Постановление №31502/24 о прекращении производства по делу об административном право... от 2 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «1» августа 2024 года.

В полном объеме постановление изготовлено «1» августа 2024 года.

Я, начальник отдела антимонопольного контроля Московского УФАС России <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-7780/2024, возбужденного в отношении АО «МОСГАЗ» (дата регистрации в качестве юридического лица 28.12.2012, ОГРН: 1127747295686, ИНН 7709919968, КПП: 770901001, адрес: 105120, г. Москва, пер. Мрузовский, д. 11), в присутствии представителя АО «МОСГАЗ» <...>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте оглашения результатов административного расследования по делу № 077/04/9.21-7780/2024 об административном правонарушении, в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

В Московское УФАС России поступило заявление <...> (далее — Заявитель) на действия (бездействие) АО «МОСГАЗ» (далее — газораспределительная организация), выразившиеся в нарушении установленного пунктом 53 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее — Правила подключения), срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...> (далее — Объект), к сети газораспределения по договору от 27.06.2023 № МГ-ДДТП-20475 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее — Договор о подключении).

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, заявление <...> необходимо квалифицировать как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По результатам рассмотрения заявления должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее.

Порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения определен Правилами подключения.

Согласно представленной информации установлено, что между <...> и АО «МОСГАЗ» заключен Договор о подключении и выданы технические условия № 48-17-1662/23 (далее — ТУ 1).

В соответствии с пунктами 4, 5 ТУ 1 величина максимального часового расхода газа (мощности) газоиспользующего оборудования составляет 5 м3/час. Давление газа в точке подключения составляет 0,05-0,3 МПа.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 Договора и пунктом 6 ТУ 1 срок подключения (технологического присоединения) Объекта к сети газораспределения составляет 135 дней с момента заключения договора.

В соответствии с пунктом 2 Правил подключения «заявители первой категории» - заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 42 м3/час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка о подключении, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается по индивидуальному проекту.

Таким образом, <...> относится к заявителям первой категории.

В силу пункта 53 Правил подключения срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) не может превышать (с учетом положений пункта 54 Правил подключения) 135 дней для заявителей первой категории.

Учитывая изложенное, АО «МОСГАЗ» надлежало осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) Объекта не позднее 09.11.2023.

Согласно пункту 58 Правил подключения, в случае если мероприятия по подключению (технологическому присоединению), выполняемые заявителем, не могут быть осуществлены в срок, предусмотренный заключенным договором о подключении, срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) может быть продлен по инициативе заявителя (за исключением случая установления срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в соответствии с пунктом 57 Правил подключения).

Срок, на который продлевается срок осуществления мероприятий по подключению, не может превышать 6 месяцев для заявителей первой категории.

В связи с обращением Заявителя от 31.07.2023 № 01-08-34309/23 было заключено дополнительное соглашение № 1 от 30.10.2023 к Договору о подключении (далее — дополнительное соглашение). Согласно дополнительному соглашению срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) составляет 165 дней со дня заключения дополнительного соглашения. Также дополнительным соглашением утверждены технические условия № 48-17-3175/23 (далее — ТУ 2). Выданные ранее ТУ 1 пунктом 15 ТУ 2 аннулируются.

В соответствии с пунктами 4, 5 ТУ 2 величина максимального часового расхода газа (мощности) газоиспользующего оборудования составляет 5 м3/час. Давление газа в точке подключения составляет 0,05-0,3 МПа.

Согласно пункту 11 ТУ 2 АО «МОСГАЗ» осуществляет:

- проектирование и строительство газопровода (от сети газораспределения: газопровода среднего давления Р ≤ 0,3 МПа ø 110 мм, полиэтилен, на балансе основного абонента, от ГРС «Селятино», через сети газораспределения в составе имущества АО «МОСГАЗ»;

- проектирование и строительство пункта редуцирования газа с максимальным расходом газа не менее 5 м3/час;

- проектирование и строительство отключающих устройств;

- строительство сети газопотребления от точки подключения до пункта редуцирования газа максимальным рабочим давлением 0,3 МПа, от пункта редуцирования газа до газоиспользующего оборудования максимальным рабочим давлением 0,005 МПа общей ориентировочной протяженностью 16 метров.

Учитывая изложенное, АО «МОСГАЗ» надлежало осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) Объекта не позднее 12.04.2024.

Как указывает Заявитель, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения на момент подачи заявления в антимонопольный орган не осуществлены.

Согласно пункту 71 Правил подключения мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:

а) разработку проектной документации согласно обязательствам сторон договора о подключении, за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

б) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

в) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если заявка о подключении содержит просьбу заявителя к исполнителю осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка);

г) подписание исполнителем и заявителем акта о готовности;

д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).

В дополнительных пояснениях по делу об административном правонарушении АО «МОСГАЗ» от 28.06.2024 № 01-17-17490/24 указывает на то, что АО «МОСГАЗ» в пределах установленного срока мероприятий по подключению (технологическому присоединению) выполнено проектирование подводящих сетей и технических устройств.

Кроме того, в ходе проведения административного расследования было установлено, что в соответствии с пунктом 11 ТУ подключение Объекта Заявителя к сети газораспределения предусмотрено от ГРС «Селятино», не обладающей достаточной пропускной способностью для подключения новых заявителей.

Абзац 3 пункта 30 Правил подключения устанавливает, что техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Таким образом, на основании вышеизложенного в примечании к пункту 5 Перечня мероприятий по подключению (технологическому присоединению) Объекта (далее также — Перечень мероприятий), являющегося приложением № 2 к Договору о подключении, было предусмотрено, что мероприятия по ликвидации дефицита пропускной способности технологически связанной с сетью газораспределения газотранспортной системы (далее также — Работы по обеспечению технической возможности) предусмотрены инвестиционной программой ПАО «Газпром» в 2023 году, в связи с чем мероприятия по подключению, предусмотренные Перечнем мероприятий, будут выполнены исполнителем после реализации указанной программы.

Вместе с тем в 2023 году работы по обеспечению технической возможности, предусмотренные инвестиционной программой ПАО «Газпром», не были осуществлены.

Согласно размещенной на сайте ООО «Газпром трансгаз Москва» информации о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам для целей определения возможности технологического присоединения к газораспределительным сетям за июнь 2024 года (по состоянию на 01.07.2024), резерв пропускной способности ГРС «Селятино» исчерпан (равен 0 м3/час), загрузка ГРС «Селятино» достигла проектной производительности.

В силу того, что работы по обеспечению технической возможности не были выполнены в указанный в инвестиционной программе срок, возможность выполнения АО «МОСГАЗ» мероприятий по врезке и пуску газа на данный момент отсутствует.

При этом в силу пункта 2 Правил подключения «фактическое присоединение» определено как комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя, а в случае присоединения сети газораспределения к другой сети газораспределения - в сеть газораспределения заявителя.

Согласно пункту 79 Правил подключения акт о подключении, содержащий информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составляется сторонами договора о подключении после проведения мероприятий по подключению (технологическому присоединению).

В силу положений подпункта «в» пункта 72 Правил подключения исполнитель обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте «г» пункта 71 Правил подключения).

Таким образом, порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, установленный Правилами подключения, определяет, что фактическое присоединение, в том числе пуск газа, и составление акта о подключении является завершающим этапом, который производится после выполнения заявителем и исполнителем технических условий, но не ранее подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (далее — Акт о готовности).

Как указывает АО «Мосгаз» в своих пояснениях по делу об административном правонарушении от 20.06.2024 № 01-17-16595/24, согласно пункту 74 Правил подключения и пункту 10 ТУ Заявитель обязан выполнить установленные в Договоре о подключении обязательства по подготовке сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению, в том числе:

— применение газоиспользующего оборудования, технических устройств и материалов, имеющих сертификаты соответствия, паспорт изготовителя;

— наличие акта первичного обследования дымоходов и вентканалов, выполненного специализированной организацией;

— обеспечение объекта капитального строительства приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В свою очередь, о выполнении ТУ Заявитель обязан уведомить исполнителя за 20 дней до окончания срока осуществления мероприятий по подключению, представив для проверки соответствующие документы (пункты 6, 25, 26 Договора о подключении).

Пунктом 3 Правил подключения, устанавливающим порядок осуществления подключения, в отношении мероприятий внутри границ земельного участка заявителя предусмотрено составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (далее — акт) по типовой форме согласно приложению № 3 к Правилам подключения.

В соответствии с пунктом 22 Договора о подключении, мониторинг выполнения заявителем технических условий проводится исполнителем в отношении каждых технических условий, выданных заявителю, при условии, что срок их действия не истек.

В то же время со стороны Заявителя необходимые обязательства, которые влияют на возможность завершения процедуры подключения к сети газораспределения, в период срока действия ТУ не выполнены, уведомление и необходимые документы в адрес АО «МОСГАЗ» не поступали.

Акт может быть подписан при условии надлежащего исполнения заявителем принятых им обязательств по выполнению мероприятий по подключению, предусмотренных ТУ, по результатам проведенного мониторинга (пункты 27 — 29 Договора о подключении).

Таким образом, завершающие мероприятия по фактическому присоединению и пуску газа могут быть выполнены АО «МОСГАЗ» после выполнения работ по обеспечению технической возможности, предусмотренных инвестиционной программой ПАО «Газпром», а также после исполнения Заявителем технических условий в своей части, подписания акта о готовности, получения согласия основного абонента на подключение объекта капитального строительства к сетям газораспределения и (или) газопотребления.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вместе с тем по результатам исследования материалов дела, учитывая неисполнение мероприятий по ликвидации дефицита пропускной способности технологически связанной с сетью газораспределения газотранспортной системы, предусмотренных инвестиционной программой ПАО «Газпром», вина АО «МОСГАЗ» в нарушении срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) Объекта не установлена.

Должностное лицо приходит к выводу об отсутствии события и состава административного правонарушения в вышеописанных действиях АО «МОСГАЗ».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 23.48, 24.5, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-7780/2024, возбужденное в отношении АО «МОСГАЗ» (дата регистрации в качестве юридического лица 28.12.2012, ОГРН: 1127747295686, ИНН 7709919968, КПП: 770901001, адрес: 105120, г. Москва, пер. Мрузовский, д. 11), прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны