Решение б/н б/а от 26 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8116/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


26.06.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

<...> — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ФГБУК АУИПИК и <...>

рассмотрев жалобу ФГБУК АУИПИК при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по уборке, содержанию зданий и прилегающих территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории ЦФО (реестровый № 32312417538, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заказчик неправомерно ограничил оценку опыта участников договорами заключенными в рамках Закона о закупках и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а также Заявитель оспаривает показатель «Качественные, функциональные и экологические характеристики работ, услуг», считая его субъективным и необоснованным.

Представители Заказчиков с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность довода, приведенного в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о Закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 24.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) была размещена информация о проведении Закупки.

Разделом III документации Заказчиком определены критерии оценки заявки:

 

Номер критерия

Критерии и показатели критериев оценки

Значимость критериев и показателей критериев оценки

СТОИМОСТНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

1.

Цена договора (ЦБi),

 

значимость критерия оценки = 30

коэффициент значимости критерия оценки (ЦБКоэф)= 0,3

Порядок оценки:

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «Цена договора» (ЦБi), определяется по формуле:

а) в случае если ,

 

,

 

где:

- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого

оценивается;

- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

 

б) в случае если ,

 

,

 

где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

Рейтинг заявки по критерию оценки «Цена договора» рассчитывается по формуле: ЦБi * ЦБКоэф.

 

 

нестоимостные критерии оценки

2.

Качественные, функциональные и экологические характеристики работ, услуг

значимость критерия оценки = 40

коэффициент значимости критерия оценки = 0,4

Порядок оценки заявок по критерию:

Предметом оценки по критерию является один показатель:

2.1 «Качество работ / услуг».

Коэффициент значимости показателя составляет 100 баллов.

Порядок оценки по показателю: Оценка заявки участника по показателю «Качество услуг», выраженное в предложении о качественных характеристиках предмета закупки, определяется согласно представленному участником в свободной форме предложению о качественных характеристиках предмета закупки с описанием технологии оказания услуг, используемого оборудования, транспорта, материалов, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов. При этом предложение участника о качественных характеристиках предмета закупки разрабатывается участником на основе Технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации.

Предложение участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки оценивается по видам услуг, содержащих детализированное описание1 технологии оказания услуг, используемого оборудования, материалов, транспорта, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов, указанных в Разделе 3 «Техническое задание» конкурсной документации.

Наилучшими условия исполнения договора считается наибольшее количество видов услуг, содержащих детализированное описание технологии оказания услуг, используемого оборудования, материалов, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов, указанных в Разделе 3 «Техническое задание» конкурсной документации, такой заявке присваивается максимальное значение показателя.

В целях оценки заявок по показателю «Качество услуг» предложение о качественных характеристиках предмета закупки по соответствующему виду услуг, указанных в Разделе 3 «Техническое задание» конкурсной документации, будет признано детализированным описанием технологии оказания услуг, используемого оборудования, материалов, транспорта, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов в случае, если такое описание будет содержать описание технологии оказания услуг, используемого оборудования, материалов, транспорта, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов, соответствующее требованиям конкурсной документации.

В рамках показателя «Качество услуг» под видами услуг понимается оказание услуг по перечням услуг, перечисленных в Регламентах оказания услуг Раздела 3 «Техническое задание» конкурсной документации и относящихся к:

- уборке, сохранению эксплуатационных свойств объектов, поддержанию в чистоте прилегающих территорий, чистке кровли зданий от снега, наледи, сосулек,

- внутренней уборке, поддержанию в чистоте, сохранению эксплуатационных свойств и внешнего вида служебных помещений (залов заседаний, туалетных комнат, входных тамбуров и коридоров зданий, лестничных площадок и лестничных маршей, технических помещений, мест общего пользования), доставке, замене (чистке) грязезащитных напольных ковриков

- уборке, содержанию зданий, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) Российской Федерации, и прилегающим к ним территориям в соответствии с разделом 3 «Техническое задание» конкурсной документации.

Количество баллов, присуждаемых заявкам по критерию НЦБi (1), определяется по шкале:

Наименование показателя

Значение показателя

Шкала оценки в баллах

Качество работ (НЦБі(1))

Отсутствие предложений о качественных характеристиках предмета закупки

0

Наличие предложений о качественных характеристиках предмета закупки с частичным описанием технологии оказания услуг, используемого оборудования, материалов, транспорта, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов без учета специфики объектов, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) Российской Федерации (используемых (материалов, оборудования, условий оказания услуг)

50

 

Наличие предложений о качественных характеристиках предмета закупки: услуги по содержанию зданий и прилегающих территорий объектов культурного наследия, чистка кровли зданий от снега, наледи, сосулек, внутренняя уборка, поддержание в чистоте, сохранение эксплуатационных свойств и внешнего вида служебных помещений (залов заседаний, туалетных комнат, входных тамбуров и коридоров зданий, лестничных площадок и лестничных маршей, технических помещений, мест общего пользования), доставку, замену (чистку) грязезащитных напольных ковриков с полным описанием технологии оказания услуг, используемого оборудования, материалов, транспорта, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов с учетом специфики объектов, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) Российской Федерации (материалов, оборудования, условий оказания услуг)

100

При оценке не будут учитываться виды услуг, не содержащие одновременно детализированное описание технологии их оказания, используемого оборудования, транспорта, применяемых материалов, контроля качества, необходимых трудовых ресурсов

3.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

 

значимость критерия оценки = 30

коэффициент значимости критерия оценки = 0,3

3.1.

Показатель № 1: Общая стоимость исполненных договоров.

Порядок оценки показателя:

По показателю «Общая стоимость исполненных договоров» заказчиком установлен следующий порядок определения баллов: Оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по уборке, содержанию зданий и прилегающих к ним территорий, с ценой, составляющей не менее 15% от начальной (максимальной) цены договора настоящего конкурса, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Договор).

При этом учитываются только те Договоры, в составе обязательных приложений которых присутствует:

- Акт(ы) оказанных услуг (или любой другой документ приемки оказанных услуг по Договору или по этапу (части) оказанных услуг по Договору, подтверждающий(ие) оказание услуг в полном объеме с указанием их стоимости), последний должен быть подписан не ранее 3-х лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе;

- Платежное поручение или иной документ, подтверждающий оплату выставленных неустоек (штрафов, пени), в случае если неустойки (штрафы, пени) были начислены Исполнителю – участнику закупки в ходе исполнения Договора.

В вышеуказанных документах должен быть указан участник закупки, а также наименование оказанных услуг должно совпадать с предметом Договора, представленного в составе заявки на участие в настоящем конкурсе для оценки.

В случае предоставления к оценке Договора, услуги по которому на момент подачи заявки на участие в настоящем конкурсе оказаны частично, к оценке будет приниматься общая стоимость оказанных услуг по такому Договору, подтвержденная актом(ами) оказанных услуг (или любыми другими документами приемки оказанных услуг, подтверждающими оказание услуг с указанием их стоимости).

В случае заключения дополнительного соглашения к Договору об изменении объемов и (или) стоимости выполненных работ, подтверждением является скан-копия дополнительного соглашения и (или) скан-копия соглашения о расторжении (прекращении) Договора.

В случае отсутствия в составе заявки скан-копий Договора и/или вышеуказанных приложений к договору в полном объёме, такой Договор не учитывается при оценке заявки по данному показателю критерия.

Отсутствие в заявке на участие в конкурсе информации по показателю «Общая стоимость исполненных договоров» не будет основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки. Такой участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

Количество баллов, присуждаемых по показателю ( ), определяется по нижеприведенной формуле:

НЦБi (3.1)= КЗ х 100 х (Ki / Kmax),

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi- предложение Участника закупки, заявка которого оценивается;

Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

значимость показателя критерия = 50

коэффициент значимости показателя = 0,5

3.2.

Показатель № 2: Общее количество исполненных договоров.

Порядок оценки показателя: По показателю «Общее количество исполненных договоров» заказчиком установлен следующий порядок определения баллов: Оценивается общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по уборке, содержанию зданий и прилегающих к ним территорий, с ценой, составляющей не менее 15% от начальной (максимальной) цены договора настоящего конкурса, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Договор).

При этом учитываются только те Договоры, в составе обязательных приложений которых присутствует:

- Акт(ы) оказанных услуг (или любой другой документ приемки оказанных услуг по Договору или по этапу (части) оказанных услуг по Договору, подтверждающий(ие) оказание услуг в полном объеме с указанием их стоимости), последний должен быть подписан не ранее 3-х лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе;

- Платежное поручение или иной документ, подтверждающий оплату выставленных неустоек (штрафов, пени), в случае если неустойки (штрафы, пени) были начислены Исполнителю – участнику закупки в ходе исполнения Договора.

В вышеуказанных документах должен быть указан участник закупки, а также наименование оказанных услуг должно совпадать с предметом Договора, представленного в составе заявки на участие в настоящем конкурсе для оценки.

В случае предоставления к оценке Договора, услуги по которому на момент подачи заявки на участие в настоящем конкурсе оказаны частично, к оценке будет приниматься общая стоимость оказанных услуг по такому Договору, подтвержденная актом(ами) оказанных услуг (или любыми другими документами приемки оказанных услуг, подтверждающими оказание услуг с указанием их стоимости).

В случае заключения дополнительного соглашения к Договору об изменении объемов и (или) стоимости выполненных работ, подтверждением является скан-копия дополнительного соглашения и (или) скан-копия соглашения о расторжении (прекращении) Договора.

В случае отсутствия в составе заявки скан-копий Договора и/или вышеуказанных приложений к договору в полном объёме, такой Договор не учитывается при оценке заявки по данному показателю критерия.

Отсутствие в заявке на участие в конкурсе информации по показателю «Общее количество исполненных договоров» не будет основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки. Такой участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

Количество баллов, присуждаемых по показателю ( ), определяется по нижеприведенной формуле:

а) в случае если Kmax < Кпред

НЦБi (3.2) = КЗ х 100 х (Кi / Kmax)

б) в случае если Kmax Кпред

НЦБi (2.2) = КЗ х 100 х (Кi / Kпред)

при этом НЦБmax = КЗ x 100

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается

Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Кпред – предельно необходимое общее количество исполненных договоров, которое равно 5 штук.

НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

значимость показателя критерия = 30

коэффициент значимости показателя = 0,3

3.3.

Показатель № 3:

Наибольшая цена одного из исполненных договоров.

Порядок оценки показателя:

По показателю «Наибольшая цена одного из исполненных договоров» заказчиком установлен следующий порядок определения баллов: Оценивается наибольшая цена среди заключенных и исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по уборке, содержанию зданий и прилегающих к ним территорий, с ценой, составляющей не менее 15% от начальной (максимальной) цены договора настоящего конкурса, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Договор).

При этом учитываются только те Договоры, в составе обязательных приложений которых присутствует:

- Акт(ы) оказанных услуг (или любой другой документ приемки оказанных услуг по Договору или по этапу (части) оказанных услуг по Договору, подтверждающий(ие) оказание услуг в полном объеме с указанием их стоимости), последний должен быть подписан не ранее 3-х лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе;

- Платежное поручение или иной документ, подтверждающий оплату выставленных неустоек (штрафов, пени), в случае если неустойки (штрафы, пени) были начислены Исполнителю – участнику закупки в ходе исполнения Договора.

В вышеуказанных документах должен быть указан участник закупки, а также наименование оказанных услуг должно совпадать с предметом Договора, представленного в составе заявки на участие в настоящем конкурсе для оценки.

В случае предоставления к оценке Договора, услуги по которому на момент подачи заявки на участие в настоящем конкурсе оказаны частично, к оценке будет приниматься общая стоимость оказанных услуг по такому Договору, подтвержденная актом(ами) оказанных услуг (или любыми другими документами приемки оказанных услуг, подтверждающими оказание услуг с указанием их стоимости).

В случае заключения дополнительного соглашения к Договору об изменении объемов и (или) стоимости выполненных работ, подтверждением является скан-копия дополнительного соглашения и (или) скан-копия соглашения о расторжении (прекращении) Договора.

Отсутствие в заявке на участие в конкурсе
информации по
показателю «Наибольшая цена одного из исполненных договоров» не будет основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки. Такой участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

Количество баллов, присуждаемых по показателю ( ), определяется по нижеприведенной формуле:

а) в случае если Kmax < Кпред

НЦБi (3.3) = КЗ х 100 х (Кi / Kmax)

б) в случае если Kmax Кпред

НЦБi (3.3) = КЗ х 100 х (Кi / Kпред)

при этом НЦБmax = КЗ x 100

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается

Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Кпред – предельно необходимая наибольшая цена одного из исполненных договоров, которая равна 40 000 000 (сорок миллионов) рублей.

НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

значимость показателя критерия = 20

коэффициент значимости показателя = 0,2

3.4.

Количество баллов, присуждаемых по критерию НЦБi (2)определяется по формуле:

 

НЦБi (2) = НЦБi (3.1) + НЦБi (3.2) + НЦБi (3.3), где:

НЦБi (3.1) - количество баллов, присуждаемых по показателю «Общая стоимость исполненных договоров»;

НЦБi (3.2) - количество баллов, присуждаемых по показателю «Общее количество исполненных договоров»;

НЦБi (3.3) - количество баллов, присуждаемых по показателю «Наибольшая цена одного из исполненных договоров».

 

 

ПОДСЧЕТ ИТОГОВОГО РЕЙТИНГА:

 

Для оценки заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке на участие в конкурсе. Итоговый рейтинг заявки на участие в конкурсе рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в конкурсе, установленному в конкурсной документации:

 

ИР = ЦБi х 0,3+ НЦБi (1) х 0,4 + НБЦi (2) х 0,3,

 

Присуждение каждой заявке на участие в конкурсе порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.

Заявке на участие в конкурсе, набравшей самый высокий итоговый рейтинг, присваивается первый номер.

В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

 

В случае подтверждения опыта (по нестоимостным критериям оценки) участника закупки контрактами, заключенными в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) по итогу проведения закупок, участник закупки вправе не предоставлять скан-копии контракта, акта оказанных услуг (или иного окончательного документа закрытия), дополнительного соглашения, соглашения о расторжении контракта, подтверждение оплаты начисленных неустоек (штрафов, пеней).

В случае подтверждения опыта (по нестоимостным критериям оценки) участника закупки контрактами, заключенными в соответствии с 44-ФЗ, без предоставления скан-копии контракта, акта оказанных услуг (или иного окончательного документа закрытия), дополнительного соглашения, соглашения о расторжении контракта, подтверждение оплаты начисленных неустоек (штрафов, пеней) участник закупки обязан предоставить реестровый номер контракта и/или номер извещения о проведении соответствующей закупки в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).

Информация об условиях контракта, его исполнении, изменении, о примененных штрафных санкциях в данном случае будет получена из ЕИС.

Комиссия, рассмотрев доводы Заявителя, считает необходимым отметить, что Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом № 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (ст. 1).

Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона № 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Комиссия отмечает, что Заказчик вправе устанавливать в Закупочной документации квалификационные критерии отбора в соответствии со своими требованиями, при условии применения их в равной степени ко всем участникам закупки.

При этом целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от обстоятельств, указывающих на фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Комиссия также отмечает, что отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что установленные критерии носят оценочный характер и не являются критериями допуска.

Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение по исполнению договора, в том числе, исходя из опыта, имеющегося у участника Закупки, и никаким образом не может ограничить участников Закупки в их праве подать заявку на участие в такой Закупке и предложить условия исполнения договора, более выгодные, чем у других участников закупки.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в закупочной документации оспариваемые Заявителем критерии, не нарушают права участников и не ограничивают конкуренцию.

При этом отсутствие договоров, заключенных в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках у самого Заявителя не может свидетельствовать об ограничении конкуренции со стороны Заказчика.

Также Комиссия отмечает, что в соответствии с порядком оценки по показателю «Качество работ/услуг», «Оценка заявки участника по показателю «Качество услуг», выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки, определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта с описанием технологии оказания услуг, используемого оборудования, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов.

При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе Технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации.

Также требования к нормативным документам, на основании которых должно быть предоставлено описание показателя «Качество работ/услуг», указаны в Техническом задании (Раздел 3 Конкурсной документации).

В рамках показателя «Качество услуг» под видами услуг понимается оказание услуг по перечням услуг, перечисленных в Регламентах оказания услуг Раздела 3 «Техническое задание» конкурсной документации и относящихся к:

- уборке, сохранению эксплуатационных свойств объектов, поддержанию в чистоте прилегающих территорий, чистке кровли зданий от снега, наледи, сосулек,

- внутренней уборке, поддержанию в чистоте, сохранению эксплуатационных свойств и внешнего вида служебных помещений (залов заседаний, туалетных комнат, входных тамбуров и коридоров зданий, лестничных площадок и лестничных маршей, технических помещений, мест общего пользования), доставке, замене (чистке) грязезащитных напольных ковриков

- уборке, содержанию зданий, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) Российской Федерации, и прилегающим к ним территориям в соответствии с разделом 3 «Техническое задание» конкурсной документации.

Количество баллов, присуждаемых заявкам по критерию НЦБi (1), определяется по шкале, определенной документацией.

Таким образом, в конкурсной документации обозначено, что именно Заказчик будет оценивать в критерии «Качественные, функциональные и экологические характеристики работ, услуг», что исключает субъективную оценку по вышеуказанному показателю. А также, участник может самостоятельно определить какое количество баллов он получит за данный критерий, в зависимости от того, сколько видов работ/услуг будет содержать его предложение.

Действительных доказательств нарушения своих прав и ограничения конкуренции путем предоставления преимущества конкретному лицу установленным критериев, Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

При этом Комиссия отмечает, что на участие в Закупке было подано 7 заявок, 5 из которых были допущены и оценены Заказчиком, в связи с чем Комиссией не установлено, что обжалуемые положения документации привели к ограничению конкуренции.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <...> на действия ФГБУК АУИПИК (ОГРН: 1027739550156, ИНН: 7705395248) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.06.2023 НП/24802/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Технология оказания услуг включает в себя последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Описание технологии оказания услуг должно содержать описание последовательности оказания услуг, применяемых методов и способов оказания услуг, с указанием нормативно-технических требований действующих правил, постановлений, норм, стандартов, санитарных норм и правил и тд.

Контроль качества оказания услуг — действия (комплекс мер), включающие проведение измерений, анализ испытаний совокупности свойств и характеристик оказания услуг и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества, а также мероприятия по организации системы контроля качества на объектах.

Используемое оборудование - совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, используемых для оказания услуг.

Используемый транспорт – характеристики, марка, модель используемых транспортных средств

Трудовые ресурсы – рабочая сила, задействованная при оказании определённых видов услуг, с указанием профессиональных задач.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны