Решение б/н 077/07/00-12827/2020 от 11 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-12827/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
06.08.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу ООО «Энергия» (далее — Заявитель) на действия
ООО «Управляющая компания «СТРОЙКОМПЛЕКС» (далее — Заказчик) при проведении предварительного квалификационного отбора на выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации объектов (извещение № 2689626, далее — Процедуры),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Процедуры.
Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения Документации Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком не опубликована Документация о проведении процедуры, вместе с тем, Заявителем был направлен запрос на который ответ не был получен. Также Заявитель считает, что неправомерно установление положений о получении Документации посредством направления письменного заявления, подаче заявки только по почте или нарочно, при том, что процедура проводится на ЭТП, а также указывает на неправомерность получения Заказчиком доступа к заявкам до даты окончания подачи заявок, при этом подача заявок возможна до вскрытия конвертов, а также указывает на то, что процедура не размещена в ЕИС.
На заседании Комиссии было установлено следующее.
Заказчиком 21.07.2020 опубликовано Извещение о проведении процедуры.
Согласно Извещению дата окончания подачи заявок — 28.07.2020 в 10:00.
В ходе заседания Комиссией установлено, что ООО «Энергия» не является участником процедуры.
Вместе с тем, ООО «Энергия» подало жалобу 31.07.2020 на оспаривание действий Заказчика.
Таким образом, учитывая, что дата окончания подачи заявок на участие в процедуре определена Заказчиком на 28.07.2020, Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем действия (бездействие), которые, по его мнению, нарушают его права, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 28.07.2020. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Процедуры, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.
В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в Процедуре.
Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников закупки.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении
от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).
Также следует отметить, что нарушения при составлении закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).
В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобное нарушение (в случае его действительного наличия в действиях Заказчика) являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им Закупочной документации.
Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Процедуры в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя.
В связи с изложенным, Комиссия оставляет жалобу Заявителя без рассмотрения.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
-
Оставить жалобу ООО «Энергия» (ОГРН: 1115258004400,
ИНН: 5258096881) на действия ООО «Управляющая компания «СТРОЙКОМПЛЕКС» (ОГРН: 5147746363947, ИНН: 7729788512) при проведении Процедуры без рассмотрения. -
Снять ограничения наложенные письмом Московского УФАС России от 04.08.2020 № ПО/43453/20.
-
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.