Постановление б/н Признать ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КП... от 15 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении 077/04/14.31-14481/2020

 

г. Москва

 

Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2020.

Полный текст постановления изготовлен 15.10.2020.

 

Я, <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/14.31-14481/2020, возбужденного в отношении ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2), уведомленного надлежащим образом Определением от 06.10.2020 (исх. от 06.10.2020 № ЕП/55376/20), в отсутствие законного представителя (защитника) ПАО «Россети Московский регион», подавшего ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (вх. 14.10.2020 от 76236-ЭП/20),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Протоколом от 18.09.2018 № 077/04/14.31-14481/2020 об административном правонарушении (исх. от 18.09.2020 № 51769/20) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

Решением Московского УФАС России от 27.02.2020 по делу № 077/01/10-14025/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 27.02.2020 № НП/10048/20) (далее — Решение) установлен факт нарушения ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион»), путем составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 24.09.2018 № 623/ЭА-ю (далее - Акт) в отношении объекта ООО «Сварго групп», расположенного по адресу: г. Москва, пл. Курского вокзала (далее - Объект), в отсутствие на то оснований и направления в адрес ООО «Сварго групп» счета на оплату бездоговорного потребления электрической энергии, что привело к ущемлению интересов ООО «Сварго групп».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 077/01/10-14025/2019 Комиссией Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) установлено следующее.

В адрес Московского УФАС России поступило заявление и материалы ООО «Сварго групп» (вх. от 06.08.2019 № 44232/19), при рассмотрении которых Московским УФАС России в действиях ПАО «Россети Московский регион» были выявлены признаки нарушения порядка установления факта бездоговорного потребления электрической энергии в отношении ООО «Сварго групп».

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 077/01/10-14025/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) установила следующее.

ПАО «Россети Московский регион» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием акционеров ПАО «Россети Московский регион» (протокол от 29.06.2015 № 17).

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «Россети Московский регион» оказывает услуги по передаче и распределению электрической энергии и по присоединению к электрическим сетям.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью).

На основании дополнительного соглашения от 27.09.2016 к договору аренды земельного участка для целей капитального строительства от 27.05.2014 № И-01-00588, заключенного между ООО «Эссет менеджмент» и Департаментом городского имущества города Москвы, земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, пл. Курского вокзала (далее — Объект), передан в аренду ООО «Эссет менеджмент».

Технологическое присоединение Объекта осуществлено в соответствии с актом об осуществлении временного технологического присоединения от 09.02.2018 № 1/МС-17-382-453(955012) к электрическим сетям ПАО «Россети Московский регион» на основании договора об осуществлении технологического присоединения от 13.07.2017 № МС-17-382-453(955012), заключенного между ООО «Эссет менеджмент» и ПАО «Россети Московский регион».

В соответствии с имеющимися в Московском УФАС России документами ООО «Эссет менеджмент» является застройщиком Объекта (строящаяся гостиница в составе многофункционального центра).

Между ООО «Сварго групп» и ООО «Эссет менеджмент» заключен договор от 29.12.2017 № 005_17_ЭМ, согласно которому ООО «Сварго групп» является подрядчиком при строительстве гостиницы в составе многофункционального центра. Кроме того, согласно заявленным позициям ПАО «Россети Московский регион» и ООО «Сварго групп», у ООО «Эссет менеджмент» имеются договорные отношения с иными хозяйствующими субъектами, предметом которых является проведения подрядных работ при строительстве Объекта.

В рамках осуществления технологического присоединения Объекта 24.01.2018 в отношении Объекта между ПАО «Россети Московский регион» и ООО «Эссет менеджмент» составлен акт допуска приборов учета в эксплуатацию от 24.01.2018 № МКС/140.3/2047 (начальные показания прибора учета № 32315554 — 0 кВт).

ООО «Эссет менеджмент» обратилось в адрес АО «Мосэнегосбыт» с заявкой от 12.02.2018 (вх. АО «Мосэнегосбыт» от 12.02.2018 № СК/29-1227/18) на заключение в отношении Объекта договора энергоснабжения.

По результатам рассмотрения заявки от 12.02.2018 № СК/29-1227/18 между ООО «Эссет менеджмент» и АО «Мосэнегосбыт» в отношении Объекта заключен договор энергоснабжения от 01.03.2018 № 93079762 (далее - Договор), а также составлен Реестр источников питания, энергопринимающего оборудования и средств учета электроэнергии от 12.03.2018 № б/н, являющийся приложением № 2 к Договору, и согласно которому прибор учета № 32315554 принят сторонами в качестве расчетного при потреблении Объектом электрической энергии.

Таким образом, завершив процедуру технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, ООО «Эссет менеджмент» в феврале 2018 года вступило в преддоговорные отношения по энергоснабжению Объекта с АО «Мосэнергосбыт», заключив Договор с 01.03.2018.

В силу пункта 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с указанным пунктом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований Основных положений, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

ПАО «Россети Московский регион» в рассматриваемый период времени 31.01.2018 в рамках проведения соответствующей проверки был установлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, зафиксированный в акте технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 31.01.2018 № б/н. При этом, ПАО «Россети Московский регион» был составлен акт от 24.09.2018 № 623/ЭА-ю о неучтенном потреблении (далее — Акт) по факту бездоговорного потребления.

В соответствии с указанным актом ПАО «Россети Московский регион» зафиксирован факт потребления Объектом электрической энергии, а субъектом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии, установлено не ООО «Эссет менеджмент», а ООО «Сварго групп», являющееся согласно письменным пояснениям и документам ПАО «Россети Московский регион» генеральным подрядчиком при строительстве Объекта.

Согласно пункту 2 Основных положений «бездоговорное потребление электрической энергии» - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

В соответствии с положениями пункта 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Согласно Акту период бездоговорного потребления электрической энергии определен с 25.01.2018 (день, следующий за датой допуска прибора учета № 32315554 в эксплуатацию) до 11.03.2018 (день, предшествующий дате установления прибора учета № 32315554 в качестве расчетного при потреблении Объектом электрической энергии), объем бездоговорного потребления электрической энергии — 2 839 592 кВт/ч.

Также ПАО «Россети Московский регион» выставило ООО «Сварго групп» счет на оплату стоимости бездоговорного потребления электрической энергии от 17.10.2018 № 623/ЭА-ю по Акту на сумму 16 087 000,85 рублей.

По результатам оценки действий ПАО «Россети Московский регион», а также оценки наличия либо отсутствия основания для выявления факта бездоговорного потребления электрической энергии, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 34 Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 Основных положений, иные документы, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа), а также документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора, либо протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов этих систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который подтверждает, что заявитель является победителем такого конкурса.

В соответствии с пунктом 39 Основных положений в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 Основных положений, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 Основных положений основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 Основных положений.

Кроме того, в силу пункта 39 Основных положений при несогласии заявителя с условиями, содержащимися в полученном от гарантирующего поставщика проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора. Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа. При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение в суд.

Как указано ранее, документы о технологическом присоединении Объекта оформлены на ООО «Эссет менеджмент» 09.02.2018 (пятница), при этом, заявка на заключение договора энергоснабжения в отношении Объекта подана ООО «Эссет менеджмент» 12.02.2018 (понедельник).

Таким образом, указанная заявка ООО «Эссет менеджмент» подана в адрес АО «Мосэнергосбыт» на следующий рабочий день после осуществления технологического присоединения Объекта, что подтверждает своевременность действий общества по урегулированию отношений по энергоснабжению Объекта после получения документов о технологическом присоединении Объекта.

Более того, учитывая, что Договор заключен 01.03.2018, срок между осуществлением технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, а также обращением ООО «Эссет менеджмент» в адрес АО «Мосэнергосбыт» с соответствующей заявкой и заключением Договора по результатам ее рассмотрения составил менее 30 дней.

Исходя из изложенного, ООО «Эссет менеджмент» предприняло необходимые и установленные действующим законодательством в сфере электроэнергетики действия, направленные на заключение договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

Кроме того, необходимо отметить, что ПАО «Россети Московский регион» 12.02.2018 была проведена проверка узла учета Объекта, по результатам которой сетевой организацией был составлен акт проверки узла учета от 12.02.2018, согласно которому ПАО «Россети Московский регион» зафиксированы контрольные показания узла учета Объекта — 314 кВт/ч.

Согласно приложению № 2 к Договору прибор учета Объекта принят сторонами в качестве расчетного с начальными показаниями 314 кВт/ч, из чего следует что расчет между ООО «Эссет менеджмент» и АО «Мосэнергосбыт» фактически ведется с 12.02.2018, то есть с момента обращения ООО «Эссет менеджмент» в адрес гарантирующего поставщика с заявкой на заключение Договора.

Исходя из изложенного, не смотря на то, что фактический учет и оплата потребленной Объектом электрической энергии ведется с 12.02.2018, период бездоговорного потребления электрической энергии по Акту определен ПАО «Россети Московский регион» с 25.01.2018 по 11.03.2018.

Вместе с тем из материалов дела Комиссией не установлено, что ПАО «Россети Московский регион» и АО «Мосэнергосбыт» уведомляли ООО «Эссет менеджмент» о необходимости оплаты потребленного Объектом объема электрической энергии в размере 314 кВт/ч в период с осуществления технологического присоединения Объекта к электрическим сетям 09.02.2018 до момента начала расчета по Договору 12.02.2018. Также Комиссией не установлено, что ПАО «Россети Московский регион» и АО «Мосэнергосбыт» обращались в адрес ООО «Эссет менеджмент»  с предложением о включении данного объема потребленной электрической энергии в Договор с целью его оплаты.

Возможность урегулирования оплаты потребленной Объектом электрической энергии в объеме 314 кВт/ч была именно у сторон Договора - ООО «Эссет менеджмент» и АО «Мосэнергосбыт».

При этом, Комиссией установлено, что ПАО «Россети Московский регион» необоснованно составлен Акт в отношении ООО «Сварго групп», являющегося подрядчиком на Объекте.

Согласно возражениям ПАО «Россети Московский регион» на заключение об обстоятельствах делу № 077/01/10-14025/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с абзацем 5 приложения № 1 к договору подряда от 29.12.2017 № 005_17_ЭМ, заключенного между ООО «Эссет менеджмент» и ООО «Сварго групп» (далее — Договор подряда), подрядчик заключает договор энергоснабжения с АО «Мосэнергосбыт», администрирует заявки на электроснабжение с АО «Мосэнергосбыт» и несет расходы по оплате за потребляемую электроэнергию, включая электроэнергию, потребляемую офисом Заказчика и офисом продаж.

Кроме того, в письме от 27.12.2018 № ЭМ/и-1212, направленном в адрес ПАО «Россети Московский регион», ООО «Эссет менеджмент» указало, что в силу пункта 7.6 Договора подряда Подрядчик несет ответственность за обеспечение выполняемых работ электроэнергией, включая монтаж и подключение инженерных сетей в точках, указанных в ТУ, заключение договора энергоснабжения.

Данные обстоятельства, по мнению ПАО «Россети Московский регион», сами по себе исключают возможность потребления электрической энергии со стороны ООО «Эссет менеджмент».

На основании изложенного субъектом, осуществлявшим, по мнению ПАО «Россети Московский регион», бездоговорное потребление электрической энергии в рассматриваемый период, является ООО «Сварго групп».

Доводы ПАО «Россети Московский регион», изложенные в возражениях на заключение об обстоятельствах делу № 077/01/10-14025/2019 о нарушении антимонопольного законодательства отклоняются Комиссией по следующим основаниям.

Как указано ранее, ООО «Эссет менеджмент» самостоятельно вступило в договорные отношения по энергоснабжению Объекта с гарантирующим поставщиком.

Согласно пункту 28 Основных положений в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Вместе с тем ООО «Эссет менеджмент», являющееся собственником Объекта, самостоятельно осуществляло все юридически значимые действия в части осуществления технологического присоединения и энергоснабжения Объекта.

Таким образом, документы, подтверждающие технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям, а также правоустанавливающие документы на Объект, оформлены на ООО «Эссет менеджмент», что лишает в соответствии с требованиями Основных положений ООО «Сварго групп» возможности для обращения в адрес гарантирующего поставщика с заявкой на заключение договора энергоснабжения в отношении Объекта.

Кроме того, ПАО «Россети Московский регион» письмом от 05.07.2018 № ЭУ/55/1412 запросило у АО «Мосэнергосбыт» информацию о наличии либо отсутствии договора энергоснабжения, заключенного с ООО «Сварго групп» в отношении Объекта.

В ответ на указанный запрос информации АО «Мосэнергосбыт» письмом от 31.07.2018 № ИП/29-2532/18 уведомило ПАО «Россети Московский регион» о наличии договорных отношений с ООО «Эссет менеджмент», предметом которых является энергоснабжение Объекта.

Таким образом, с учетом самостоятельного осуществления ООО «Эссет менеджмент» вопреки согласованным сторонами положениям Договора подряда юридически значимых действий по заключению договорных отношений с целью энергоснабжения Объекта в рассматриваемом случае у ООО «Сварго групп» отсутствовала возможность, а также правовые и иные основания для заключения в отношения Объекта договора энергоснабжения в период выявленного ПАО «Россети Московский регион» бездоговорного потребления Объектом электрической энергии.

Учитывая изложенное, с учетом наличия у ООО «Эссет менеджмент» в рассматриваемый период договорных отношений с ПАО «Россети Московский регион» в части технологического присоединения Объекта, а также преддоговорных отношений с АО «Мосэнергосбыт» в части заключения Договора, у ПАО «Россети Московский регион» отсутствовали основания для составления Акта в отношении ООО «Сварго групп».

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» необоснованно установило в отношении ООО «Сварго групп» факт бездоговорного потребления электрической энергии Объектом, и, как следствие, неправомерно составило Акт.

Пунктом 84 Основных положений установлено, что стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.

Стоимость объема бездоговорного потребления за весь период его осуществления рассчитывается исходя из цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.

Таким образом, действия ПАО «Россети Московский регион» по безосновательному составлению Акта и выставлению в адрес ООО «Сварго групп» счета от 17.10.2018 № 623/ЭА-ю направлены на получение коммерческой выгоды, а также оказывают негативное влияние на финансовое состояние ООО «Сварго групп».

Вышеописанные действия ПАО «Россети Московский регион» привели к ущемлению интересов ООО «Сварго групп».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного Комиссией сделан вывод о нарушении ПАО «Россети Московский регион» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион»), путем составления Акта в отсутствие на то оснований и направления в адрес ООО «Сварго групп» счета на оплату бездоговорного потребления электрической энергии от 17.10.2018 № 623/ЭА-ю, что привело к ущемлению интересов ООО «Сварго групп».

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), — в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения — г. Москва.

Временем выявления административного правонарушения является дата принятия Комиссией Московского УФАС России Решения — 27 февраля 2020 года.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина действия ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2) заключается в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион»), путем составления Акта в отсутствие на то оснований и направления в адрес ООО «Сварго групп» счета на оплату бездоговорного потребления электрической энергии от 17.10.2018 № 623/ЭА-ю, что привело к ущемлению интересов ООО «Сварго групп».

Ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность за совершенное административное правонарушение, не установлено.

В целях расчета административного штрафа Московским УФАС России Определением о возбуждении дела № 077/04/14.31-14481/2020 об административном правонарушении и проведении административного расследования от 08.09.2020 (исх. от 08.09.2020 № 49688/20) у ПАО «Россети Московский регион» были запрошены сведения о выручке филиала ПАО «Россети Московский регион» (структурного подразделения) на рынке по передаче электрической энергии по уровню напряжения точки(-ек) поставки ООО «Сварго групп» за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, определенной в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со сведениями, представленными ПАО «Россети Московский регион» (вх. от 21.09.2020 № 68358-ЭП/20), для расчета административного штрафа используется выручка ПАО «Россети Московский регион» на рынке по передаче электрической энергии за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 156 493 872 000 рублей (без НДС).

Согласно сведениям, представленными ПАО «Россети Московский регион», выручка 3 Ремонтно-эксплуатационного района УКС ЦО филиала ПАО «Россети Московский регион» «Московские кабельные сети», обеспечивающего энергоснабжение Объекта ООО «Сварго групп», составляет 203 830 000 рублей (без НДС).

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьями 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, размер административного штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьей 14.31 КоАП, (ПШ) является суммой минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения:

 

ПШ = БШ,

 

где: БШ - базовый штраф, который определяется по формуле:

 

БШ = ( - ) : 2 + ,

где:

 

- максимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией соответствующей нормы: три сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

 

- минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией соответствующей нормы: три тысячных размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

 

ОС — обстоятельство, смягчающее административную ответственность, которое определяется по формуле:

 

ОС = (Шmax - Шmin ) : 8,

 

ОО — обстоятельство, отягчающее административную ответственность, которое определяется по формуле:

 

ОО = (Шmax - Шmin ) : 8,

 

N — количество обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность.

 

Применительно к данному делу № 077/04/14.31-14481/2020 об административном правонарушении штраф расчитывается следующим образом:

Шmax = 203 830 000 х 3 : 100 = 6 114 900;

Шmin = 203 830 000 х 3 : 1000 = 611 490;

БШ = (6 114 900 — 611 490) : 2 + 611 490 = 3 363 195;

ОС = 0;

ОО = 0;

Таким образом,

ПШ = БШ = 3 363 195.

При определении размера штрафа антимонопольный орган рассмотрел рассмотрел рынок оказания услуг, на котором совершено правонарушение (по продуктовому и географическому признакам), руководствуясь Методикой определения продуктовых и географических границ товарных рынков, относящихся к отдельным сферам деятельности субъектов естественных монополий, утвержденной решением Президиума ФАС России от 01.02.2012 № 3 (далее – Методикой).

Методика разработана во исполнение Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», в связи с чем при определении географических границ рынка антимонопольный орган учел минимальную территорию обслуживания электрических сетей, относящейся к деятельности обособленного подразделения ПАО «Россети Московский регион».

Так, определяя географические границы товарного рынка в пределах территории организационного обособленного района обслуживания электрических сетей – 3 Ремонтно-эксплуатационного района УКС ЦО филиала ПАО «Россети Московский регион», Московское УФАС России учло локальность оказания услуг.

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ установлено, что в соответствии с Методикой в целях соразмерности и обеспечения целей административного наказания штраф, подлежащий взысканию с ПАО «Россети Московский регион», составляет 3 363 195 (три миллиона триста шестьдесят три тысячи сто девяносто пять) рублей 00 копеек, что составляет 1,31 % суммы выручки ПАО «Россети Московский регион» от оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей ПАО «Россети Московский регион» по уровню напряжения СН2 в границах 3 Ремонтно-эксплуатационного района УКС ЦО филиала ПАО «Россети Московский регион» «Московские кабельные сети», в которых Решением от 27.02.2020 по делу № 077/01/10-14025/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 27.02.2020 № НП/10048/20) установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, штраф, подлежащий применению в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, равен 3 363 195 (три миллиона триста шестьдесят три тысячи сто девяносто пять) рублей 00 копеек.

В письменных пояснениях (вх. от 21.09.2020 № 68358-ЭП/20) ПАО «Россети Московский регион» указывает, что для определения границ товарного рынка, в пределах которого совершено нарушение, нужно исходить из выручки оказанных услуг по передаче электрической энергии в пределах трансформаторной подстанции № 12195, от которой осуществлялось потребление электрической энергии Объектом ООО «Сварго групп». Выручка от оказанных услуг по передаче электрической энергии в пределах указанной трансформаторной подстанции составила 242 640 рублей (без НДС).

Вместе с тем необходимо отметить следующее.

Статьей 4 Закона о защите конкуренции определено, что под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Продуктовые и географические границы рынка определены Московским УФАС России при рассмотрении дела № № 1-10-1096/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением от 27.02.2020 по делу № 077/01/10-14025/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 27.02.2020 № НП/10048/20) ПАО «Россети Московский регион» признано занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Москвы.

Таким образом, в данном случае определение географических границ указанного рынка не должно быть ограничено границами месторасположения энергопринимающих устройств и объекта электросетевого хозяйства, посредством которого осуществлено технологическое присоединение потребителя.

Сужение географических границ до границ месторасположения энергопринимающих устройств и объекта электросетевого хозяйства, посредством которого осуществлено технологическое присоединение потребителя, противоречит вышеизложенным положениям.

Как было указано ранее, должностным лицом в целях назначения соразмерного административного штрафа учтены положения Методики, а именно подпункта 2 раздела 9, которым установлено, что при определении географических границ рынка при расчете оборотного штрафа определяется минимальная территория из перечисленных в данном пункте: территория деятельности всей организации; территория деятельности в границах субъекта Российской Федерации, где совершено нарушение; территория ее филиала (в случае его наличия), где совершено нарушение.

В данном случае минимальными и подтвержденными географическими границами является территория деятельности 3 Ремонтно-эксплуатационного района УКС ЦО филиала ПАО «Россети Московский регион» «Московские кабельные сети».

Сужение географических границ до границ трансформаторной подстанции, посредством которой осуществлено технологическое присоединение объекта потребителя, противоречит положениям статьи 14.31 КоАП РФ и Методики, не обеспечивает реализацию административного наказания, не соответствует целям, превенции и характеру совершенного правонарушения, поскольку объективную сторону совершенного правонарушения составляет не нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям, при котором сетевая организация не исполняет свои обязательства по договору, а злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион»), путем составления Акта в отсутствие на то оснований и направления в адрес ООО «Сварго групп» счета на оплату бездоговорного потребления электрической энергии от 17.10.2018 № 623/ЭА-ю, что привело к ущемлению интересов ООО «Сварго групп».

На основании изложенного ответственность за совершение действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, несет ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2).

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Руководствуясь частью 3 статьи 4.1, статьей 14.31, статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,

  1. ПОСТАНОВИЛ:

  2. Признать ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить административное наказание в соответствии с данной нормой в размере 3 363 195 (три миллиона триста шестьдесят три тысячи сто девяносто пять) рублей 00 копеек.

  3. В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

  4. Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

  5. В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

  6. Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:

 

  1. Получатель:

  1. ИНН 7706096339 КПП 770101001

  2. УФК по г. Москве (для Московского УФАС

  3. России, л/с 04731324890)

  1. Банк получателя:

  1. ГУ Банка России по ЦФО

  2. р/с 40101810045250010041

  3. БИК 044525000

  4. ОКТМО 45375000

  1. Назначение платежа:

  1. КБК 161 1 16 01141 01 0031 140

  2. Административный штраф, зачисляемый в

  3. Федеральный бюджет по Постановлению

  4. 077/04/14.31-14481/2020

  1.  

  2. Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

  3. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

  4. Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

  5.  

  6. Приложение: образец платежного поручения на 1 л. в 1 экз.

 

 

 

  1.  

<...>,

 

 

 

 

 

<...>,<...>,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>,

Связанные организации

Связанные организации не указаны