Решение №ПО/46153/19 по делу № 077/01/14-1943/2019 от 9 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПО/46153/19 от 09.09.2019

ООО «Салон Онлайн»

 

Хлебозаводский пр-д, д. 7, стр. 9,

пом. VIII, комн. 12

г. Москва, 115230

 

<...>

 

ООО «Уайклаентс»

 

Образцова ул., д. 4, стр. 1,

эт. 1-5,

г. Москва, 127055

 

support@yclients.com

 

finance@yclients.com

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/01/14-1943/2019

 

Резолютивная часть оглашена «14» августа 2019 г.

В полном объеме изготовлено «09» сентября 2019 г.

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дела № 077/01/14-1943/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>,

рассмотрев дело № 077/01/14-1943/2019, возбужденное по признакам нарушения ООО «Салон Онлайн» (место нахождения: Хлебозаводский пр-д, д. 7, стр. 9, пом. VIII, комн. 12, г. Москва, 115230; ОГРН 1117746901612, ИНН 7724811373) статьи 14.3 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителей: ООО «Салон Онлайн» (по доверенности), ООО «Уайклаентс» (по доверенности),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/01/14-1943/2019 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении ООО «Салон Онлайн» в связи с неисполнением предупреждения № 8 32 от 21.12.2018 о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения пункта 3 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Уайклаентс» (место нахождения: Андропова пр-т, д. 18, корп. 17, эт. 11, пом. XVI, комн. 1, оф. 9, г. Москва, 115432) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 27.11.2015 за основным государственным регистрационным номером 5157746100716, ИНН 7708274185.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Уайклаентс» является деятельность коммерческих и предпринимательских организаций, идентифицированная 94.11 кодом ОКВЭД. Также ООО «Уайклаентс» осуществляет деятельность по разработке компьютерного программного обеспечения (62.01 код ОКВЭД), деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (63.11.1 код ОКВЭД).

Осуществление указанной деятельности, в том числе по разработке и реализации виджета онлайн записи Y-CLIENTS, подтверждается размещенной в сети Интернет на сайте yclients.com информацией, а также свидетельством на товарный знак YCLIENTS по товарному знаку № 620450 от 19.06.2017.

ООО «Салон Онлайн» (место нахождения: Хлебозаводский пр-д, д. 7, стр. 9, пом. VIII, комн. 12, г. Москва, 115230) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 09.11.2011 за основным государственным регистрационным номером 1117746901612, ИНН 7724811373.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Салон Онлайн» является деятельность по разработке компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, идентифицированная 62.0 кодом ОКВЭД. Также ООО «Салон Онлайн» осуществляет деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации, деятельность порталов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (63.1 код ОКВЭД), деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (63.11.1 код ОКВЭД).

Осуществление указанной деятельности, в том числе по разработке и реализации виджета онлайн записи SONLINE, подтверждается рядом договоров, представленных в Московское УФАС России.

Таким образом, установлено, что ООО «Салон Онлайн» и ООО «Уайклаентс» Банк» являются конкурентами, осуществляющими свою деятельность на одном товарном рынке, в том числе на территории г. Москвы.

Указанные обстоятельства подтверждаются также самим фактом распространения рассматриваемой презентации, в которой сравниваются товары обоих хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В результате рассмотрения заявления ООО «Уайклаентс» было установлено, что с электронного адреса <...> была осуществлена рассылка электронных писем, в которые была вложена презентация следующего содержания:

 

 

SONLINE

VS

Y-CLIENTS

Наведите курсор на время, подсветится весь период — это длительность выбранных услуг

Время на услугу

Такого функционала нет

В списке мастеров сразу видны минимум 12 мастеров

Список мастеров

В списке мастеров сразу видны только 2 мастера

Сразу видны и категории (min 5), и услуги (min 6). Клиент быстро найдет нужную услугу

Выбор 1 услуги

В одном экране видно только 2 услуги. Если прайс-лист большой, клиенту приходится скролить список услуг.

Клиент может сразу на одном экране выбрать несколько интересующих его услуг

Выбор 2 услуг

Клиент не может сразу выбрать несколько услуг. Для выбора каждой услуги надо проходить полный цикл

Клиент на одной странице выбирает мастера, дату и время. Первым выводится любой мастер.

Мастер, день и время

Клиент проходит 4 страницы. А если у мастера нет свободного времени, то надо пройти полный цикл снова

Если у мастера занято время, то на этой же странице клиент кликает на других мастеров и проверяет у каких мастеров есть свободное время для записи

Если мастер занят

Если у мастера все занято, то клиенту надо вернуться в начало записи и повторить цикл снова

При наведении курсора на капельку выводится информация о салоне

На карте

При клике на капельку выводится информация о салоне

В одном экране помещается минимум 6 салонов сети

Список салонов

В одном экране помещается только 1 салон сети целиком

Клиент выбрал салон и сразу видит услуги салона для записи

Выбрали салон

Клиент выбрал один салон и видит промежуточную страницу выбора

Сразу после выбора времени клиенту открывается страница с инфо о записи и вводом контактов, на странице 1

Контакты клиента

После выбора времени клиент проходит 2 страницы для проверки инфо о записи и ввода контактных данных

Функционал по добавлению события в Google календарь доступен в 1 экране

Спасибо за запись

Функционал по добавлению события в Google календарь не помещается в экран

Распространение рассматриваемой информации посредством электронных писем подтверждается представленными в Московское УФАС России скриншотами таких писем, а также не отрицается ООО «Салон Онлайн».

В соответствии с пунктом 3 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Сравнение предполагает такую подачу информации, в которой сопоставляются два и более явления, исследуются их параметры, сходство или различие.

В контексте рассматриваемой статьи под некорректным сравнением понимается неточное, неправильное сравнение, распространение сведений о котором может предоставить хозяйствующему субъекту преимущества перед конкурентами.

При этом использование в сравнении ложных утверждений относится либо к дискредитации, либо к введению потребителей в заблуждение. В связи с этим как самостоятельную форму недобросовестной конкуренции следует рассматривать такое сравнение, которое неправильно по своей форме, а не по содержанию.

Так некорректным может быть признано сравнение, которое основано на неполной, неточной информации в результате которого создается общее вводящее в заблуждение впечатление об объектах сравнения.

Изложенная в презентации информация содержит исключительно положительные характеристики виджета онлайн записи SONLINE, и исключительно отрицательные характеристики виджета онлайн записи Y CLIENTS.

При этом, в соответствии с данными, представленными ООО «Уайклаентс», в презентации ООО «Салон Онлайн» используются изображения (скриншоты) виджета Y CLIENTS в урезанном формате, что создает впечатление возможности отображения меньшего количества информации, чем в действительности.

Также в рекламной рассылке не упоминается тот факт, что виджет Y CLIENTS ориентирован как на персональные компьютеры, так и на мобильные устройства, в то время как виджет SONLINE, принадлежащий ООО «Салон Онлайн» ориентирован исключительно на персональные компьютеры. В связи с изложенным в рассматриваемой презентации приводится сравнение совершенно различных функций: тех, которые актуальных только для персональных компьютеров и тех, которые актуальны и для компьютеров и для мобильных устройств.

 

 

В презентации также используется сравнение виджетов с использованием разных функций, при том, что некоторые функции виджета Y CLIENTS не упоминаются в презентации вовсе, хотя могут иметь существенное значение для выбора товара.

По мнению ООО «Салон Онлайн», рассматриваемая информация не может нарушать требования главы 2.1 Закона о защите конкуренции, так как все изложенное в презентации является достоверным и основано на данных, полученных при пробной записи в салон красоты через виджет онлайн записи Y CLIENTS одного из клиентов ООО «Уайклаентс».

Между тем отмечается, что рассматриваемая форма недобросовестной конкуренции предполагает возможность некорректного сравнения не только с использованием недостоверных или неподтвержденных сведений, но также и с использованием достоверной информации изложенной при этом в такой форме, которая не представляет получателю такой информации сделать обоснованный вывод о преимуществах и недостатках обоих объектов сравнения.

В настоящем же случае сама форма изложения рассматриваемой информации является некорректной и свидетельствует о нарушении распространителем, а именно ООО «Салон Онлайн», требований статьи 14.3 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, у потребителей и контрагентов отсутствует возможность объективно оценить все качества сравниваемых товаров, а равно объективно решить для себя вопрос о приемлемости того либо иного товара.

Кроме того, общая манера и способ подачи информации в презентации направлены на формирование негативного образа товара, а именно виджета онлайн записи Y CLIENTS. Рассматриваемые сведения формируют у контрагентов мнение о том, что виджет онлайн записи Y CLIENTS уступает виджету онлайн записи SONLINE.

Акт недобросовестной конкуренции в рассматриваемом случае выражен в дискредитации товара конкурента путем некорректного сравнения товара ООО «Салон Онлайн» с продукцией реализуемой ООО «Уайклаентс».

Убытки в данном случае складываются из неполученных доходов, которые ООО «Уайклаентс», получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании изложенного в действиях ООО «Салон Онлайн» были усмотрены признаки нарушения пункта 3 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, выразившееся в недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром.

Согласно пунктам 1, 3 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает, в том числе, одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 Закона о защите конкуренции в действиях хозяйствующего субъекта, лицу выдается предупреждение. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, ООО «Салон Онлайн» было выдано Предупреждение № 8 32 от 21.12.2018 о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения пункта 3 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции путем:

1)  прекращения ООО «Салон Онлайн» действий по распространению любым способом, в том числе посредством отправки электронных писем, презентации, содержащей вышепоименованные сведения (в том числе аналогичные или их часть);

2)  отзыва электронных писем, направленных ООО «Салон Онлайн», и любой иной корреспонденции, содержащей некорректное сравнение виджета онлайн записи SONLINE с аналогичным виджетом онлайн записи Y CLIENTS, в том числе в форме вышеуказанной презентации, содержащей вышепоименованные сведения (в том числе аналогичные или их часть).

Предписанные действия ООО «Салон Онлайн» надлежало исполнить в течение 10 (десяти) дней с момента получения Предупреждения.

Согласно данным ФГУП «Почта России» указанное предупреждение дважды не было получено ООО «Салон Онлайн» по юридическому адресу: Хлебозаводский пр-д, д. 7, стр. 9, пом. VIII, комн. 12, г. Москва, 115230 (номера почтовых отправлений: 10707830221939, 10799631819521).

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо возложена обязанность по надлежащему получению почтовой корреспонденции по юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела, неполучения корреспонденции и т.п.).

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса России Федерации сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Таким образом, Предупреждение № 8 32 от 21.12.2018 считается Московским УФАС России надлежащим образом полученным ООО «Салон Онлайн» 19.04.2019 — соответственно.

На основании изложенного предупреждение ООО «Салон Онлайн» надлежало выполнить до 29.04.2019 и сообщить об этом в Московское УФАС России не позднее, чем 06.05.2019.

Между тем, до истечения вышеуказанного срока информации об исполнении предупреждения от ООО «Салон Онлайн» не поступило.

Таким образом, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для не возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием подтверждения исполнения ООО «Салон Онлайн» выданного Предупреждения.

Также ООО «Уайклаентс» в материалы дела были представлены доказательства направления ООО «Салон Онлайн» в лице его сотрудников ряда аналогичных писем, также содержащих некорректное сравнение виджета онлайн записи SONLINE с аналогичным виджетом онлайн записи Y CLIENTS.

В том числе представлены доказательства направления электронного письма, содержащего некорректное сравнение после истечения срока на исполнение Предупреждения и сообщение об этом в Московское УФАС России. При этом установлено, что данное письмо было направлено сотруднику Заявителя Яне Кодис в ответ на ее просьбу провести сравнение двух виджетов онлайн записи.

Таким образом, учитывая тот факт, что рассматриваемая информация была направлена по запросу самого заявителя в лице его сотрудника (что ООО «Уайклаентс» подтверждается), не стала доступной третьим лицам, а исключительно лицу, которого оно касается, Комиссия приходит к выводу, что такое письмо, направленное после истечения срока на исполнение предупреждения, не может являться доказательством его неисполнения или возобновления ООО «Салон Онлайн» действия, в которых были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Между тем на заседании Комиссии ООО «Салон Онлайн» были представлены документы, свидетельствующие об исполнении хозяйствующим субъектом Предупреждения № 8 32 от 21.12.2018, в том числе отзыве рассматриваемых электронных писем.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия Московского УФАС России прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 077/01/14-1943/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Салон Онлайн» (место нахождения: Хлебозаводский пр-д, д. 7, стр. 9, пом. VIII, комн. 12, г. Москва, 115230; ОГРН 1117746901612, ИНН 7724811373) прекратить.

 

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны