должна 
быть прямой и недвусмысленно выражающей соответствующее согласие 
(абонент прямо выражает согласие на получение рекламы), а не 
опосредованной и обусловленной ознакомлением с правилами оказания 
(предоставления) услуг.
Следует отметить, что предоставленное распространителю рекламы право 
на получение согласия абонента в любой форме не свидетельствует о его 
безграничном усмотрении в разрешении этого вопроса и оканчивается там, где 
начинаются права абонентов на выражение своего непосредственного согласия 
на получение рекламы. Обратное же приведет к злоупотреблениям со стороны 
распространителей рекламы, стремящихся любым способом навязать абоненту 
возможность распространения со своей стороны рекламы с приданием своим 
действиям видимости законности. 
Также, в соответствии с Письмом ФАС России № АК/13563/16 от 
5
03.03.2016, согласие должно носить явно выраженный характер и не может 
быть выполнено в форме согласия на получение какой-либо иной информации.
Согласно представленным ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» 
документам и сведениям, клиентом — абонентом телефонного номера <...> 
заключено несколько договоров на оказанием банком различных услуг, в том 
числе договоры открытия банковских вкладов № 206/003539 от 11.01.2018 и № 
206/003645 от 12.01.2018 (далее — договоры). 
Согласно разделу «О персональных данных» указанных договоров 
вкладчик дает согласие банку на обработку его персональных данных, 
сообщенных устно и указанных в договоре, а также полученных от партнеров 
банка и собранных в сети Интернет или иных открытых источниках с целью их 
проверки и заключения договора, предложения вкладчику продуктов (услуг) 
банка и его партнеров; вкладчик согласен получать от банка информацию о 
состоянии счета вклада/связанного счета, о партнерах банка, новых продуктах и 
услугах по почте, по телефону, по электронной почте, посредством сети 
Интернет или в виде смс-сообщений/ПУШ-уведомлений.
Мобильный номер <...> был указан клиентом в качестве контактного 
номера мобильного телефона 1101.2018 и 12.01.2018 в договорах на открытие 
банковских вкладов.
Таким образом, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» считает, что 
реклама была направлена при наличии согласия клиента — абонента 
телефонного номера <...> на получение от банка рекламы.
В свою очередь, Комиссия считает необходимым учесть следующее.
Положение законодательства Российской Федерации о рекламе 
относительно обязанности распространителя предварительно получить 
согласие абонента на распространение ему рекламных материалов, в первую 
очередь, направлено на защиту абонентов от получения нежелательной 
рекламы. По мнению Комиссии Московского УФАС России, включение 
обязательного условия о даче согласия при заключении договора на оказание 
каких-либо услуг, в данном случае — банковских услуг, противоречит принципу 
добровольности, на котором строятся гражданские правоотношения.
Согласно представленным документам и сведениям, договор на открытие 
банковского вклада по своей природе является договором присоединения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 428 Гражданского кодекса Российской 
Федерации (далее — ГК РФ) договором присоединения признается договор, 
условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных 
стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как 
путем присоединения к предложенному договору в целом.
Таким образом, у потенциального клиента банка нет объективной 
возможности каким-либо образом повлиять на условия договора. Отказ лица от 
одного из условий такого договора приравнивается к отказу от заключения 
договора в целом.
Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу, что подобное 
6
навязывание клиенту услуг, прямо не связанных с основным предметом 
договора, не может рассматриваться в качестве надлежащего согласия абонента 
на получение рекламной информации.
При этом оценивая подобное содержание бланка договора, Комиссия 
приходит к выводу, что Общество сформировало данный документ таким 
образом, что у клиента в момент заключения договора отсутствует возможность 
не соглашаться с получением рекламы на свой мобильный номер телефона.
В данном случае у лица, заключившего договор, возникает необходимость 
для отказа от получения рекламных сообщений совершить ряд дополнительных 
действий. В то время, когда для их получения достаточно лишь заключить 
договор. Подобное положение, по мнению Комиссии, прямо противоречит 
самой цели установленного частью 1 статьи 18 Закона о рекламе правила 
предварительного получения согласия абонента, и нарушает его право на 
возможность не соглашаться на распространение на его телефон (электронную 
почту и т.п.) рекламы. 
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться 
надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и 
требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и 
требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми 
требованиями. 
Названный правовой подход наиболее полно отвечает соблюдению 
баланса частных и публичных интересов, поскольку направлен на повышенную 
защиту граждан как наиболее слабой стороны в рассматриваемых 
правоотношениях от получения нежелательной рекламы, а также способствует 
усилению контроля за соблюдением законодательства со стороны всех лиц, 
принимающих участие в передаче соответствующих сообщений, на всех этапах 
распространения.
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в настоящем случае не предприняло 
достаточных мер, направленных на соблюдение требований действующего 
законодательства о рекламе. 
Таким образом, в настоящем случае отсутствует выраженное согласие 
абонента именно на получение рекламы, в том числе от конкретного 
рекламораспространителя.
В силу специфики способа распространения рекламы по сетям 
электросвязи следует исходить из возможности направления однообразных 
предложений с несколько отличающимися условиями разным абонентам. 
При этом сам факт автоматического формирования такой информации и 
направления ее адресату свидетельствует о цели банка по привлечению 
внимания неопределенного круга лиц к собственным услугам, в том числе 
путем предоставления определенных предложений, бонусов, скидок и т. п., 
формируемых на основании зарегистрированных в Программе отдельных 
абонентов. 
Представляется безусловным существенное изменение со временем 
7
условий распространения рекламы с использованием автоматизированных 
систем и иного программного обеспечения, а также учитывая наличие у 
рекламораспространителя большого объема персональных данных лиц 
(абонентов). Подобная «клиентоориентированность» и способность 
видоизменять рекламу под конкретного получателя (адресата) представляется 
логичным развитием способов распространения рекламы и не может 
свидетельствовать о нерекламном характере таких сообщений.
Вместе с тем распространяемая посредством смс-сообщений информация 
о дополнительных услугах банка тем клиентам, которые заключили договор, 
может рассматриваться в качестве рекламы, если такая услуга выступает в 
качестве объекта рекламирования. 
Учитывая развивающиеся технологии и возможности обработки 
значительного объема информации, в том числе об определенном абоненте, 
следует оценивать не только возможность неопределенного круга лиц 
воспользоваться отдельным предложением продавца, но и систематичность, 
массовость направления однотипных сообщений и их конечную цель.
Таким образом, оценивая в совокупности имеющийся в материалах дела 
объем информации, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о 
том, что рассматриваемое смс-сообщение, в частности о возможности 
воспользоваться персональными предложениями и иными маркетинговыми 
акциями и скидками, имеет регулярный характер, направляется не одному 
абоненту, а неопределенному кругу лиц, содержит в себе сведения, 
направленные на побуждение абонента пользоваться услугами продавца 
товаров. 
Кроме того немаловажным является то обстоятельство, что положения 
статьи 18 Закона о рекламе должны распространяться на всю нежелательную 
информацию, которая направляется абоненту и тем или иным образом 
направлена на привлечение или поддержание его интереса к определенному 
товару. Не может служить исключением информация от продавца, у которого 
абонент приобретал товар, услугу и который в силу специфики своего статуса 
имеет широкий доступ к информации об абоненте и использует это в 
коммерческих целях.  
Резюмируя изложенное, Комиссия отмечает, что рассматриваемая реклама 
не является персональным предложением заявителю, а направлена в рекламных 
целях для привлечения внимания к объекту рекламирования, поддержанию 
интереса к нему. 
Иное толкование привело бы к тому, что продавцу абонента предоставлен 
особый статус среди иных потенциальных распространителей рекламы в силу 
наличия у него информации об абоненте и противоречило бы самой сути 
ограничения, установленного частью 1 статьи 18 Закона о рекламе. 
Исходя из текста смс-сообщения, в котором содержится предложение 
оформить кредит, Комиссия приходит к выводу, что спорная информация 
направлена на привлечение внимания потенциального потребителя к объекту 
8
рекламирования.
Положение законодательства Российской Федерации о рекламе 
относительно обязанности распространителя предварительно получить 
согласие абонента на распространение ему рекламных материалов, в первую 
очередь, направлено на защиту абонентов от получения нежелательной 
рекламы. 
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Московского УФАС России 
приходит к выводу, что реклама, поступившая на номер телефона 
<...> в отсутствие согласия абонента на ее получение со следующим 
содержанием: «Александр, не ждите! Кредит наличными до 400000р. С 
платежом от 10136р. не выходя из дома. hcrd.ru/sale  88007007655 ООО «ХКФ 
Банк», поступившей 03.07.2019 в 16:24 от отправителя HomeCredit, нарушает 
положения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
В соответствии с материалами дела указанная реклама распространялась 
на основании договора об оказании услуг связи «Билайн» № ХКФ-Д03-14-
158/527253652 от 01.12.2014, а также дополнительного соглашения № 1 от 
19.12.2014, заключенных между ПАО «ВымпелКом» и ООО «Хоум Кредит энд 
Финанс Банк».
В соответствии с пунктом 1.1 дополнительного соглашения в рамках 
услуги «A2P SMS Service level agreement» ПАО «Вымпелком» предоставляет 
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» услуги доступа к программно-
аппаратному комплексу ПАО «Вымпелком» для формирования и рассылки 
коротких текстовых сообщений определенному кругу лиц.
Согласно пункту 1.3 дополнительного соглашения ООО «Хоум Кредит 
энд Финанс Банк» самостоятельно определяет содержание коротких текстовых 
сообщений, телефонных номеров. 
Согласно пункту 4.2 дополнительного соглашения ООО «Хоум Кредит 
энд Финанс Банк» обязуется рассылать короткие текстовые сообщения только 
тем пользователям, которые предоставили ООО «Хоум Кредит энд Финанс 
Банк» свое согласие на получение информации ООО «Хоум Кредит энд Финанс 
Банк».
В силу пункту 4.5  дополнительного соглашения ПАО «ВымпелКом» 
вправе приостановить отправку коротких текстовых сообщений определенным 
пользователям и/или с определенным обозначением номера отправителя в 
случае регистрации ПАО «ВымпелКом» претензий пользователей, операторов 
связи и иных третьих лиц.
Таким образом, каждое лицо, участвующее в деле, является неотъемлемой 
частью правоотношений, складывающихся в процессе передачи смс-сообщений 
конечным потребителям. Отсутствие любого из них в этих правоотношениях 
сделает распространение указанных сообщений невозможным. 
ПАО «ВымпелКом», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ООО «ОСК» 
в настоящем случае не предприняли достаточных мер, направленных на 
соблюдение требований действующего законодательства о рекламе. 
9
Объективных доводов, свидетельствующих о невозможности соблюдения 
требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе, в том числе в части 
нераспространения рекламы, законной по содержанию, но не по способу 
распространения
 
потребителю
 
рекламы, 
ПАО
 
«ВымпелКом»,
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» не представлено. Более того, такая 
возможность напрямую следует из совокупности прав и обязанностей, 
принятых на себя сторонами в силу соглашений (договоров). 
В этой связи действия лиц, участвующих в деле, противоречат ранее 
приведенным положениям законодательства и, кроме того, не имеют правового 
значения, поскольку данные лица были осведомлены о цели использования 
предоставляемых ими услуг, а именно о рассылке смс-сообщений 
информационного и рекламного характера неопределенному кругу лиц. 
Обратного ПАО «ВымпелКом», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» не 
доказано, в связи с чем не представляется возможным говорить о том, что на 
Общества не могут быть возложены обязанности, предъявляемые к 
рекламораспространителям. 
Названный правовой подход наиболее полно отвечает соблюдению 
баланса частных и публичных интересов, поскольку направлен на повышенную 
защиту граждан как наиболее слабой стороны в рассматриваемых 
правоотношениях от получения нежелательной рекламы, а также способствует 
усилению контроля за соблюдением законодательства со стороны всех лиц, 
принимающих участие в передаче соответствующих сообщений, на всех этапах 
распространения.
Желание лиц, участвующих в деле, получать обусловленную договором 
плату за оказание услуг по передаче смс-сообщений, в том числе рекламного 
характера, и при этом избегать ответственности за нарушение законодательства 
о рекламе при их передаче представляет собой исключительное 
злоупотребление правом, которое в силу части 2 статьи 10 ГК РФ не подлежит 
защите.
Кроме того, согласно части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательская 
деятельность направленная на систематическое извлечение прибыли 
осуществляется субъектом на свой риск. Право общества на осуществление 
предпринимательской деятельности не должно нарушать права и интересы 
лица, не изъявившего желание получать рекламные сообщения.
В этой связи, заключив вышеупомянутые договоры, ПАО «ВымпелКом», 
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» приняли на себя все обязательства по 
указанным договорам (в том числе по направлению сообщений только лицам, 
изъявившим согласие на их получение) со всеми вытекающими правовыми 
последствиями их исполнения, в том числе и в случае, когда исполнение этих 
обязательств нарушает требования законодательства Российской Федерации о 
рекламе.
На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что действия по 
непосредственному доведению смс-сообщений до их конечных получателей 
10
осуществлены лицами, участвующими в деле, а также то, что они были 
осведомлены относительно передаваемых сообщений и о цели оказания ими 
соответствующих услуг, в данном случае имеются все основания считать 
ПАО «ВымпелКом»,
 ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» 
рекламораспространителями в понимании пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не 
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, 
является ненадлежащей.
Таким образом, распространение на телефонный номер <...> рекламы 
следующего содержания: «Александр, не ждите! Кредит наличными до 
400000р. С платежом от 10136р. не выходя из дома. hcrd.ru/sale  88007007655 
ООО «ХКФ Банк», поступившей 03.07.2019 в 16:24 от отправителя HomeCredit, 
с нарушением части 1 статьи 18 Закона о рекламе является ненадлежащим.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за 
нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе, несут 
рекламораспространители.
В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем 
является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в 
любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, рекламораспространителем является лицо, 
осуществляющее фактическое доведение объекта рекламирования до сведения 
потребителей.
Комиссией Московского УФАС России установлено, что  распространение 
рассматриваемой рекламы на телефонный номер <...> осуществлено в силу 
гражданско-правовых отношений, сложившихся между ПАО «ВымпелКом», 
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
Каждый из хозяйствующих субъектов осуществил конкретное 
фактическое действие, в силу и исключительно в совокупности которых 
рассматриваемая реклама была доставлена конечному адресату — заявителю. В 
случае отсутствия последовательности вышеустановленных действий данными 
лицами 
рассматриваемое сообщение не достигло бы конечного
адресата — потребителя рекламы. 
На основании изложенного ПАО «ВымпелКом», ООО «Хоум Кредит энд 
Финанс Банк» являются рекламораспространителями рекламы следующего 
содержания: «Александр, не ждите! Кредит наличными до 400000р. С 
платежом от 10136р. не выходя из дома. hcrd.ru/sale  88007007655 ООО «ХКФ 
Банк», поступившей 03.07.2019 в 16:24 от отправителя HomeCredit.
Как установлено выше, лицами, участвующими в деле, осуществляется 
предпринимательская деятельность по осуществлению смс-рассылок, в том 
числе рекламного характера, подпадающих под понятие СПАМ. 
Осуществление любого рода деятельности с целью извлечения прибыли влечет 
за собой определенные последствия, включая набор определенных рисков.
Субъект договорных отношений, предполагая возможность нарушения 
11
контрагентом законодательства Российской Федерации, ответственность за 
которое будет нести он, может включить в договор условия о компенсации 
понесенных убытков. Однако, данные положения договора лишь регулируют 
взаимоотношения между лицами, заключившими такой договора, но не могут 
влиять на привлечение таких лиц к ответственности за нарушения 
законодательства Российской Федерации. 
Таким образом, лица, участвующие в настоящем деле, в рамках 
рассмотрения данного дела признаются рекламораспространителями, а равно 
несут ответственность, предусмотренную Законом о рекламе для данного 
субъекта правоотношений.
Иное фактически выводило бы такого важного участника 
распространения рекламы по сетям электросвязи как оператор связи из под 
обязанности по соблюдению Закона о рекламе лишь на основании наличия 
соответствующей лицензии.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях 
ПАО «ВымпелКом», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» выявлены 
правонарушения, выраженные в распространении рекламы следующего 
содержания: «Александр, не ждите! Кредит наличными до 400000р. С 
платежом от 10136р. не выходя из дома. hcrd.ru/sale  88007007655 ООО «ХКФ 
Банк», поступившей 03.07.2019 в 16:24 от отправителя HomeCredit.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, 
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской 
Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства 
Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения 
дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) 
устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении 
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него 
действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения 
ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но 
содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения 
реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной 
рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации 
о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Также, в дело не представлено документальных доказательств 
невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а 
равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении 
договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на 
основании которых рассматриваемая реклама размещалась.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, 
выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой 
ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом 
способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о 
12
рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных 
заинтересованных лиц.
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России 
приходит к выводу о необходимости выдачи
 ПАО «ВымпелКом», 
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» предписаний о прекращении 
(недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской 
Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, 
нарушающей положения Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о 
рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения 
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения 
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского 
УФАС России
РЕШИЛА:
1.  Признать ПАО «ВымпелКом», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» 
нарушившими часть 1 статьи 18
 Закона о рекламе
 посредством 
СМС-сообщения на телефонный номер <...> рекламы следующего содержания: 
«Александр, не ждите! Кредит наличными до 400000р. С платежом от 
10136р. не выходя из дома. hcrd.ru/sale  88007007655 ООО «ХКФ Банк», 
поступившей 03.07.2019 в 16:24 от отправителя HomeCredit,  в отсутствие 
согласия абонента на получение рекламы.
2.  Выдать ПАО «ВымпелКом»,  ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» 
предписания о прекращении нарушения законодательства Российской 
Федерации о рекламе. 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, 
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса 
Российской Федерации.
Председатель Комиссии
<...>а
Члены Комиссии      
<...>а 
<...>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны