Решение №ПО/39310/20 Решение от 13 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «17 ЦПИС»

 

Ивовая ул., д. 5, корп. 1,

г. Москва, 129329

 

АО «Воентелеком»

 

Большая Оленья ул., д. 15А, стр. 1,

г. Москва, 107014

 

info@voentelecom.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«11» марта 2020 

    г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по               г. Москве по рассмотрению дела № 1-14-1487/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии:  <…>,

членов Комиссии: <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело №  1-14-1487/77-18 по признакам нарушения  ООО «17 ЦПИС» (ОГРН 1089847092994) статьи 14.4, части 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителей ООО «17 ЦПИС» в лице <…>, АО «Воентелеком» в <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 1-14-1487/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено на основании заявления АО «Воентелеком» (далее — заявитель) относительно наличия в действиях ООО «17 ЦПИС» (далее также ответчик) признаков нарушения статьи 14.4, части 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, выразившегося в приобретении и использовании ООО «17 ЦПИС» исключительного права на фирменное наименование юридического лица, а также на товарный знак, принадлежащего АО «Воентелеком», а также в использовании обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, принадлежащим АО «Воентелеком», в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о защите конкуренции, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «17 ЦПИС» (адрес: Ивовая ул., д. 5, корп. 1, г. Москва) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 07.11.2014 за основным государственным регистрационным номером 5147746319980, ИНН 7716789325, КПП 771601001.

ООО «17 ЦПИС» осуществляет, в том числе деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях.

Осуществление указанной Обществом хозяйственной деятельности на товарном рынке подтверждается наличием лицензий, свидетельств о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и т. д.

АО «Воентелеком» (адрес: Большая Оленья ул., д. 15А, стр. 1, г. Москва) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено              в Единый государственный реестр юридических лиц 15.06.2009 за основным государственным регистрационным номером 1097746350151, ИНН 7718766718,           КПП 771801001.

АО «Воентелеком» осуществляет, в том числе деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта

Осуществление указанной Обществом хозяйственной деятельности                на товарном рынке подтверждается наличием лицензий, свидетельств о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и т. д.

Исходя из письменных пояснений ООО «17 ЦПИС» является правопреемником ЗАО «17 ЦПИС», которое было создано 11.10.2011 коллективом ведущих сотрудников ОАО «17 ЦПИС», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра юридических ли.

Между тем, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, ФГУП «17 ЦПИС МО РФ» было преобразовано в    ОАО «17 ЦПИС» 15.06.2009. 18.06.2012 ОАО «17 ЦПИС» прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОАО «Воентелеком».

В соответствии с приказом генерального директора ОАО «Воентелеком»              № 71 от 02.05.2012, с 18.06.2012 был создан филиал ОАО «Воентелеком» - 17 Центральный проектный институт связи.

Таким образом, в момент создания ЗАО «17 ЦПИС», ОАО «17 ЦПИС» еще осуществляло свою деятельность. В дальнейшем использование наименования «17 ЦПИС» осуществлялось АО «Воентелеком»                                 как наименование филиала. При этом АО «Воентелеком» является законным правопреемником ФГУП «17 ЦПИС МО РФ».

Также АО «Воентелеком» принадлежит товарный знак «17 ЦПИС»               по свидетельству № 504643, дата приоритета 24.09.2012.

Между тем ООО «17 ЦПИС» для осуществления своей деятельности использует сайт в сети Интернет по адресу 17цпис.рф, на данном сайте также используется комбинированное изображение, сходное до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 504643. По мимо этого на сайте размещается информацию относительно истории Института и иные сведения, связанные с ним.

При этом как было указано выше, обозначение «17 ЦПИС» раннее использовалось в составе фирменного наименования лица, правопреемником которого в настоящее время является АО «Воентелеком» и данное обозначение используется в качестве наименования филиала.

Таким образом, по мнению заявителя, приобретая и в дальнейшем используя в качестве фирменного наименования обозначение сходное до степени смешения с наименованием уже существующего общества, а также с его товарным знаком, ООО «17 ЦПИС» фактически пользуется репутация такого общества, при этом не затрачивает самостоятельно никаких ресурсов и усилий на продвижение своего фирменного наименования на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для признания оспариваемых действий лица, в отношении которого подано заявление о нарушении антимонопольного законодательства, актом недобросовестной конкуренции, необходимо надлежащее установление факта наличия законодательно установленных признаков недобросовестной конкуренции. Таким образом, указанные действия должны:

—  совершаться хозяйствующим субъектом-конкурентом;

—  быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

—  противоречить  законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

—  причинить или быть способными причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанесли или быть способными нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с частью 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции,              не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением                и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 1474 ГК РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования                    в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации,                           в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 3 статьи 1474 ГК РФ, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право                на которое возникло ранее.

Согласно материалам и сведениям, представленным в Московское УФАС России, ООО «17 ЦПИС» является правопреемником ЗАО «17 ЦПИС», которое было образовано 11.10.2011 коллективом ведущих сотрудников Института, что подтверждается Гарантийным письмом ОАО «17 ЦПИС» от 21.09.2011, Договором о создании ЗАО «17 ЦПИС», подписанным в свою очередь Лещенко А.С. (генеральным директором ОАО «17 ЦПИС»), а раннее, согласно выписке из ЕГРЮЛ ФГУП «17 ЦПИС МО РФ», являлся начальником Института с 27.07.2007, после чего стал учредителем (участником) ЗАО «17 ЦПИС». Также в документе присутствуют подписи Фролова А.М. (1-й заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «17 ЦПИС»), Ломии А.Н. (заместитель генерального директора — главный технолог ОАО «17 ЦПИС»), которые также являются учредителями ЗАО «17 ЦПИС» и ООО «17 ЦПИС».

Таким образом, в создании ЗАО «17 ЦПИС» участвовали лица, которые также были заинтересованы в деятельности ОАО «17 ЦПИС» до его присоединения к ОАО «Воентелеком», а равно образование общества с наименованием «17 ЦПИС» осуществлялось по решению его учредителей, которые раннее являлись должностными лицами ОАО «17 ЦПИС».

Согласно пункту 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции                            не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо                         с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот                     на территории Российской Федерации, а также путем его использования                     в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

В настоящем случае ООО «17 ЦПИС» для осуществления своей деятельности использует сайт в сети Интернет по адресу 17цпис.рф, на данном сайте также используется комбинированное изображение, сходное до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 504643.

Между тем согласно представленным  материалам, ЗАО «17 ЦПИС» зарегистрирован товарный знак № 571645 с датой приоритета от 15.05.2014, который представляет собой комбинированное обозначение, включающее словесный элемент «ЦПИС» и число «17», предназначенный для 09 Класса МКТУ — приборы и инструменты научные и т.д.

На сайте 17цпис.рф размещена информация на главной странице относительно товарного знака «17 ЦПИС», а именно под товарным знаком указано, что данный товарный знак используется для класса 09 МКТУ.

Таким образом, изображение товарного знака на сайте 17цпис.рф используется законно его правообладателем, в связи с чем наименование доменного имени 17цпис.рф соответствует фирменному наименованию организации и ее товарному знаку.

Кроме того согласно вступившему в законную силу решению Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 09.08.2019 удовлетворено возражение  ООО «17 ЦПИС» от 06.12.2018 и признано предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству № 504643 недействительным в отношении услуг 42 класса МКТУ «инжиниринг; разработка планов в области строительства; экспертиза инженерно-техническая», в связи с несоответствием его требованиям пункта 8 статьи 1483 ГК РФ.

Следовательно АО «Воентелеком» не может запрещать субъектам-конкурентам, в том числе ООО «17 ЦПИС» использовать спорный товарный знак при осуществлении деятельности по предоставлению услуг инжиниринга, разработки планов в области строительства, инженерно-технической экспертизы.

В связи с этим при осуществлении ответчиком деятельности в области  инжиниринга, разработки планов в области строительства, инженерно-технической экспертизы с использованием обозначения «17 ЦПИС» не нарушаются права заявителя. При этом решение об отмене правовой охраны товарного знака не может быть пересмотрено антимонопольным органом.

В свою очередь приобретение и использование ООО «17 ЦПИС» товарного знака «17 ЦПИС» для 9 класса МКТУ не содержит в себе нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию, а законность его приобретения ООО «17 ЦПИС» подтверждается решением Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

Относительно доводов заявителя о незаконном размещении книги «17 центральный проектный институт связи Министерства обороны Российской Федерации» на сайте 17цпис.рф установлено следующее.

Представленный договор на издание книги от 16.03.2009, заключенный между Институтом и ООО «Реал Тайм», подписан Лещенко А.С. Согласно материалам данная книга была выпущена под общей редакцией А.М. Фролова, являющимся генеральным директором ООО «17 ЦПИС».

При этом использование Трудового Красного знамени также непосредственно связано с деятельностью ФГУП «17 ЦПИС МО РФ», а также являются частью дизайна книги.

Таким образом, размещение спорной книги на сайте 17цпис.рф осуществляется ее автором А.М. Фроловым, а также в интересах А.С. Лещенко, бывшего начальника Института.

Относительной иной информации, связанной с историей Института, размещенной на сайте  17цпис.рф, сообщается следующее.

В разделе «об институте — ООО «17ЦПИС» указана достоверная информация создания и развития Института. Как указывалось выше в его развитии и работе участвовали лица, которые после участвовали в создании нового общества, а именно ЗАО «17 ЦС». При этом также указаны сведения относительно решения собственника о присоединении ОАО  «17 ЦПИС» к  ОАО «Воентелеком» и образовании в дальнейшем коллективом ведущих сотрудников института создано ЗАО  «17 Центральный проектный институт связи» с указанием точных дат, что подтверждается материалам дела, представленными сторонами по делу.

Таким образом, на момент вынесения решения по настоящему делу на сайте 17цпис.рф отсутствовала какая-либо недостоверная или незаконная информация о деятельности и наградах ответчика.

Все вышеописанные обстоятельства не позволяют сделать вывод о наличии в настоящем случае в действиях ООО «17ЦПИС» всех квалифицирующих признаков недобросовестной конкуренции, установленных пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, на основании материалов дела № 1-14-1487/18 Комиссией Московского УФАС России в действиях ООО «17ЦПИС» отсутствуют признаки нарушение статьи 14.4, части 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия выносит решение в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 ‑ 4 статьи 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия Московского УФАС  России

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу №  1-14-1487/18 в отношении ООО «17ЦПИС» прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии           

<…>

 

<…>

 

<…>

         

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны