Решение б/н Решение от 4 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Яндекс»

119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д.16


ООО «Поле Жизни Земля»

125362, г. Москва, ул. Свободы, д. 35, стр. 3, эт. 1, пом. 1, ком. 5

 

 

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/25-11079/2023

 

«16» ноября 2023 года                             

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <…>,

членов Комиссии: <…>, <…>,

рассмотрев дело № 077/05/25-11079/2023 по признакам нарушения ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543), ООО «Поле Жизни Земля» (ИНН 7707295369) пункта 1.1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при распространении в системе Яндекс.Директ на сайте https://www.kp.ru/ рекламы биологически активных добавок следующего содержания: «Сибирский Магний в Москве! Природный магний купить. Доступная цена. Заказывайте NATMAG.RU», в том числе изображенное в рекламе средство «НатуралМаг Магний /NaturalMag Magnesium», без обязательного предупреждения о том, что объекты рекламирования не являются лекарственным средством,

в присутствии представителя ООО «Поле Жизни Земля» в лице <…> (по доверенности),

в отсутствие ООО «Яндекс» (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/25-11079/2023 возбуждено в отношении ООО «Яндекс», ООО «Поле Жизни Земля» по факту распространения в системе Яндекс.Директ на сайте https://www.kp.ru/ рекламы биологически активных добавок следующего содержания: «Сибирский Магний в Москве! Природный магний купить. Доступная цена. Заказывайте NATMAG.RU», в том числе изображенное в рекламе средство «НатуралМаг Магний /NaturalMag Magnesium», без обязательного предупреждения о том, что объекты рекламирования не являются лекарственным средством.

В составе названной рекламы использована гиперссылка для перехода на сайт в сети Интернет по адресу: https://natmag.ru/?utm_referer=geoadv_search_yabs&utm_ya_campaign=114841383962&yabizc mpgn=7847928&utm_source=geoadv_search_yabs&utm_candidate=59037750394&utm_content=14132461107&yclid=3209662352934372459.

Распространение указанной рекламы подтверждается представленными в заявлении скриншотами.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с Единым реестром свидетельств о государственной регистрации БАД к пище «НатуралМаг Магний/NaturalMag Magnesium» имеет свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.88.003.R.003571.10.22. Область применения – для реализации населению в качестве биологически активной добавки к пище – дополнительного источника магния.

Согласно пункту 1.1 статьи 25 Закона о рекламе реклама, реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, – не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что объектом рекламирования являются биологически активные добавки.

Спорная реклама на интернет-странице https://www.kp.ru/ не содержит предупреждения о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1.1 статьи 25 Закона о рекламе, выразившегося в рекламе товаров, без обязательного предупреждения о том, что объекты рекламирования не являются лекарственным средством.

В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1.1 статьи 25 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с документами и сведениями, представленными АО «ИД «Комсомольская правда» в ответ на запрос Московского УФАС России, сайт https://www.kp.ru/ используется как информационное пространство для размещения рекламы сервисом «Яндекс.Директ» в соответствии с Договором № РС-110807-09/19 от 28.09.2019 г., заключенным между АО «ИД «Комсомольская правда» и ООО «Яндекс» (ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543).

Согласно документам и сведениям, представленным ООО «Яндекс» в ответ на запрос Московского УФАС России, спорное рекламное объявление размещалась в период с 12.05.2023 по 20.06.2023 в рамках Договора, заключенного путем акцепта рекламодателем Оферты на оказание услуг «Размещение через Яндекс.Бизнес», размещенной в свободном доступе по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_geo/, произведенного ООО «Поле Жизни Земля» (ИНН 7707295369, адрес: 125362, г. Москва, ул. Свободы, д. 35, стр. 3, эт. 1 пом. 1 ком 5).

ООО «Поле Жизни Земля» (далее также – Общество) в материалы дела представлены пояснения, согласно которым размещение спорного рекламного объявления никогда не инициировалось ООО «Поле жизни Земля» и соответствующий макет с указанием данного рекламного текста в адрес
ООО «Яндекс» не направлялся. Таким образом Общество считает, что позиция ООО «Яндекс», изложенная в ответе на запрос Московского УФАС России, необоснована, не соответствует действительности и не подтверждена документально. В качестве подтверждения данной позиции Общество приложило к пояснениям копию переписки с сотрудником ООО «Яндекс».

Между тем Комиссия Московского УФАС России оценивая заявленный довод, исходит из того, что указанная переписка не может расцениваться как надлежащее доказательство, ввиду имеющихся в распоряжении Московского УФАС России документально подтвержденных сведений, представленных ООО «Яндекс» в ответ на запрос Московского УФАС России. В случае, если распространение спорной рекламы действительно не было бы инициировано ООО «Поле Жизни Земля» ООО «Яндекс» представило бы соответствующий ответ на запрос Московского УФАС России. Между тем сведений о распространении спорной рекламы в результате технической либо иной ошибки в адрес Московского УФАС России не поступало.

Также ООО «Поле Жизни Земля» сообщило, что перед запуском рекламной кампании Обществом в адрес ООО «Яндекс» были предоставлены документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы БАД, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации. Продукция Общества получила статус объекта рекламы, к объявлению которого автоматически добавляется дисклеймер: «не является лекарством». Общество также указывает, что это зафиксировано в личном кабинете, после чего объявление прошло модерацию, и было опубликовано с соблюдением всех требований.

Между тем Комиссия Московского УФАС России обращает внимание, что на скриншоте личного кабинета, представленном Обществом в подтверждение наличия обязательного дислеймера, такого дисклеймера не содержится ни на одном из объявлений.

По мнению Комиссии, ООО «Поле Жизни Земля», рассчитывая на алгоритмы системы «Яндекс.Директ», не проявило должную осмотрительность при создании рекламного объявления и контроле за его размещением, что не исключает зафиксированный факт распространения рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения пункта 1.1 статьи 25 Закона о рекламе.

Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях ООО «Поле Жизни Земля», ООО «Яндекс» установлено нарушение пункта 1.1 статьи 25 Закона о рекламе при распространении в системе Яндекс.Директ на сайте https://www.kp.ru/ рекламы биологически активных добавок следующего содержания: «Сибирский Магний в Москве! Природный магний купить. Доступная цена. Заказывайте NATMAG.RU», в том числе изображенное в рекламе средство «НатуралМаг Магний /NaturalMag Magnesium», без обязательного предупреждения о том, то объекты рекламирования не являются лекарственным средством.

Согласно пункту 54 Правил добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

В материалы дела представлены материалы, согласно которым спорное рекламное объявление распространялось в период с 12.05.2023 по 20.06.2023.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписаний лицам, в чьих действиях установлено нарушение положений Закона о рекламе. При этом, в случае выявления новых фактов распространения данной рекламы с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе заявитель не лишен возможности подать в антимонопольный орган новое заявление.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Яндекс», ООО «Поле Жизни Земля» нарушившими пункт 1.1 статьи 25 Закона о рекламе при распространении в системе Яндекс.Директ на сайте https://www.kp.ru/ рекламы биологически активных добавок следующего содержания: «Сибирский Магний в Москве! Природный магний купить. Доступная цена. Заказывайте NATMAG.RU», в том числе изображенное в рекламе средство «НатуралМаг Магний /NaturalMag Magnesium», без обязательного предупреждения о том, что объекты рекламирования не являются лекарственным средством.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 


Председатель Комиссии                                                <…>

Члены Комиссии​​​​​​​                            ​​​​​​​                                 <…>

​​​​​​​                            ​​​​​​​                            ​​​​​​​                                  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны