Решение б/н по делу № 077/07/00-11161/2020 о нарушении процедуры торгов... от 24 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «КВАРЦ Групп»

115280, РФ, г. Москва, Автозаводская ул., д. 14

ООО «Интер РАО – Центр управления

закупками»

119435, г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр. 2

ООО «ЛНК ИП Новицкой»

236006, г. Калининград, ул. Правая Набережная, 2

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-11161/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21.07.2020

г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

 

при участии представителей посредством видеоконференцсвязи: от ООО «КВАРЦ Групп», ООО «Интер РАО – Центр управления закупками», ООО «ЛНК ИП Новицкой» (на основании доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «ЛНК ИП Новицкой» на действия ООО «КВАРЦ Групп» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проведению неразрушающего и разрушающего контроля сварных соединений внутритурбинных трубопроводов, оборудования и металлоконструкций на энергоблоке № 3 и общестанционных трубопроводов энергоблоков №№ 1-3 на объекте: "Строительство Приморской ТЭС электрической мощностью 3х65 Мвт в п. Взморье Светловского городского округа Калининградской области (реестровый № 32009054796),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - УФАС) поступила жалоба ООО «ЛНК ИП Новицкой» (далее - Заявитель) на действия ООО “КВАРЦ Групп” (далее - Заказчик) и ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» (далее - Организатор закупки) проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проведению неразрушающего и разрушающего контроля сварных соединений внутритурбинных трубопроводов, оборудования и металлоконструкций на энергоблоке № 3 и общестанционных трубопроводов энергоблоков №№ 1-3 на объекте: "Строительство Приморской ТЭС электрической мощностью 3х65 Мвт в п. Взморье Светловского городского округа Калининградской области (реестровый № 32009054796) (далее — Закупка).

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), непосредственно сам Закон о закупках, а также положение о закупке, при этом положение о закупке в силу статьи 2 Закона о закупках является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения.

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 10. ст. 3 Закона о закупках подлежат оспариванию в административном порядке действия заказчика при осуществлении закупки с нарушением требований Закона о закупках. Доводы жалобы соответствуют основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 10. ст. 3 Закона о закупках, и подлежат рассмотрению антимонопольным органом в административном порядке в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

01.04.2020 Заказчиком была объявлена закупочная процедура способом открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проведению неразрушающего и разрушающего контроля сварных соединений внутритурбинных трубопроводов, оборудования и металлоконструкций на энергоблоке № 3 и общестанционных трубопроводов энергоблоков №№ 1-3 на объекте: "Строительство Приморской ТЭС электрической мощностью 3х65 Мвт в п. Взморье Светловского городского округа Калининградской области (с одновременным опубликованием документации о закупках в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на сайте электронной торговой площадки https://irao.tektorg.ru, а так же на сайте организатора закупки www.interrao-zakupki.ru и на сайте Заказчика www.irao-generation.com.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 2 Федерального Закона № 223-ФЗ от- 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) Заказчик закупки и участники закупки, в том числе Заявитель, при осуществлении закупки руководствовались следующими документами:

  • Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО «КВАРЦ Групп» (далее — Положение о закупках);
  • Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проведению неразрушающего и разрушающего контроля сварных соединений внутритурбинных трубопроводов, оборудования и металлоконструкций на энергоблоке №3 и общестанционных трубопроводов энергоблоков №№1-3 на объекте: "Строительство Приморской ТЭС электрической мощностью 3х65 Мвт в п. Взморье Светловского городского округа Калининградской области (далее — Закупочная документация).

Как пояснил представитель заказчик на заседании Комиссии, в соответствии п. 5.2.2 Закупочной документации Участник закупки должен соответствовать следующим обязательным требованиям к финансовой устойчивости: показатели финансово-хозяйственной деятельности Участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости;

Оценка финансовой устойчивости осуществляется в рамках финансово-экономической экспертизы на основании Методики проведения экспертизы финансово-экономической устойчивости участников закупочных процедур Заказчика (далее Методика ФЭУ), опубликованной в составе закупочной документации.

Методикой ФЭУ предусмотрен принцип оценки, согласно которому понятие финансовой устойчивости включает в себя планомерное стабильное развитие оцениваемых компаний, исключающих значительные колебания результатов деятельности – выручки и прибыли.

В данной Методике ФЭУ реализована система стоп-факторов и риск-факторов.

В соответствии с п. 9.3. Методики ФЭУ (стр. 14) стоп-фактор – фактор, реализация которого должна являться основанием для отклонения предложения участника закупочной процедуры и принятия решения о несоответствии.

В рамках финансово-экономической экспертизы предусмотрен, в том числе, следующий стоп-фактор: «существенное несоответствие масштабов деятельности участника закупочной процедуры сумме закупки (если стоимость предложения, указанная в оферте, более чем в 1,4 раза превышает годовую выручку компании или более чем в 2,8 раза превосходит ее суммарные активы)».

В соответствии с п. 8.1 Методики (стр. 11), для расчета финансовых показателей используются данные бухгалтерской отчетности участников закупочной процедуры по состоянию на 3 отчетные даты: предпоследний и последний завершенные финансовые годы.

В части влияния на итоговую оценку фин. показатели, учитываются с весовыми коэффициентами отчетных дат, представленными в таблице Весовых коэффициентов.

Также заказчик пояснил, что согласно представленному ООО «ЛНК ИП Новицкой» Отчету о финансовых результатах за период 2019 года:

выручка составляет – 6 134 тыс. руб.

за предшествующий год (2018)- 6 630 тыс. руб.

цена предложения- 15 367 тыс. руб.

Что в 2,4 раз превышает годовую выручку компании и является стоп фактором в соответствии с Методикой: «существенное несоответствие масштабов деятельности участника закупочной процедуры сумме закупки (если стоимость предложения, указанная в оферте, более чем в 1,4 раза превышает годовую выручку компании.

Согласно представленному ООО «ЛНК ИП Новицкой» отчету о финансовых результатах за период 2019 года:

величина активов составляет - 1 639 тыс. руб.

за предшествующий год (2018)- 1 902 тыс. руб., что в 8,9 раз превосходит суммарные активы компании и является стоп фактором в соответствии с Методикой: «существенное несоответствие масштабов деятельности участника закупочной процедуры сумме закупки (более чем в 2,8 раза превосходит ее суммарные активы)».

Таким образом, заказчик отклонил заявку в связи с тем, что в соответствии с Методикой: «существенное несоответствие масштабов деятельности участника закупочной процедуры сумме закупки (более чем в 2,8 раза превосходит ее суммарные активы)».

В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что требования к финансовой устойчивости не могут быть предъявлены к участнику закупки как условие допуска, поскольку фактически исключает возможность участия в закупках лиц, располагающих необходимым опытом и квалификацией в закупках с НМЦ свыше их финансовых активов, что свидетельствует об ограничении предпринимательской деятельности таких лиц искусственным образом. Фактически, заказчик исключает возможность участия таких лиц в закупках с определенного уровня НМЦ по отношению к активам участника закупки, при этом соотношение финансовых активов к НМЦ будущего договора не свидетельствует о потенциальной невозможности надлежащего исполнения обязательств. Однако ограничивает таких лиц на подачу заявки на участие в закупочной процедуре.

При этом данная закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем квалификационное требование существенным образом отсечь потенциальных претендентов на участие в торгах лишь по причине отсутствия у них соответствующих финансовых активов для участия. В свою очередь, законодатель, обязывая заказчиков размещать часть закупок исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, преследует цели обеспечить возможность участия таких субъектов в секторе публичных закупок, а также поддержания малого бизнеса, что также определяется тем, что заказчики, размещая закупки среди СМП обязаны устанавливать авансовые платежи.

Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства регламентированы постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).

При этом данное постановление не наделяет правом заказчика по установлению в документации требований к участникам закупки в составе заявки об их финансовой устойчивости, а равно и правом по отклонению таких заявок от участия в закупочной процедуре по данному основанию.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2015 по делу № А40-195614/14, действующим законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.

В настоящем случае каких-либо доказательств наличия у заказчика объективной необходимости в установлении такого требования последним не представлено.

Ссылка заказчика на разъяснения Президиума Верховного Суда РФ, изложенные в п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» от 16.05.2018, не свидетельствует о легитимности действий заказчика по установлению любых требований в документации к участникам закупки в целях удовлетворения своей потребности. Напротив, в указанном акте Суд определил возможность реализации такого права под условием отсутствия необоснованного ограничения конкуренции или предоставления преимущественного положения некоторым участникам.

Вместе с тем, оценивая спорное требование, следует признать, что критериям объективности и нормативности оно не соответствует. При этом сам по себе предмет торгов не может являться отступлением от установленных п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках запретов. Исходя из предусмотренного ст. 1 ГК РФ принципа равенства участников гражданских правоотношений, статус заказчика, сфера его деятельности, а равно особенности предмета закупки не могут обуславливать введение ограничивающих конкуренцию требований. На основании изложенного, Комиссия Управления соглашается с доводами заявителя о наличии в действиях заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

При этом, следует отметить, что желание заявителя в выборе надежного поставщика не может обуславливать правомерность установления организатором торгов спорного требования в закупочной документации на стадии подачи и рассмотрения заявок.

На основании изложенного, Комиссия Управления, приняла решение о признании жалобы заявителя обоснованной, а в действиях заказчика усматривается нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

При этом на заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что заявитель не обжалует иные основания отклонения его заявки, поданной на участие в закупочной процедуре, в связи с чем Комиссия Управления не усматривает оснований для выдачи заказчику предписания для восстановления прав заявителя.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ЛНК ИП Новицкой» на действия ООО «КВАРЦ Групп» при проведении конкурса в электронной форме обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
  3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны