Решение №35220/23 б\а от 18 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-10546/2023 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 15.08.2023 г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председательствующего Комиссии: <...> при участии посредством видеоконференцсвязи представителей <...>, рассмотрев жалобу <...>при проведении открытого аукциона в электронной форме №2170/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки и выполнения монтажных и пусконаладочных работ оборудования контрольно-измерительного и диагностического (закупочная процедура опубликована на официальном сайте https://223.rts-tender.ru/supplier/auction/Trade/View.aspx?Id=2816075&sso=1&code=-5, далее — Закупка), 2023-39202 2 в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Согласно доводам жалобы, нарушения со стороны Заказчика выразились в ненадлежащем формировании положений документации, а именно в установлении дополнительных требований к закупаемому оборудованию. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом 2023-39202 3 положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Как следует из материалов дела, Заказчиком 27.07.2023, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», на официальном сайте оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер» (https://223.rts-tender.ru) была размещена информация о проведении Закупки. Цена договора: 17 146 508,40 руб. Дата начала подачи заявок: 27.07.2023. Дата и время окончания срока подачи заявок: 04.08.2023 в 11:00. Дата рассмотрения заявок: 18.08.2023. Дата подведения итогов: 22.08.2023. В пункте 2 Технического задания установлены дополнительные требования: Поставляемое оборудование должно иметь допуск к применению на объектах железнодорожной инфраструктуры, оформленный и утверждённый в соответствии с Порядком разработки, постановки на производство и допуска к применению, изложенным в ГОСТ 33477-2015. При поставке оборудования участник должен предоставить документы, подтверждающие соответствие предлагаемого к поставке оборудования требованиям технического задания аукционной документации: - Акт приёмочных испытаний, оформленный и утверждённый в соответствии с требованиями ГОСТ 33477-2015 Приложение Д. - Приказ (распоряжение) о допуске продукции к применению, оформленный и утверждённый в соответствии с требованиями ГОСТ 33477-2015. - Заключение разработчика (производителя) КТСМ-2 о совместимости аппаратных и программных средств СКТР с КТСМ. Функции владельца инфраструктуры выполняет Управление пути и сооружений. На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что оспариваемые требования установлены к исполнителю по договору. Также Заказчик указал, что при формировании закупочной документации в 2023 году контрольно-измерительного и диагностического оборудования, а именно системы контроля температуры рельсов (СКТР-02) были учтены выявленные недочеты, в следствии чего, установлено требование о наличии в элементе СКТР встроенного средства самодиагностики. Данное требование было установлено в соответствии с Руководством по эксплуатации от 28 декабря 2017 г. «Система контроля температуры рельсов «СКТР-01» ИН7.450.000.000 РЭ-ЛУ (далее – Руководство по эксплуатации) (Приложение № 1.1.2 к аукционной документации). 2023-39202 4 Пунктом 1.4.2 Руководства по эксплуатации установлена структура технических средств СКРТ при подключении к КТСМ-02, в которую включена Единая корпоративная автоматизированная система управления инфраструктурой (ЕК АСУИ). Основной задачей закупки и внедрение СКТР в<...> является выстраивание автоматизированной системы контроля температур рельсов и воздуха без участия человека (на стадиях получения, обработки и передачи данных). Сам КТСМ по факту является аналогом «сервера» сбора наборов данных, с последующей передачей их по каналам связи <...> в автоматизированные системы инфраструктурного комплекса. Первичную обработку и передачу данных о температуре рельсов, воздуха и диагностике должна передавать в локальную сеть комплексов технических средств многофункциональных или контроллера диагностики сигнальной точки и далее в ЕК АСУИ. Без возможности передачи данных в ЕК АСУИ отсутствует возможность визуализировать и обработать данные на рабочих местах диспетчерского аппарата и инженерного состава ПЧ и ИЧ и как следствие невозможно осуществлять контроль и анализ температур. Таким образом, Заказчику необходимо заключение разработчика (производителя) КТСМ-2 о совместимости аппаратных и программных средств СКТР с КТСМ. Также в соответствии с п. 8.3 ГОСТ 33477-2015 допуск к применению на объектах инфраструктуры серийной продукции общепромышленного назначения производят по указанию (приказу) владельца инфраструктуры после проведения экспертизы конструкторской и эксплуатационной документации технических средств на их совместимость с действующими техническими средствами инфраструктуры, разработки проектных решений по применению данных технических средств и проведению их подконтрольной эксплуатации. Экспертизу проводит владелец инфраструктуры с привлечением необходимых организаций и испытательных центров. Владелец инфраструктуры по результатам экспертизы может назначить дополнительные испытания продукции по требованиям безопасности, электромагнитной совместимости, устойчивости к механическим, климатическим воздействиям с действующими техническими средствами инфраструктуры. Таким образом, указанный ГОСТ 33477-2015 применяется к закупаемым товарам. В силу изложенного, установленные требования внесены в закупочную документацию с целью удовлетворения потребности Заказчика, а так же с целью не допущения поставки фальсифицированной и не качественной продукции для использования в инфраструктурном комплексе <...>. Кроме того, между Заявителем и Заказчиком был заключен договор от 17.08.2022 № 2521/ОАЭ-ЦДЗС/22/1/1 на поставку оборудования контрольно-измерительного и диагностического в адрес Забайкальской дирекции инфраструктуры – филиала <...>. В настоящий момент Забайкальской дирекцией инфраструктуры ведется претензионная работа с <...> по причине несоответствия товара требованиям технического задания. Согласно акту проведения испытаний системы контроля температуры рельсов от 13.07.2023 в поставленной продукции отсутствует передача данных в Единую корпоративную автоматизированную систему управления инфраструктурой. Заказчик пояснил, что на основании получаемой информации о температуре рельсов и воздуха, руководителями дистанций пути, инфраструктуры и эксплуатационными 2023-39202 5 участками принимаются решение о возможности проведения работ по всем видам ремонтов на конкретном участке пути. Основной задачей в мониторинге температур рельсов и воздуха является соблюдение требований условий эксплуатации бесстыкового пути в соответствии с разделом 4 и Приложением № 6 Инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 14 декабря 2016 г. № 2544/р. Цель системы – не допустить потерю устойчивости бесстыкового пути (выброс пути, угол в плане, сдвиг рельсошпальной решетки). В связи с чем, без передачи данных в ЕК АСУИ закупка и использование СКТР не представляется возможной. В свою очередь, Комиссия отмечает, что Заявителем ограничения конкуренции установлением оспариваемых требований не доказано, а также не приведено доказательств невозможности поставки товара с соблюдением оспариваемых требований. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств невозможности получения заключения о совместимости, с учетом того, что оно необходимо на этапе поставки товара, сроки которой, согласно пункту 4 Технического задания, установлены не позднее 30.11.2023 года. Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 1 Закона о закупках обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. В свою очередь, Заявитель не может спорить с такой потребностью и самостоятельно определять, что является значимым при приобретения товара. Комиссия также отмечает, что несоответствие товара Заявителя отдельным требованиям Заказчика не может безусловно свидетельствовать об ограничении конкуренции. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Кроме того, следует отметить, что принцип равноправия в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках). Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить 2023-39202 6 требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений приведенных норм Закона о закупках отсутствуют. При этом, доводы Заявителя о создании преимущественных условий конкретным участникам при установлении такого требования отклоняются Комиссией, поскольку оспариваемое Заявителем требование не препятствовало в возможности принятия участия в Закупке. Также Заявителем не приведено нормативного обоснования, что установленные Заказчиком требования не отвечают требованиям действующего законодательства. Таким образом, доводы Заявителя о неправомерности установления оспариваемых требований не находят своего подтверждения. В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что оспариваемые требования не нарушают права участников и не ограничивают конкуренцию. Действительных доказательств нарушения своих прав и ограничения конкуренции путем предоставления преимущества конкретному лицу установленными требованиями, Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено. В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия 2023-39202 7 РЕШИЛА: 1. Признать жалобу <...> на действия <...> при проведении Закупки необоснованной. 2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 07.08.2023 № ЕИ/33477/23. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны