Решение б/н б/а от 26 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-8116/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.06.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,
членов Комиссии:
<...> — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
<...> — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
при участии посредством видеконференцсвязи представителей ФГБУК АУИПИК и <...>
рассмотрев жалобу ФГБУК АУИПИК при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по уборке, содержанию зданий и прилегающих территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории ЦФО (реестровый № 32312417538, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы Заказчик неправомерно ограничил оценку опыта участников договорами заключенными в рамках Закона о закупках и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а также Заявитель оспаривает показатель «Качественные, функциональные и экологические характеристики работ, услуг», считая его субъективным и необоснованным.
Представители Заказчиков с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность довода, приведенного в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о Закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из материалов дела, Заказчиком 24.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) была размещена информация о проведении Закупки.
Разделом III документации Заказчиком определены критерии оценки заявки:
Номер критерия |
Критерии и показатели критериев оценки |
Значимость критериев и показателей критериев оценки |
|||||||||||
СТОИМОСТНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ |
|||||||||||||
1. |
Цена договора (ЦБi),
|
значимость критерия оценки = 30 коэффициент значимости критерия оценки (ЦБКоэф)= 0,3 |
|||||||||||
Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «Цена договора» (ЦБi), определяется по формуле: а) в случае если ,
,
где: - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если ,
,
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки. Рейтинг заявки по критерию оценки «Цена договора» рассчитывается по формуле: ЦБi * ЦБКоэф.
|
|||||||||||||
нестоимостные критерии оценки |
|||||||||||||
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики работ, услуг |
значимость критерия оценки = 40 коэффициент значимости критерия оценки = 0,4 |
|||||||||||
Порядок оценки заявок по критерию: Предметом оценки по критерию является один показатель: 2.1 «Качество работ / услуг». Коэффициент значимости показателя составляет 100 баллов. Порядок оценки по показателю: Оценка заявки участника по показателю «Качество услуг», выраженное в предложении о качественных характеристиках предмета закупки, определяется согласно представленному участником в свободной форме предложению о качественных характеристиках предмета закупки с описанием технологии оказания услуг, используемого оборудования, транспорта, материалов, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов. При этом предложение участника о качественных характеристиках предмета закупки разрабатывается участником на основе Технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации. Предложение участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки оценивается по видам услуг, содержащих детализированное описание1 технологии оказания услуг, используемого оборудования, материалов, транспорта, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов, указанных в Разделе 3 «Техническое задание» конкурсной документации. Наилучшими условия исполнения договора считается наибольшее количество видов услуг, содержащих детализированное описание технологии оказания услуг, используемого оборудования, материалов, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов, указанных в Разделе 3 «Техническое задание» конкурсной документации, такой заявке присваивается максимальное значение показателя. В целях оценки заявок по показателю «Качество услуг» предложение о качественных характеристиках предмета закупки по соответствующему виду услуг, указанных в Разделе 3 «Техническое задание» конкурсной документации, будет признано детализированным описанием технологии оказания услуг, используемого оборудования, материалов, транспорта, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов в случае, если такое описание будет содержать описание технологии оказания услуг, используемого оборудования, материалов, транспорта, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов, соответствующее требованиям конкурсной документации. В рамках показателя «Качество услуг» под видами услуг понимается оказание услуг по перечням услуг, перечисленных в Регламентах оказания услуг Раздела 3 «Техническое задание» конкурсной документации и относящихся к: - уборке, сохранению эксплуатационных свойств объектов, поддержанию в чистоте прилегающих территорий, чистке кровли зданий от снега, наледи, сосулек, - внутренней уборке, поддержанию в чистоте, сохранению эксплуатационных свойств и внешнего вида служебных помещений (залов заседаний, туалетных комнат, входных тамбуров и коридоров зданий, лестничных площадок и лестничных маршей, технических помещений, мест общего пользования), доставке, замене (чистке) грязезащитных напольных ковриков - уборке, содержанию зданий, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) Российской Федерации, и прилегающим к ним территориям в соответствии с разделом 3 «Техническое задание» конкурсной документации. Количество баллов, присуждаемых заявкам по критерию НЦБi (1), определяется по шкале:
При оценке не будут учитываться виды услуг, не содержащие одновременно детализированное описание технологии их оказания, используемого оборудования, транспорта, применяемых материалов, контроля качества, необходимых трудовых ресурсов |
|||||||||||||
3. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
|
значимость критерия оценки = 30 коэффициент значимости критерия оценки = 0,3 |
|||||||||||
3.1. |
Показатель № 1: Общая стоимость исполненных договоров. Порядок оценки показателя: По показателю «Общая стоимость исполненных договоров» заказчиком установлен следующий порядок определения баллов: Оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по уборке, содержанию зданий и прилегающих к ним территорий, с ценой, составляющей не менее 15% от начальной (максимальной) цены договора настоящего конкурса, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Договор). При этом учитываются только те Договоры, в составе обязательных приложений которых присутствует: - Акт(ы) оказанных услуг (или любой другой документ приемки оказанных услуг по Договору или по этапу (части) оказанных услуг по Договору, подтверждающий(ие) оказание услуг в полном объеме с указанием их стоимости), последний должен быть подписан не ранее 3-х лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе; - Платежное поручение или иной документ, подтверждающий оплату выставленных неустоек (штрафов, пени), в случае если неустойки (штрафы, пени) были начислены Исполнителю – участнику закупки в ходе исполнения Договора. В вышеуказанных документах должен быть указан участник закупки, а также наименование оказанных услуг должно совпадать с предметом Договора, представленного в составе заявки на участие в настоящем конкурсе для оценки. В случае предоставления к оценке Договора, услуги по которому на момент подачи заявки на участие в настоящем конкурсе оказаны частично, к оценке будет приниматься общая стоимость оказанных услуг по такому Договору, подтвержденная актом(ами) оказанных услуг (или любыми другими документами приемки оказанных услуг, подтверждающими оказание услуг с указанием их стоимости). В случае заключения дополнительного соглашения к Договору об изменении объемов и (или) стоимости выполненных работ, подтверждением является скан-копия дополнительного соглашения и (или) скан-копия соглашения о расторжении (прекращении) Договора. В случае отсутствия в составе заявки скан-копий Договора и/или вышеуказанных приложений к договору в полном объёме, такой Договор не учитывается при оценке заявки по данному показателю критерия. Отсутствие в заявке на участие в конкурсе информации по показателю «Общая стоимость исполненных договоров» не будет основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки. Такой участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю. Количество баллов, присуждаемых по показателю ( ), определяется по нижеприведенной формуле: НЦБi (3.1)= КЗ х 100 х (Ki / Kmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi- предложение Участника закупки, заявка которого оценивается; Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. |
значимость показателя критерия = 50 коэффициент значимости показателя = 0,5 |
|||||||||||
3.2. |
Показатель № 2: Общее количество исполненных договоров. Порядок оценки показателя: По показателю «Общее количество исполненных договоров» заказчиком установлен следующий порядок определения баллов: Оценивается общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по уборке, содержанию зданий и прилегающих к ним территорий, с ценой, составляющей не менее 15% от начальной (максимальной) цены договора настоящего конкурса, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Договор). При этом учитываются только те Договоры, в составе обязательных приложений которых присутствует: - Акт(ы) оказанных услуг (или любой другой документ приемки оказанных услуг по Договору или по этапу (части) оказанных услуг по Договору, подтверждающий(ие) оказание услуг в полном объеме с указанием их стоимости), последний должен быть подписан не ранее 3-х лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе; - Платежное поручение или иной документ, подтверждающий оплату выставленных неустоек (штрафов, пени), в случае если неустойки (штрафы, пени) были начислены Исполнителю – участнику закупки в ходе исполнения Договора. В вышеуказанных документах должен быть указан участник закупки, а также наименование оказанных услуг должно совпадать с предметом Договора, представленного в составе заявки на участие в настоящем конкурсе для оценки. В случае предоставления к оценке Договора, услуги по которому на момент подачи заявки на участие в настоящем конкурсе оказаны частично, к оценке будет приниматься общая стоимость оказанных услуг по такому Договору, подтвержденная актом(ами) оказанных услуг (или любыми другими документами приемки оказанных услуг, подтверждающими оказание услуг с указанием их стоимости). В случае заключения дополнительного соглашения к Договору об изменении объемов и (или) стоимости выполненных работ, подтверждением является скан-копия дополнительного соглашения и (или) скан-копия соглашения о расторжении (прекращении) Договора. В случае отсутствия в составе заявки скан-копий Договора и/или вышеуказанных приложений к договору в полном объёме, такой Договор не учитывается при оценке заявки по данному показателю критерия. Отсутствие в заявке на участие в конкурсе информации по показателю «Общее количество исполненных договоров» не будет основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки. Такой участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю. Количество баллов, присуждаемых по показателю ( ), определяется по нижеприведенной формуле: а) в случае если Kmax < Кпред НЦБi (3.2) = КЗ х 100 х (Кi / Kmax) б) в случае если Kmax Кпред НЦБi (2.2) = КЗ х 100 х (Кi / Kпред) при этом НЦБmax = КЗ x 100 где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. Кпред – предельно необходимое общее количество исполненных договоров, которое равно 5 штук. НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком. |
значимость показателя критерия = 30 коэффициент значимости показателя = 0,3 |
|||||||||||
3.3. |
Показатель № 3: Наибольшая цена одного из исполненных договоров. Порядок оценки показателя: По показателю «Наибольшая цена одного из исполненных договоров» заказчиком установлен следующий порядок определения баллов: Оценивается наибольшая цена среди заключенных и исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по уборке, содержанию зданий и прилегающих к ним территорий, с ценой, составляющей не менее 15% от начальной (максимальной) цены договора настоящего конкурса, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Договор). При этом учитываются только те Договоры, в составе обязательных приложений которых присутствует: - Акт(ы) оказанных услуг (или любой другой документ приемки оказанных услуг по Договору или по этапу (части) оказанных услуг по Договору, подтверждающий(ие) оказание услуг в полном объеме с указанием их стоимости), последний должен быть подписан не ранее 3-х лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе; - Платежное поручение или иной документ, подтверждающий оплату выставленных неустоек (штрафов, пени), в случае если неустойки (штрафы, пени) были начислены Исполнителю – участнику закупки в ходе исполнения Договора. В вышеуказанных документах должен быть указан участник закупки, а также наименование оказанных услуг должно совпадать с предметом Договора, представленного в составе заявки на участие в настоящем конкурсе для оценки. В случае предоставления к оценке Договора, услуги по которому на момент подачи заявки на участие в настоящем конкурсе оказаны частично, к оценке будет приниматься общая стоимость оказанных услуг по такому Договору, подтвержденная актом(ами) оказанных услуг (или любыми другими документами приемки оказанных услуг, подтверждающими оказание услуг с указанием их стоимости). В случае заключения дополнительного соглашения к Договору об изменении объемов и (или) стоимости выполненных работ, подтверждением является скан-копия дополнительного соглашения и (или) скан-копия соглашения о расторжении (прекращении) Договора. Отсутствие в заявке на участие в конкурсе Количество баллов, присуждаемых по показателю ( ), определяется по нижеприведенной формуле: а) в случае если Kmax < Кпред НЦБi (3.3) = КЗ х 100 х (Кi / Kmax) б) в случае если Kmax Кпред НЦБi (3.3) = КЗ х 100 х (Кi / Kпред) при этом НЦБmax = КЗ x 100 где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. Кпред – предельно необходимая наибольшая цена одного из исполненных договоров, которая равна 40 000 000 (сорок миллионов) рублей. НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком. |
значимость показателя критерия = 20 коэффициент значимости показателя = 0,2 |
|||||||||||
3.4. |
Количество баллов, присуждаемых по критерию НЦБi (2)определяется по формуле:
НЦБi (2) = НЦБi (3.1) + НЦБi (3.2) + НЦБi (3.3), где: НЦБi (3.1) - количество баллов, присуждаемых по показателю «Общая стоимость исполненных договоров»; НЦБi (3.2) - количество баллов, присуждаемых по показателю «Общее количество исполненных договоров»; НЦБi (3.3) - количество баллов, присуждаемых по показателю «Наибольшая цена одного из исполненных договоров».
|
|
|||||||||||
ПОДСЧЕТ ИТОГОВОГО РЕЙТИНГА:
Для оценки заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке на участие в конкурсе. Итоговый рейтинг заявки на участие в конкурсе рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в конкурсе, установленному в конкурсной документации:
ИР = ЦБi х 0,3+ НЦБi (1) х 0,4 + НБЦi (2) х 0,3,
Присуждение каждой заявке на участие в конкурсе порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке на участие в конкурсе, набравшей самый высокий итоговый рейтинг, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия. |
В случае подтверждения опыта (по нестоимостным критериям оценки) участника закупки контрактами, заключенными в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) по итогу проведения закупок, участник закупки вправе не предоставлять скан-копии контракта, акта оказанных услуг (или иного окончательного документа закрытия), дополнительного соглашения, соглашения о расторжении контракта, подтверждение оплаты начисленных неустоек (штрафов, пеней).
В случае подтверждения опыта (по нестоимостным критериям оценки) участника закупки контрактами, заключенными в соответствии с 44-ФЗ, без предоставления скан-копии контракта, акта оказанных услуг (или иного окончательного документа закрытия), дополнительного соглашения, соглашения о расторжении контракта, подтверждение оплаты начисленных неустоек (штрафов, пеней) участник закупки обязан предоставить реестровый номер контракта и/или номер извещения о проведении соответствующей закупки в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).
Информация об условиях контракта, его исполнении, изменении, о примененных штрафных санкциях в данном случае будет получена из ЕИС.
Комиссия, рассмотрев доводы Заявителя, считает необходимым отметить, что Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.
Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом № 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (ст. 1).
Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона № 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе устанавливать в Закупочной документации квалификационные критерии отбора в соответствии со своими требованиями, при условии применения их в равной степени ко всем участникам закупки.
При этом целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от обстоятельств, указывающих на фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.
В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.
Комиссия также отмечает, что отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что установленные критерии носят оценочный характер и не являются критериями допуска.
Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение по исполнению договора, в том числе, исходя из опыта, имеющегося у участника Закупки, и никаким образом не может ограничить участников Закупки в их праве подать заявку на участие в такой Закупке и предложить условия исполнения договора, более выгодные, чем у других участников закупки.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в закупочной документации оспариваемые Заявителем критерии, не нарушают права участников и не ограничивают конкуренцию.
При этом отсутствие договоров, заключенных в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках у самого Заявителя не может свидетельствовать об ограничении конкуренции со стороны Заказчика.
Также Комиссия отмечает, что в соответствии с порядком оценки по показателю «Качество работ/услуг», «Оценка заявки участника по показателю «Качество услуг», выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки, определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта с описанием технологии оказания услуг, используемого оборудования, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов.
При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе Технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации.
Также требования к нормативным документам, на основании которых должно быть предоставлено описание показателя «Качество работ/услуг», указаны в Техническом задании (Раздел 3 Конкурсной документации).
В рамках показателя «Качество услуг» под видами услуг понимается оказание услуг по перечням услуг, перечисленных в Регламентах оказания услуг Раздела 3 «Техническое задание» конкурсной документации и относящихся к:
- уборке, сохранению эксплуатационных свойств объектов, поддержанию в чистоте прилегающих территорий, чистке кровли зданий от снега, наледи, сосулек,
- внутренней уборке, поддержанию в чистоте, сохранению эксплуатационных свойств и внешнего вида служебных помещений (залов заседаний, туалетных комнат, входных тамбуров и коридоров зданий, лестничных площадок и лестничных маршей, технических помещений, мест общего пользования), доставке, замене (чистке) грязезащитных напольных ковриков
- уборке, содержанию зданий, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) Российской Федерации, и прилегающим к ним территориям в соответствии с разделом 3 «Техническое задание» конкурсной документации.
Количество баллов, присуждаемых заявкам по критерию НЦБi (1), определяется по шкале, определенной документацией.
Таким образом, в конкурсной документации обозначено, что именно Заказчик будет оценивать в критерии «Качественные, функциональные и экологические характеристики работ, услуг», что исключает субъективную оценку по вышеуказанному показателю. А также, участник может самостоятельно определить какое количество баллов он получит за данный критерий, в зависимости от того, сколько видов работ/услуг будет содержать его предложение.
Действительных доказательств нарушения своих прав и ограничения конкуренции путем предоставления преимущества конкретному лицу установленным критериев, Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.
При этом Комиссия отмечает, что на участие в Закупке было подано 7 заявок, 5 из которых были допущены и оценены Заказчиком, в связи с чем Комиссией не установлено, что обжалуемые положения документации привели к ограничению конкуренции.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <...> на действия ФГБУК АУИПИК (ОГРН: 1027739550156, ИНН: 7705395248) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.06.2023 № НП/24802/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
1 Технология оказания услуг включает в себя последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Описание технологии оказания услуг должно содержать описание последовательности оказания услуг, применяемых методов и способов оказания услуг, с указанием нормативно-технических требований действующих правил, постановлений, норм, стандартов, санитарных норм и правил и тд.
Контроль качества оказания услуг — действия (комплекс мер), включающие проведение измерений, анализ испытаний совокупности свойств и характеристик оказания услуг и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества, а также мероприятия по организации системы контроля качества на объектах.
Используемое оборудование - совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, используемых для оказания услуг.
Используемый транспорт – характеристики, марка, модель используемых транспортных средств
Трудовые ресурсы – рабочая сила, задействованная при оказании определённых видов услуг, с указанием профессиональных задач.