Решение б/н 077/07/00-18088/2020 ООО «ПОСТСКРИПТУМ» на ФГАУ «Научный цен... от 29 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-18088/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

26.10.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу ООО «Постскриптум» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГАУ «НМИЦ ЛРЦ» Минздрава России (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание дополнительных услуг по поддержанию гигиенических условий в помещениях Заказчика (реестровый № 32009568251, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ 
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием с положениями Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).

Из доводов жалобы следует, что требования Закупочной документации ограничивают конкуренцию, в частности в части установления неценового критерия «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг».

Согласно данному критерию оценивается количество надлежаще заключенных и исполненных участником конкурса государственных и/или муниципальных договоров (контрактов) за период с 2017 до 2020 г.г. на оказание услуг по комплексной уборке помещений в лечебных учреждениях, имеющих медицинскую лицензию.

При этом Заявитель указывает, что такие действия Заказчика в части установления требования к участникам закупки о подтверждении наличия опыта по успешному оказанию услуг по уборке исключительно лечебных учреждений, имеющих медицинскую лицензию, исключают возможность представить контракты (договоры) по уборке других помещений.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и представил письменные возражения, в которых указал, что дополнительные услуги по поддержанию гигиенических условий в помещениях Заказчика будут оказываться по месту нахождения заказчика, который в данном случае является медицинским учреждением. Согласно п. 4.1. «ГОСТ Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 N 1554-ст) Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги оказывают в различных сферах деятельности: в персональной (бытовой), общественной, индустриальной, медицинской, на транспорте. Под медицинской сферой деятельности понимаются услуги, оказывающие в клиниках, больницах, родильных домах, санаториях, реабилитационных центрах, домах престарелых, станциях переливания крови, госпиталях, детских организациях и др. Таким образом уборка в других помещениях и других сферах деятельности, не связанных с медициной будет отличаться друг от друга.

Согласно п. 4.1, п. 4.2, п. 4.3 «ГОСТ Р 58393-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 27.03.2019 № 109-ст) услуги профессиональной уборки в медицинских организациях должны соответствовать требованиям действующего законодательства, регулирующего деятельность в сфере медицинских услуг, услуг профессиональной уборки, действующих приказов, другой нормативной документации Министерства здравоохранения Российской Федерации и настоящего стандарта. Уборку помещений медицинских организаций и прилегающих территорий, а также текущую и генеральную дезинфекцию могут осуществлять компании профессиональной уборки (клининговые компании), владеющие методами дезинфекции, или медицинский персонал, владеющий технологиями профессиональной уборки.

Под медицинской организацией в данном случае понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Профессиональные клининговые компании, привлекаемые для проведения уборки в медицинских организациях, обязаны работать в режиме медицинских организаций (в т.ч. круглосуточно) с учетом специфики их деятельности.

Кроме того, Заказчик в своей документации установил ряд требований к сотрудникам Исполнителя для оказания услуг, связанных с осуществлением Заказчиком своей уставной деятельности.

Согласно п. 6.4. ГОСТ Р 51870-2014., п. 6.6. Технического задания Заказчика Персонал, осуществляющий услуги по уборке и уходу за поверхностями в медицинских организациях должен проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (не реже 1 раза в год) с оформлением личных медицинских книжек, иметь подтверждение о проведении профилактических прививок, и сдачи ряда анализов (исследование крови на сифилис, гепатит В, гепатит С, ВИЧ; исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф; исследование на гельминтозы; мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка), иметь отметку в медицинской книжке о допуске к обслуживанию объектов здравоохранения (инструктаж).

Согласно п. 7.2 ГОСТ Р 58393-2019. Персонал клининговых компаний, осуществляющий уборку в палатных отделениях, медицинских кабинетах и других подобных помещениях, должен быть обучен особенностям проведения уборки в медицинских организациях, иметь специальную подготовку по дезинфекционной деятельности (в объеме проведения текущей, генеральной и профилактической дезинфекции).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о признании довода жалобы необоснованным, в связи с тем, что для удовлетворения потребности Заказчику требовался определенный персонал, который должен был быть обучен и допущен к работе именно в медицинских учреждениях, что также соответствует требованиям ГОСТ.

Заявитель в жалобе также указывает, что Заказчик в Закупочной документации установил необъективно завышенные требования, ограничивающие конкуренцию, а именно: согласно техническому заданию уборке подлежат помещения общей площадью 3 445,7 м.2,

Более этого, это общая площадь разных отдельных строений, самая большая из которых менее 2-х тысяч м2 :

  • Иваньковское шоссе, д.3, этажи 1,3,5 общей площадью 775,6 м2 ;

  • Иваньковское шоссе, д.3, строение 2, 1 этаж – кабинеты 110-116, 121-127, лаборатория, касса, учебный класс (строение 5), кабинет главного инженера, коридор, два туалета, кабинет № 311, дневной стационар поликлиники общей площадью 652,6 м2 ;

  • Иваньковское шоссе, д.3, этажи 2, 6 общей площадью 836,0 м2;

  • Иваньковское шоссе, д. 3, отделение неврологии 3-й этаж общей площадью 455,6 м.2 ;

  • Иваньковское шоссе, д. 3, отделение лазерной хирургии 1-й этаж общей площадью 299,4м.2 ;

  • Иваньковское шоссе, д.3, стр.2, 6-й этаж зал лечебной физкультуры с кабинетом массажа 50,1м.2 ;

  • Иваньковское шоссе, д.3, стр.2, 9-й этаж зал лечебной физкультуры 15,4 м.2 ;

  • Иваньковское шоссе, д.3, стр.5, цокольный этаж, помещение бассейна 121,7 м.2;

  • Иваньковское шоссе, д.3, центральная, запасная лестница 207,6 м.2

  • Иваньковское шоссе, д.3, стр.5, цокольный этаж, 31.7 м.2

При этом согласно критерию «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг» оценивается количество надлежаще заключенных и исполненных участником конкурса государственных и/или муниципальных договоров (контрактов) за период с 2017 г. до 2020 г. на оказание услуг по комплексной уборке помещений в лечебных учреждениях имеющих медицинскую лицензию, площадью помещений по каждому договору (контракту) не менее 10 000 кв.м.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что указанный критерий не коррелирует с потребностью Заказчика, так как согласно Техническому заданию площадь помещений подлежащих уборке составляет 3 445,7 м2, при этом Заказчик не может требовать от участников Закупки предоставление опыта по уборке помещений не менее 10 000 кв.м, так как данное требование отсекает возможность участия неопределенного круга участников, что свидетельствует о нецелесообразности такого критерия.

Также Комиссия считает, что именно противоречие между показателями может привести к ограничению количества участников.

Частью 1 ст. 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав. По мнению Комиссии, повышенные требования к потенциальным контрагентам должны иметь именно объективное обоснование, соответствовать законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений, установленному ч. 1 ст. 1 ГК РФ и не должны приводить к необоснованному сокращению количества участников закупочной процедуры.

Действующим законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.

Доказательств объективной необходимости установления столь высоких требований к потенциальным контрагентам Заказчиком не представлено, а антимонопольным органом не установлено.

Также Заказчик согласился, что данное требование является излишним.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия оценив пояснения сторон и представленные заявки, приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным, ввиду того, что Заказчиком не были предприняты меры по соблюдению принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, также Заказчиком были нарушены требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Также Комиссия отмечает, что о необходимости использования в закупочной документации объективных, исчисляемых, измеряемых и администрируемых критериев неоднократно высказывались арбитражные суды Московского округа, в частности по делам №№ А40-195614/14, А40-216614/14, А40-132216/14, А40-1761/15, А40-119802/15, А40-169152/15, А40-220847/2016, А40-11740/2017.

Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Постскриптум» (ИНН 7701388923, ОГРН 1147746217002) на действия ФГАУ «НМИЦ ЛРЦ» Минздрава России (ИНН 7733574898, ОГРН 1067746916632) при проведении Закупки обоснованной в части довода об установлении завышенных требований о представлении опыта уборки помещений по каждому договору (контракту) площадью не менее 10 000 кв.м, в остальной части – необоснованой.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

  1. ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-18088/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

26.10.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании вынесенного решения от 26.10.2020 по делу № 077/07/00-18088/2020,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГАУ «НМИЦ ЛРЦ» Минздрава России (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание дополнительных услуг по поддержанию гигиенических условий в помещениях Заказчика (реестровый № 32009568251 далее - Конкурс):

1. Заказчику отменить итоговый протокол от 23.10.2020 № 32009568251-03.

2. Заказчику назначить новую дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса;

3. Заказчику пересмотреть заявки участников Конкурса с учетом принятого решения от 26.10.2020 по делу № 077/07/00-18088/2020;

4. Заказчику не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания;

5. Заказчику продолжить проведение Конкурса в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения о закупке, Конкурсной документации;

6. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 30.11.2020;

7. Заказчику надлежит сообщить в адрес Московского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 03.12.2020 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

 

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны