Уведомление б/н б/а от 9 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11608/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
08.08.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

...

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «АМЕКС», ПАО «Фортум»,

рассмотрев жалобу ООО «АМЕКС» (далее — Заявитель) на действия ПАО «Фортум» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку теплоносителя для нужд НГРЭС ПАО «Фортум» в 2022г (реестровый № 32211500720, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя на участие в закупочной процедуре.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что Заказчиком 24.06.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении Закупки.

Как следует из протокола отбора заявок на участие в открытом запросе предложений от 14.07.2022 № 32211500720-01 заявка участника ООО «Амекс» отклонена на основании пункта 9 Приложения № 1А Закупочной документации «Соответствие заявки предмету договора и требованиям Задания на закупку (количество, объем, технические характеристики и пр.)» а именно: отсутствует значение температуры застывания, температура замерзания для указанных в задании на закупку концентраций не предоставлена, в связи с чем сделать вывод о соответствии невозможно.

Как следует из пункта 1.4 Спецификации к Закупочной документации, предметом Закупки является Теплоноситель Термолан F ТУ 2422-009-59051599-2014 или эквивалент.

Пунктом 3.2 Закупочной документации установлены требования к составу и содержанию заявки.

Согласно пункту 3.2.3 Закупочной документации, участник размещает в блоке «Техническая часть» следующие документы:

Техническое предложение;

– Документы, подтверждающие соответствие отборочным критериям, установленным Заданием на закупку, если такие критерии указаны в Задании на закупку;

План распределения объемов внутри Коллективного Участника (подается только Коллективным участником);

Документы, необходимые для оценки заявки в соответствии с оценочными критериями, указанными в Приложении № 2 (непредставление данных документов не является основанием для отклонения заявки):

Документы по оценочным критериям, установленным в Задании на закупку, если такие критерии указаны в Задании на закупку.

ТаблицейПриложения № 1А Закупочной документации предусмотрен перечень отборочных критериев, соответствие которым определяется при рассмотрении заявок до этапа подведения итогов.

Согласно пункту 9 указанного приложения, одним из отборочных критериев является соответствие заявки предмету договора и требованиям Задания на закупку (количество, объем, технические характеристики и пр.). В случае несоответствия критерию – заявка Участника должна быть отклонена.

Комиссия установила, что Технические и общие требования к поставке изложены в Приложении 2 «Спецификация на поставку» к Закупочной документации.

При этом Заказчиком 29.06.2022 в ЕИС размещено извещение о внесении изменений, а также Закупочная документация с учетом внесенных изменений.

Согласно редакции Закупочной документации от 29.06.2022, Заказчиком внесены дополнительные характеристики в столбцы D, F Спецификации – Характеристики и Технические характеристики эквивалента в таблице — «Теплоноситель_F100016452_Задание на закупку».

Таким образом, Спецификация на поставку теплоносителя в последней редакции Закупочной документации от 29.06.2022 предусматривает следующие технические требования для температуры замерзания для эквивалентов:

 

Эквивалент
Применим / не применим

Технические характеристики эквивалента

Применим

Прозрачная низкозамерзающая жидкость на основе пропиленгликоля, с добавлением пакета присадок ингибиторов коррозии для придания системе оптимальных характеристик.
Теплоноситель разрешен для использования в автономных системах отопления и кондиционирования промышленных предприятий, а также в качестве рабочих жидкостей в теплообменных аппаратах, работающих при низких температурах. Разрешен к применению для большинства типов сплавов, в том числе алюминиевых, а также для деталей из различных типов резин и пластмасс. Негорючие, невоспламеняемые и взрывобезопасны в рабочих концентрациях, не образуют взрывоопасных воздушных смесей и аэрозолей.
Токсичность, не токсичен.
Теплоноситель на основе пропиленгликоля
Плотность при 20 ℃, г/см3: 1,02 - 1,05
Температура кипения, ℃ не ниже: 155
Температура застывания, ℃ не выше: -55
Температура замерзания:
- водный р-р, не более 57 % по объёму, ℃: не выше (минус 45)
- водный р-р, не более 32 % по объёму, ℃: не выше (минус 15)
Цвет, прозразчная (безцветная) жидкость.
Поставляется 100% концентратом для дальнейшего разбавлен дистиллированной (деми-нерализованной) водой в разных соотношениях для получения конкретных температурных характеристик.
Тара и упаковка должна обеспечивать сохранность при транспортировке и хранении.
Требования к таре – пластиковая бочка объемом 200л с заводским опломбированием заливных пробок.

 

Согласно Техническому предложению, предоставленному Заявителем в составе заявки, к поставке предложены следующие технические требования эквивалента:

 

Наименование предлагаемого эквивалента

 

Технические характеристики эквивалента

Теплоноситель-П-К YMIOIL

Прозрачные жидкости на основе пропиленгликоля, с добавлением ингибиторов коррозии для придания системе оптимальных характеристик.

Теплоноситель на основе пропиленгликоля

Плотность при 20 ℃, г/см3: 1,040

Температура кипения, ℃: 165

Температура застывания, ℃: -55

Температура замерзания:

- водный р-р, не более 52 % по объёму, ℃: (минус 33)

- водный р-р, не более 33 % по объёму, ℃: (минус 15)

Тара и упаковка должна обеспечивает сохранность при транспортировке и хранении.

Металлическая бочка объемом 200л.

 

Таким образом, Заявителем в составе заявки предоставлена данные о температуре замерзания водного раствора для концентраций, не предусмотренных Спецификацией Заказчика.

Заявителем не указано, при какой концентрации раствора температурные свойства позволяют использовать раствор до температуры «не выше минус 45 °С» и «не выше минус 15 °С».

Согласно пояснениям Заказчика, данный показатель является существенным, поскольку он демонстрирует:

- сможет ли теплоноситель выдержать те климатические режимы, в которых он может использоваться (г. Нягань);

- потребуется ли Заказчику дополнительно закупать растворы, чтобы предлагаемый к поставке теплоноситель выдерживал минимальный температурный режим на станции.

При этом непосредственно температура (не выше минус 45 °С) зафиксирована с учетом метеорологических данных региона, в котором находится ТЭЦ – г. Нягань. Климатические параметры холодного периода достигают до минус 45 °С (наблюдалось до минус 47 °С).

Заказчик пояснил, что в связи с тем, что теплоноситель используется в системе подогрева воздуха комплексной воздухоочистительной установки газовой турбины № 1, 2, 3 для подогрева воздуха перед входом в газовую турбину, то теплоноситель должен не замерзать при низких температурах воздуха.

Замерзание теплоносителя (согласно предоставленным характеристикам, температура замерзания предлагаемого к поставке эквивалента выдерживает только до минус 33 °С) может привести к выходу строя комплексной воздухоочистительной установки газовой турбины № 1, 2, 3, что понесет за собой значительные затраты со стороны Заказчика на ремонт турбины, а также длительный простой генерирующего оборудования.

Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии подтвердил, что техническое предложение в части указания показателей замерзания раствора теплоносителя сформировано на основании редакции Закупочной документации от 24.06.2022.

При этом заявка Заявителя на участие в закупочной процедуре подана 06.07.2022, то есть после внесения Заказчиком изменений в технические характеристики 29.06.2022.

Комиссия отмечает, что Закупочная документация с изменениями размещена Заказчиком на официальном сайте, находится в свободном доступе, требования, указанные в конкурсной документации предъявляются в равной степени ко всем участникам закупки, что не нарушает принципы конкуренции, а также права и законные интересы участников закупки.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о несоответствии заявки Заявителя требованиям Спецификации Заказчика в части указания показателей замерзания раствора теплоносителя, на основании чего указанный довод жалобы признается Комиссией необоснованным.

Между тем, относительно отклонения заявки Заявителя на основании неуказания температуры застывания, Комиссия приходит к следующим выводам.

Спецификацией предусмотрена температура застывания теплоносителя, ℃: -55.

При этом, аналогичный показатель присутствует в составе технического предложения Заявителя.Комиссия установила, что требования к технической документации на поставку теплоносителя для нужд ПАО «Фортум» в 2022 г. установлены в Приложении № 1 к Закупочной документации.

Как следует из указанного приложения, к Форме технического предложения для продукции-аналога в обязательном порядке прикладывается Паспорт (сертификат) качества от производителя на русском языке.

Комиссия установила, что Заявителем в составе Заявки приложен Паспорт качества № 336 на Жидкость охлаждающую низкозамерзающую «Теплоноситель-П-Концентрат», в котором отражена температура начала кристаллизации, °С: - 55.

Согласно пояснениям Заказчика, из определения температуры застывания следует, что это температура полной потери текучести жидкости, тогда как температура начала кристаллизации обозначает температуру, при которой в жидкости возникают видимые глазу кристаллы, без потери текучести. Данный факт говорит о том, что данные понятия не идентичны и не могут иметь равные значения.

Таким образом, по мнению Заказчика, указанный Заявителем показатель температуры застывания не может быть признан предоставленным.

Между тем, Комиссия отмечает, что Заказчиком не приведено ссылок на нормативные правовые акты, на основании которых он обосновывает разделение понятий температуры застывания жидкости и температуры кристаллизации жидкости.

При этом, из определений, приведенных Заказчиком, следует, что температура кристаллизации жидкости равна или не выше температуре застывания жидкости.

Таким образом, температура застывания (полной потери текучести) теплоносителя, установленная Заказчиком и указанная Заявителем в техническом предложении, не может быть выше указанной в Паспорте качества предлагаемого Заявителем теплоносителя температуры кристаллизации жидкости, что также позволяет сделать вывод о соответствии технического предложения в указанной части требованиям и потребностям Заказчика.

В свою очередь, Комиссия считает необходимым отметить, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что основания считать указанный Заявителем в техническом предложении показатель температуры застывания не предоставленным у Заказчика отсутствовали, поскольку установленный Заказчиком показатель застывания теплоносителя отражен Заявителем в техническом предложении.

При этом доказательств того, что предоставленные Заявителем значение температуры застывания предлагаемого Заявителем теплоносителя выше -55 °С, Заказчиком Комиссии также не предоставлено.

Таким образом, в настоящем случае, Комиссия приходит к выводу, что решение комиссии Заказчика в части признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации по основанию непредоставления сведений о температуре застывания теплоносителя, указанному в протоколе отбора заявок, принято в нарушение Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документациюо торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Вместе с тем, обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдается, поскольку у последнего имелись основания для отклонения заявки Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «АМЕКС» (ИНН 7204120203, ОГРН 1087232001218) на действия ПАО «Фортум» (ИНН 7203162698, ОГРН 1058602102437) при проведении Закупки частично обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны