Решение б/н б/а от 1 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-944/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
27.01.2022                                                  г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<........>,

при участии посредством видеконфренцсвязи представителей ООО «МПК «Гудвилл»; ПАО «Россети Московский регион»,

рассмотрев жалобу ООО «МПК «Гудвилл» (далее - Заявитель) на действия ПАО «Россети Московский регион» (далее - Заказчик) при проведении предварительного отбора на определение исполнителей для заключения рамочных соглашений на оказание услуг НСК на объектах инвестиционной программы ПАО «Россети Московский регион» (реестровый № 32111013295) (далее – Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с положениями Закупочной документации в части требования о наличии в штате (или привлеченных по договору гражданско-правового характера) участников данной закупки специалистов, аттестованных по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках в качестве административно-технического персонала, имеющего квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 30.12.2021 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении предварительного отбора на определение исполнителей для заключения рамочных соглашений на оказание услуг НСК на объектах инвестиционной программы ПАО «Россети Московский регион» (реестровый № 32111013295) (далее – предварительный отбор, процедура).

Так, Приложением 3 к Техническому заданию на оказание услуг по строительному контролю установлен порядок и критерии оценки участников.

В соответствии с пунктом 5 установлено требование о наличии в штате (или привлеченных по договору гражданско-правового характера) Участника специалистов, аттестованных по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках в качестве административно-технического персонала, имеющего квалификационную группу по электробезопасности не ниже III-й и допуск к работе на электроустановках до и выше 1000В (оценивается в соответствии с представленными данными Участника по форме прил. 3.3):

4 специалиста и менее- 0 баллов;

5-10 специалистов- 50 баллов;

11-20 специалистов- 80 баллов;

21 и более специалистов- 100 баллов.

Весовой коэффициент – 0,1.

По мнению Заявителя установление данного требования не связано с эксплуатацией действующих электроустановок и, соответственно, выполняется не электротехническим персоналом. В обоснование своих доводов ссылается на письма Ростехнадзора №10-00-0-09/3146 от 06.09.2021 и Минтруда России №15-2/В-5050 от 29.12.2021, которые не предусматривают возможность присвоения лицам, относящимся к неэлектротехническому персоналу, групп по электробезопасности выше первой. Таким образом, специалисты, имеющие третью группу по электробезопасности и выше, являются электротехническим персоналом, прямой функцией которых является эксплуатация электроустановок, не относящаяся к строительному контролю. Указанные специалисты, имеющие третью группу по электробезопасности и выше, имеются лишь в штате организаций, занимающихся эксплуатацией электроустановок, что не входит в предмет названного предварительного отбора.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 19 Технического задания оказание услуг производится в зоне действующих электроустановок.

Так, Пунктом 10.12.7 Техничного задания установлено, что строительный контроль при пусконаладочных работах осуществляется для проведения индивидуальных испытаний электрооборудования вводится эксплуатационный режим электроустановки, после чего ПНР должны относиться к работам, производимым в действующих электроустановках. Исполнитель для осуществления контроля должен обладать соответствующими допусками и разрешениями на работу в действующих электроустановках.

Согласно пункту 10.12.11 Технического задания исполнитель осуществляет надзор при осуществлении ПНР по настройке взаимодействия электрических схем и систем электрооборудования в различных режимах: обеспечение взаимных связей, регулировка и настройка характеристик и параметров отдельных устройств и функциональных групп электроустановки с целью обеспечения на ней заданных режимов работы.

В соответствии с пунктом 10.12.12 Закупочной документации Исполнитель присутствует при опробовании электроустановки по полной схеме на холостом ходу и под нагрузкой во всех режимах работы для подготовки к комплексному опробованию технологического оборудования. Подтверждает успешное проведение опробования электроустановки по полной схеме на холостом ходу и под нагрузкой во всех режимах работы и готовность к комплексному опробованию технологического оборудования.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что требования к квалификации специалистов, осуществляющих функции строительного контроля на объектах капитального строительства, реконструкции (как для штатных сотрудников, так и для специалистов сторонних организаций), едины для всех ДЗО системы ПАО «Россети». Квалификационные требования к указанным специалистам, в том числе, в части аттестации по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках, определены следующими нормативными актами:

- внутренними нормативными документами (ВНД нижнего уровня) ПАО «Россети Московский регион», приложенными к ТЗ: Регламент по осуществлению строительного контроля, утвержденный Приказом №266 от 06.03.2020 (п.5.3), Типовой договор на оказание услуг НСК, утвержденный Приказом №267 от 06.03.2020 (п.7.17).

- нормативными требованиями (ВНД верхнего уровня) ПАО «Россети»: Типовой порядок осуществления строительного контроля на объектах электросетевого комплекса ДЗО ПАО «Россети», утвержденный Приказом №4 от 10.01.2020 (п.7.2).

Данные требования обусловлены контролем выполнения СМР/ПНР в рамках реконструкции, технического перевооружения и нового строительства на территории действующих подстанций или в охранных зонах действующих электроустановок. Кроме того, квалификационное требование по аттестации специалистов по проверке знаний норм и правил работы в ЭУ установлено функциями и обязательными мероприятиями по строительному контролю, исполняемыми в рамках договора на оказание услуг:

- проверка исполнения Строительным подрядчиком при выполнении работ требований норм и правил охраны труда (п.8.1, п.10.5.5 ТЗ НСК),

- осуществление контроля при проведении ПНР, в том числе, при проведении индивидуальных испытаний оборудования в эксплуатационном режиме ЭУ (п.10.12.7 ТЗ НСК),

- осуществление контроля при опробовании ЭУ по полной схеме на холостом ходу и под нагрузкой во всех режимах (п.10.12.12 ТЗ НСК).

Указанные мероприятия приравниваются к выполнению работ в действующих ЭУ и должны обеспечиваться в полном соответствии с требованиями Правил по охране труда при эксплуатации ЭУ, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты № 903н от 15.12.2020г.

В соответствии с упомянутым Приказом Министерства труда, минимальной группой по электробезопасности, требованиями к которой предусмотрено знание общих правил охраны труда и умение обеспечить безопасное ведение работы и вести надзор за работающими в электроустановках, является III группа (Приложение 1 к Правилам по охране труда при эксплуатации ЭУ, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты №903н от 15.12.2020г.).

В связи с чем, Заказчиком было установлено требование о наличии в штате Участника специалистов, аттестованных по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.

Более того, данное требование не является условием допуска к участию в Конкурсе, а учитывается только при оценке заявок участников, при этом его значимость составляет всего 10 баллов из максимальных 100.

Таким образом, отсутствие в штате организации аттестованных специалистов по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках на момент подачи заявки не препятствует участию в закупке.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в случае отсутствия в штате специалистов, аттестованных по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках в качестве административно-технического персонала, имеющего квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей, Заявитель не лишен возможности в привлечении таких специалистов по гражданского-правовому договору.

Таким образом, оспариваемое Заявителем требование не препятствовало в возможности принятия участия в Закупке.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что на участие в закупке было подано 3 заявки, которые были допущены к дальнейшему участию в оспариваемой закупке, что также указывает на отсутствие ограничений при установлении данного требования.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком в Закупочной документации требование о наличии специалистов, аттестованных по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

В соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку оспариваемые требования документации, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, действия по формированию Документации данным способом не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МПК «Гудвилл» (ИНН: 3435059809; ОГРН: 1033400006694) на действия ПАО «Россети Московский регион» (ИНН: 5036065113; ОГРН: 1057746555811) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 24.01.2022 № ЕИ/3362/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны