Решение б/н б/а от 26 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-18115/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


21.10.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ «ВЭБ.РФ»;

в отсутствие представителей ООО «ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ», АО «СБЕРБАНК - АСТ», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 18.10.2021 № ЕО/63735/21,

рассмотрев жалобу ООО «ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ» (далее — Заявитель) на действия ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ «ВЭБ.РФ» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора оказания услуг оценки рыночной стоимости бизнеса, оценки прав требований, оценки прав на объекты недвижимости, возникающих при реализации инвестиционной деятельности, реконструкции или новом строительстве (реестровый № 32110593619, далее - Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает итоговую оценку своей заявки в ходе проведения закупочной процедуры.

Комиссия отмечает, что, согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется Комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения. Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

В уведомлении о принятии жалобы к рассмотрению содержалась информация о том, что в случае отсутствия технической возможности, а также при наличии иных объективных причин невозможности рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи, стороны вправе подать ходатайство об очном рассмотрении жалобы, оформленное надлежащим образом. Указанное ходатайство должно быть направлено не позднее 15:00 (по московскому времени) рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы на электронные почты to77@fas.gov.ru, to77-torgi.mufas@fas.gov.ru.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от лиц, которым направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы без представителей Заявителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

27.08.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110593619 о проведении запроса предложений на оказание услуг оценки рыночной стоимости бизнеса, оценки прав требований, оценки прав на объекты недвижимости, возникающих при реализации инвестиционной деятельности, реконструкции или новом строительстве.

На участие в в оспариваемой Закупке подано 14 (четырнадцать) заявок.

По результатам рассмотрения заявок в соответствии с протоколом заседания комиссии по осуществлению конкурентных закупок Заказчика от 23.09.2021 № 229 12 заявок допущены до участия в Закупке и 2 заявки отклонены в связи с их несоответствием требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений (подпункт 1 пункта 19.11 документации о проведении запроса предложений).

Заявка Заявителя (№ 6442) допущена до участия в Запросе предложений, в связи с чем Заявитель являлся участником Закупки.

По мнению Заявителя, Заказчик необоснованно не засчитал 9 баллов в ходе оценки заявки Заявителя.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 15 информационной карты состав заявки на участие в запросе предложений, порядок размещения документов в составе заявки на участие в запросе предложений выглядит следующим образом:

1. Заявка на участие в запросе предложений (Приложение 1).

2. Анкета (Приложение 1 к Заявке).

3. Документы, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым к участникам закупки, указанные в п. 14.2 документации, в том числе:

3.1. справка по Форме-1 Приложения 6 о наличии у участника закупки в штате не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено, с приложением подтверждающих документов (выписка из трудовой книжки, выписка из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, заверенная саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик либо иной документ, подтверждающий соответствие оценщика требованиям, установленным Федеральным законом № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

3.2. копия договора обязательного страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности на срок не менее чем один год со страховой суммой страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая не менее чем пять миллионов рублей.

4. Для оценки заявки участника закупки по критериям, указанным в п. 25 Информационной карты запроса предложений, участник закупки (при наличии) представляет:

4.1. справку по Форме-2 Приложения 6 о наличии у участника закупки и/или привлекаемого соисполнителя опыта оказания услуг в соответствии с предметом оценки по показателям О1, О2, О3, указанным в пп. 2.1.1 – 2.1.3 п. 25 Информационной карты запроса предложений (за период с 01.01.2019 до даты окончания подачи заявок на участие в запросе предложений), с приложением подтверждающих документов :

4.1.1. копии договоров оказания услуг по оценке;

4.1.2. копии актов сдачи-приёмки услуг, подтверждающих, что услуги по указанным в подпункте 4.1.1 настоящего пункта договорам исполнены полностью или в подлежащей оценке в соответствии с показателями О1 / О2 / О3 части;

4.1.3. отчёты об оценке, подтверждающие, что рыночная стоимость хотя бы одного объекта, подлежащего оценке в соответствии с указанным в настоящем подпункте договором, равна или более

• 5 млрд рублей для договоров по показателю О1;

• 10 млрд рублей для договоров по показателям О2 и О3.

4.2. справку по Форме – 3 Приложения 6 о наличии у участника закупки и/или привлекаемого соисполнителя специалистов, находящихся в штате участника закупки и/или привлекаемого соисполнителя, а также привлечённых по договору возмездного оказания услуг, планируемых к привлечению для оказания услуг по договору, и обладающих квалификацией/опытом по оказанию услуг оценки, в соответствии с пп. 3 п. 25 с приложением подтверждающих документов (копия трудовой книжки или выписка из трудовой книжки или копия договора возмездного оказания услуг, заключенного участником закупки и/или привлекаемым соисполнителем с привлеченными специалистами), копия сертификата /диплома, справка (выписка) из реестра СРО), копию квалификационного аттестата, подтверждающего сдачу квалификационного экзамена в области оценочной деятельности).

4.3. справка, подписанная уполномоченным лицом, о размере выручки участника запроса предложений от оценочной деятельности по итогам 2020 года, включая также выручку по договорам об оценке, с приложением бухгалтерской (финансовой) отчётности: бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах за последний финансовый год с отметкой налогового органа о принятии или с приложением копии извещения о получении налоговым органом электронного документа при передаче бухгалтерской (финансовой) отчётности в электронном виде.

5. Справка по форме Приложения 5, содержащая сведения об отсутствии/наличии аффилированности участника закупки с работниками заказчика и их близкими родственниками (супруги, дети, родители, братья и сестры). В случае если на стороне участника закупки выступают несколько лиц (коллективный участник), в составе заявки в отношении каждого такого лица должна быть представлена указанная справка.

6. Дополнительно, для участников закупки, применяющих упрощённую систему налогообложения – уведомление налогового органа о применении участником закупки упрощённой системы налогообложения.

Участник закупки вправе дополнительно приложить иные документы, которые, по его мнению, подтверждают соответствие данного участника установленным требованиям.

Согласно пункту 24 информационной карты, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений :

1. Ценовой критерий (Ц): значимость критерия – 30 %;

2. Критерий «Опыт оказания услуг» (О): значимость критерия – 55 %;

3. Критерий «Наличие кадровых ресурсов» (Р): значимость критерия – 10 %

4. Критерий «Наличие финансовых ресурсов» (Ф): значимость критерия – 5 %.

Таким образом, Заявителем оспаривается 3 критерия.

В пункте 25 информационной карты указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.

Рейтинг заявки на участие в запросе предложений представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям с учетом значимости (веса) данных критериев.

Рейтинг заявки на участие в запросе предложений i-го участника закупки определяется по формуле:

Ri = БЦi × Vц + БОi × Vо + БРi × Vp + БФi х Vф , где:

V – значимость (вес) соответствующего критерия/100%;

БЦi, БОi, БРi, БФi – оценка (балл) соответствующего критерия.

Совокупная значимость всех критериев равна 100 %.

Максимальная оценка в баллах по критериям, указанным в п. 24 информационной карты запроса предложений – 100 баллов.

Критерий № 1.

Оценка по критерию «Опыт оказания услуг» («О») определялась по формуле: БОi = БО i 1 + БО i 2 + БО i 3, где

Боi – оценка по критерию «Опыт оказания услуг» i-го участника закупки;

БОi1, БОi2, БОi3 – оценка (балл) соответствующего показателя, в которых

Оi1 - опыт оказания услуг по оценке рыночной стоимости прав требования, рыночная стоимость которых составляет 5 млрд рублей или более;

Оi2 - опыт оказания услуг по оценке рыночной стоимости бизнеса, рыночная стоимость которого составляет 10 млрд. рублей или более;

Оi3- опыт оказания услуг по оценке рыночной стоимости прав на объекты недвижимости (в том числе на земельные участки), возникающие при реализации инвестиционной деятельности, реконструкции или новом строительстве, рыночная стоимость которых составляет 10 млрд рублей или более.

Предметом оценки по подкритерию Оi3 являлось количество исполненных договоров (исполненных в указанной части) оказания услуг по оценке рыночной стоимости прав на объекты недвижимости (в том числе на земельные участки), возникающие при реализации инвестиционной деятельности, реконструкции или новом строительстве, рыночная стоимость хотя бы одного объекта по которому составляет 10 млрд. рублей или более (за период с 01.01.2019 до даты окончания срока подачи заявок на участие в оспариваемой Закупке).

Комиссия отмечает, что Заявителем представлены сведения и документы по государственному контракту № ДЭПР/54-05-19, касающиеся оценки жилых помещений, а именно 3 отчета о стоимости 1% жилых помещений, 1 кв.м. общей площади квартир, 50 % нежилых помещений.

Вместе с тем, ни один из указанных отчетов не соответствовал подкритерию оценки (рыночная стоимость хотя бы одного объекта составляет 10 млрд. рублей или более).

Комиссия приходит к выводу, что Заявителю правомерно начислено 0 баллов.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия признает данный довод жалобы Заявителя необоснованным.

Критерий № 2.

Оценка по критерию «Наличие кадровых ресурсов» (Р) осуществлялась исходя из представленных участником закупки документов в составе заявки на участие в Запросе предложений в соответствии с пп. 4.2 п. 15 Информационной карты.

Предмет оценки: количество оценщиков, находящихся в штате участника закупки (работающих по трудовому договору), а также привлечённых на основании гражданско-правового договора оказания услуг, обладающих необходимой квалификацией, подтвержденной действующими квалификационными аттестатами оценки бизнеса, оценки движимого и недвижимого имущества, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено.

Количество специалистов

Количество баллов (БРi)

2

0

3-7

25

8-12

40

13-17

55

18-22

70

23-27

85

28 и более

100

 

Специалисты, квалификация которых не была подтверждена прилагаемыми документами в соответствии с пп. 4.2 п. 15 Информационной карты, в расчёт критерия Р не принимались.

Комиссия, проанализировав представленные документы, установила, что Заявителем представлены сведения о 30 специалистах, из которых Заказчик 5 специалистов не принял ввиду несоответствия критериям, а именно:

- «...». Трудовой договор по совместительству не подписан работником, не представлены подтверждающие документы о смене фамилии;

- «...». Сроки действия квалификационных аттестатов истекли;

- «...». Сроки действия квалификационных аттестатов истекли;

- «...». Сроки действия квалификационных аттестатов истекли;

- «...». Сроки действия квалификационных аттестатов истекли.

Таким образом, Комиссия также признает данный довод жалобы Заявителя необоснованным.

Критерий № 3. Оценка по оспариваемому критерию «Наличие финансовых ресурсов» (Ф) осуществляется исходя из представленных участником закупки документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с пп. 4.3 п. 15 Информационной карты запроса предложений.

Предмет оценки: размер выручки участника закупки от оценочной деятельности по итогам 2020 года.

Выручка за 2020 г.

(млн. руб.)

Количество баллов

(БФi)

Фi = 0

0

1 < Фi < 100

25

100 ≤ Фi < 200

40

200 ≤ Фi < 300

55

300 ≤ Фi < 400

70

400 ≤ Фi < 500

85

Фi ≥ 500

100

 

Выручка участника Закупки, которая не подтверждена прилагаемыми документами в соответствии с пп. 4.3 п. 15 Информационной карты в расчёт критерия Ф не принимается.

В жалобе Заявитель указывает, что все необходимые документы приложены в составе заявки.

В свою очередь, Заказчик обращает внимание, что требуемая в подпункте 4.3 пункта 15 информационной карты справка в составе заявки Заявителя отсутствовала. При оценке Заказчик учел отсутствие указанного документа.

При наличии двух противоположных мнений Комиссией было принято решение о переносе рассмотрения жалобы в целях дополнительного запроса на электронную торговую площадку АО «СБЕРБАНК — АСТ» (далее - ЭТП).

ЭТП в ответ на запрос направила всю документацию в составе заявки Заявителя.

Комиссия, проанализировав полученные сведения, установила, что в составе заявки отсутствовала справка, подписанная уполномоченным лицом, о размере выручки участника запроса предложений от оценочной деятельности по итогам 2020 года, включая также выручку по договорам об оценке, с приложением бухгалтерской (финансовой) отчётности: бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах за последний финансовый год с отметкой налогового органа о принятии или с приложением копии извещения о получении налоговым органом электронного документа при передаче бухгалтерской (финансовой) отчётности в электронном виде.

Таким образом, Заказчик действовал в соответствии с положениями своей собственной документации и правомерно произвел оценку заявки Заявителя по критерию «Наличие финансовых ресурсов» (Ф).

В связи с чем Комиссия Управления не усматривает оснований для признания нарушений в действиях Заказчика.

Исходя из вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным, поскольку в рассматриваемом случае Заказчик руководствовался положениями закупочной документации.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявок на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Документации, которая не была оспорена Заявителями ни в административном, ни в судебном порядке.

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ» (ОГРН: 1057747948158, ИНН: 7701613417) на действия ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ «ВЭБ.РФ» (ОГРН: 1077711000102, ИНН: 7750004150) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 08.10.2021 № ЕО/61813/21 и от 18.10.2021 № ЕО/63735/21.


 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны