Решение б/н б/а от 2 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12772/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
30.08.2022                                                                                   г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

.........

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ОП «ИРБИС», АО «МинБанк»,

рассмотрев жалобу ООО «ОП «ИРБИС» (далее - Заявитель) на действия АО «МинБанк» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по физической охране объектов АО «МинБанк», расположенных по адресу: ЛОТ № 1: ЦО, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 5, 4 поста (2 с оружием, 2 без оружия); ДО МГРУ, г. Москва, ул. Клары Цеткин, д. 20, 3 поста (2 с оружием, 1 без оружия) и по адресу: ЛОТ № 2: ДО «Таганское» г. Москва, ул. М. Калитниковская д. 7, 2 поста; ДО «Люблинское» г. Москва, ул. Краснодарская, д. 13 стр.2, 1 пост; ДО «Киевское» г. Москва, ул. Смоленская наб., д. 2а, 1 пост; ДО «Куйбышевское» г. Москва, ул. Хромова, д. 1, 2 поста; ДО «Кунцевское» г. Москва, ул. Кунцевская, д. 13/6, 1 пост; ДО «Ленинградское» г. Москва, ул. Песчаная, д. 4а, 1 пост; ДО «Перовское» г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.8, к.1, 2 поста; ДО «Пролетарское» г. Москва, ул. Сайкина, д. 6/5, 1 пост; ДО «Транспортное» г. Москва, ул. Кольская, д. 2, к.6, 1 пост; ДО «Москворецкое», г. Москва, ул. Пятницкая, д. 76, 2 поста; г. Зеленоград, Панфиловский пр-т, д. 22, 2 поста; М.О., г. Чехов, ул. Чехова 81-А, 1 пост; М.О., г. Озёры, ул. Маршала Катукова, д. 38, 1 пост; М.О., г. Подольск, ул. Свердлова, д. 30, кор.1, 1 пост. (реестровый № COM29072200012, лоты 1, 2) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, а также пояснил, что проведение АО «МинБанк» запроса котировок не является закупочной процедурой и не подпадает под требования Закона о закупках.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного и муниципального имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) данный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.

4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок;

5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок;

6) федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.

При осуществлении своей закупочной деятельности Заказчик руководствуется действующим законодательством, а также Положением о тендерной комиссии АО «МинБанк».

В соответствии с пунктом 3 части 2.1. статьи 1 Закона о закупках действие указанного закона не распространяется на деятельность дочерних хозяйственных обществ указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе.

На момент проведения закупочной процедуры единственным акционером АО «МИнБанк» является Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) с долей участия в уставном капитале 100%.

В уставном капитале АО «МИнБанк» отсутствует доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования. АО «МИнБанк» также не является дочерним обществом (дочерним обществом дочернего общества) лица с долей участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение Банка России определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ).

В силу части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, - защита и обеспечение устойчивости рубля.

Согласно статьи 1 Федерального закона №86-ФЗ Банк России является юридическим лицом и осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом №86-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона №86-ФЗ уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства.

При этом участие Банка России в уставном капитале АО «МИнБанк» не является тождественным участию Российской Федерации в уставном капитале Общества.

Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с п.1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Информация о том, что долей в уставном капитале АО «МИнБанк» владеет Российская Федерация в лице Центрального банка Российской Федерации отсутствует.

Банк России не входит в структуру органов государственной власти, имеет особый конституционно-правовой статус, определяемый Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 86-ФЗ (часть 4 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 86-ФЗ уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Вместе с тем, в отношении статуса указанного имущества предусматриваются следующие уточнения:

- изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России не допускается без согласия Банка России, если иное не предусмотрено федеральными законами;

- государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами;

- Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Таким образом, с учетом имущественной обособленности Банка России от иных органов государственной власти и тех целей, и задач, которые определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 86-ФЗ и другими федеральными законами, участие Банка России в уставном капитале хозяйственных обществ не может быть приравнено к участию Российской Федерации в капитале организаций.

Указная правовая позиция подтверждается постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 № 09АП-32659/2021 по делу № А40-137950/2020, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.10.2021 № Ф05-24208/2021 по делу № А40-137950/2020.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что АО «МИнБанк» не относится к субъектам, поименованным в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Комиссией также установлено, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок отсутствуют сведения о Заказчике, а также не размещено положение о закупке АО «МИнБанк».

Кроме того, информация о АО «МИнБанк» не размещена в реестре субъектов естественных монополий.

При этом Заявителем не представлено доказательств того, что проведение вышеуказанного запроса котировок является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, АО «МИнБанк» не является субъектом Закона о закупках, а обязательность проведения Закупки в силу норм действующего законодательства Заявителем не доказана, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 18.1, пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки без рассмотрения.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 22.08.2022 № НП/43841/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны