Решение б/н б/а от 25 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-15278/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

19.10.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО СК «ЗАРЕЧЬЕ», Мосгосэкспертиза;

в отсутствие представителей АО «ЕЭТП», уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 14.10.2022 № НП/52941/22;

рассмотрев жалобу ООО СК «ЗАРЕЧЬЕ» (далее - Заявитель) на действия Мосгосэкспертиза (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по замене электрических сетей (реестровый № 32211688322, далее — Закупка);

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотрено статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Заявителя в ходе проведения оспариваемой Закупки. Также Заявитель указывает, что Заказчик для процедуры переторжки выбрал нерабочее время, а именно: 03.10.2022 в период с 20:50-23.50 (время московское) состоится подача дополнительных ценовых предложений на Единой электронной торговой площадке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупках товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза», утвержденного на заседании Наблюдательного Совета Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза», протокол от «30» августа 2022 № ­­­­­НС­ 19/22 (далее - Положение о закупке).

Комиссией установлено, что 13.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211688322 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по замене электрических сетей.

В соответствии с Протоколом оценки и сопоставления заявок и подведения итогов процедуры 32211688322 от 04.10.2022 итоговый рейтинг предложений выглядит следующим образом:

 

Номер, присвоенный предложению по результатам оценки

Порядковый номер заявки

Рейтинг по критерию «Нестоимостные критерии оценки»

Рейтинг по критерию «цена договора»

Рейтинг по показателю

1

914610

50,00

1,26

51,26

2

916217

25,00

3,16

28,16

3

916372

0,00

1,15

1,15

 

В соответствии с пунктом 8 вышеуказанного протокола по результатам оценки и сопоставления заявок и подведения итогов Заказчиком принято решение признать победителем участника с заявкой № 914610 – Общество с ограниченной ответственностью «ИСПОЛНИТЕЛЬ». Участником, подавшим лучшее предложение после победителя, признать Участника с заявкой № 916217 – Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «ЗАРЕЧЬЕ», получившего место № 2.

В свою очередь, согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 32211688322 от 30.09.2022, рейтинг по критерию «Нестоимостные критерии оценки: Квалификация участников закупки»:

Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров:

 

Номер, присвоенный предложению по результатам оценки по критерию

Порядковый номер заявки

Сумма приложенных договоров, руб.

Кол-во баллов, присвоенных предложению

Рейтинг по показателю

1

914610

более 39 492 079,66

100,00

50,00

2

916217

от 26 000 000,01 до 39 492 079,65

50,00

25,00

3

916372

не предоставлено

0,00

00,00

 

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не приняты к оценке договоры, подтверждающие опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), в частности, договор № 1350эа на выполнение работ от 29.12.2020 по капитальному ремонту вводно-распределительного устройства с заменой питающих кабельных линий от ТП№ 4 и подключением абонентов на новые силовые и световые кабельные линии от стояковых ниш учебно-научного корпуса НИЯУ МИФИ по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д 31, стр.46.

Между тем, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается в том числе осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В закупочной документации установлены критерии оценки заявок на участие в закупке, их содержание и значимость.

Порядок оценки заявок по критериям:

 

Критерии оценки заявок

Порядок оценки

Значимость критерия

1. Цена договора

Предмет оценки: цена договора.

Порядок оценки: при оценке заявок по критерию «Цена договора» лучшим условием исполнения договора признается цена участника с наименьшей предложенной ценой договора.

Рейтинг заявок по критерию «Цена договора» определяется по формуле:

ЦВi = (Цmax – Цi)/Цmax*100*КЗ, где:

Цmax - начальная (максимальная) цена договора. Если в извещении и документации о закупке заказчиком не установлена начальная (максимальная) цена договора, то за Цmax принимается максимальная цена из предложенных участниками закупки цен;

Цi - цена участника закупки, заявка которого оценивается;

 

КЗ – коэффициент значимости критерия оценки «Цена договора».

Полученное дробное значение округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

 

При осуществлении закупки, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся с учетом п. 1.16 документации

50%

2.Квалификация участника закупки, в том числе

Предмет оценки: предложение участника о квалификации.

Рейтинг Предложения по критерию оценки равен сумме оценок в баллах, полученных участником по результатам оценки по показателям данного критерия оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки

50 %

- опыт работы, связанный с предметом договора (коэффициент значимости показателя 1)

Содержание показателя: оценивается предложение участника об объеме исполненных участником договоров сопоставимого характера и объема, которые были заключены в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не ранее чем за 3 (Три) года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке и исполнены без нарушений сроков и иных нарушений условий договора по вине участника.

Договорами сопоставимого характера и объема будут считаться договоры по выполнению ремонтных работ и/или работ по монтажу инженерно-технического оборудования, общая сумма по таким договорам, в совокупности, должна быть не менее 50 (пятидесяти) процентов от Н(М)ЦД, с ценой каждого договора не менее 5 (пяти) млн.руб.

Участником в составе предложения по данному показателю представляются «Сводные сведения о наличии опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (Приложение №2 к документации), содержащие данные о номере договора, дате заключения, предмете, сумме договора, дате исполнения договора. Предоставленные сведения подтверждаются копиями договоров, копиями актов выполненных работ (оказанных услуг) по договорам, указанным в сводных сведениях, содержащие данные о полном исполнении договора, предмете договора и объеме (в руб.) по выполненным работам (оказанным услугам). В случае если договор исполнен на сумму отличную от указанной в договоре, необходимо прикладывать документы, подтверждающие увеличение/уменьшение цены договора и/или объема оказанных услуг, выполненных работ. Прикладывать необходимо копии всех страниц договора и акта. Если договор подписывался при помощи ЭЦП, то приложить подтверждение о подписании.

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

Непредоставление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки.

 

Порядок оценки: При оценке учитываются договоры, выполненные на 100%.

Нулевой рейтинг по показателю будет присвоен:

- заявке участника закупки, которая не содержит «Сводные сведения о наличии опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», либо такие сводные сведения, содержат не все требуемые данные, указанные в показателе;

- заявке участника закупки, который не имеет успешного опыта выполнения работ сопоставимого характера или объем исполненных договоров которого менее 50% от Н(М)ЦД, а также который не предоставил, подтверждающие документы (договоры и акты) или предоставил их в ненадлежащем виде.

Далее баллы присваиваются в зависимости от общей суммы цен приложенных договоров, в совокупности, удовлетворяющих вышеуказанным условиям:

- от 19 746 039,83 до 26 000 000,00 руб. – 25 баллов;

- от 26 000 000,01 до 39 492 079,65 руб. – 50 баллов;

- от 39 492 079,66 руб. и более – 100 баллов.

Максимальное количество по показателю – 100 баллов.

 

Рейтинг заявок по показателю «Опыт работы» определяется по формуле: НЦБi*КЗ, где

НЦБi – количество баллов, присуждаемых по показателю;

КЗ – коэффициент значимости показателя

 

Итого:

Х

100%

 

Комиссия отмечает, что по критерию «Квалификация участника закупки, в том числе - опыт работы, связанный с предметом договора (коэффициент значимости показателя 1)»: участником в составе предложения по данному показателю представляются «Сводные сведения о наличии опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (Приложение № 2 к документации), содержащие данные о номере договора, дате заключения, предмете, сумме договора, дате исполнения договора. Предоставленные сведения подтверждаются копиями договоров, копиями актов выполненных работ (оказанных услуг) по договорам, указанным в сводных сведениях, содержащие данные о полном исполнении договора, предмете договора и объеме (в руб.) по выполненным работам (оказанным услугам). В случае если договор исполнен на сумму отличную от указанной в договоре, необходимо прикладывать документы, подтверждающие увеличение/уменьшение цены договора и/или объема оказанных услуг, выполненных работ. Прикладывать необходимо копии всех страниц договора и акта. Если договор подписывался при помощи ЭЦП, то приложить подтверждение о подписании.

Между тем, Заказчик на заседании Комиссии указал, что Заявитель в составе заявки приложил 20 договоров для подтверждения опыта, из которых засчитано 4 на общую сумму 31 039 214,55 руб., что согласно пункту 2 Порядка оценки, оценивается в 50 баллов. Также Заказчик указал, что остальные договоры не соответствуют требованиям пункта 2 Порядка оценки, в частности часть договоров отсутствует в реестре контрактов/договоров, заключённых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Закона о закупках, а по некоторым договорам цена договора ниже принимаемого порога (менее 5 млн. руб.), также часть подтверждающих документов отсутствует.

Относительно непринятого Заказчиком к оценке договора № 1350эа на выполнение работ от 29.12.2020 по капитальному ремонту вводно-распределительного устройства с заменой питающих кабельных линий от ТП№ 4 и подключением абонентов на новые силовые и световые кабельные линии от стояковых ниш учебно-научного корпуса НИЯУ МИФИ по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д 31, стр.46 Комиссия установила следующее.

В составе заявки Заявителем был приложен данный договор с актами, подтверждающими исполнение обязательств на полную сумму. Заказчик данный факт не оспаривал.

Вместе с тем, к договору было приложено дополнительное соглашение № 2 от 01.12.2021 к Договору № 1350эа от 29.12.2020. При этом какое-либо дополнительное соглашение № 1 в составе заявки отсутствовало.

Заявитель обратил внимание, что дополнительное соглашение № 1 отсутствовало изначально, поскольку в ходе исполнения вышеуказанного договора оно и не было заключено.

Соответственно, в состав заявки дополнительное соглашение № 1 не было приложено ввиду его отсутствия.

При этом Комиссия вновь подчеркивает, что акты, подтверждающие исполнение данного договора были приложены.

То есть, таким образом, Комиссия приходит к выводу, что на момент рассмотрения заявок Заказчик обладал всеми документами в отношении указнного договора, а именно: данными о полном исполнении договора, предмете договора и объеме (в руб.) по выполненным работам (оказанным услугам).

В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащей оценке заявки Заявителя по критерию «Квалификация участника закупки, в том числе - опыт работы, связанный с предметом договора (коэффициент значимости показателя 1)», при этом Комиссия считает необходимым отметить, что непринятие к оценке договора, в отношении которого представлены акты о полном исполнении такого договора, нарушает принципы равноправия и справедливости, представляет необоснованные преимущества конкретному участнику, а также не соответствует порядку оценки и сопоставления заявок, установленного в закупочной документации.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком произведена оценка заявок с нарушением установленного закупочной документацией порядка оценки, что не соответствует пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках и признает довод жалобы обоснованным.

В свою очередь, Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Относительно установления нерабочего времени для процедуры переторжки Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с извещением дата начала срока подачи дополнительных ценовых предложений 03.10.2022.

При этом в пункте 19 информационной карты установлено, что дата и время подачи окончательных предложений о цене договора 03.10.2022, с 12:00 по 15:00 МСК (указанные дата и время могут корректироваться ЭТП в связи с технической особенностью проведения процедуры).

То есть, Заказчиком было предусмотрено, что дата и время могут быть скорректированы.

Комиссией был сделан дополнительный запрос на электронную торговую площадку АО «ЕЭТП» от 17.10.2022 № НП/53096/22, согласно которому АО «ЕЭТП» необходимо было представить пояснения относительно порядка и определения времени подачи дополнительных ценовых предложений в ходе осуществления закупочной процедуры, участниками которой могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства.

В своем ответе от 19.10.2022 № 70642-ЭП/22 АО «ЕЭТП» указала, что в соответствии с пунктом 4.1.7 Руководства пользователя для процедур закупки типа «Конкурс» может быть выбран дополнительный этап «Подача дополнительных ценовых предложений» («Переторжка»). В этом случае в указанную в извещении дату, и время (назначенное Оператором после факта публикации протокола рассмотрения первых частей заявок или вторых частей заявок в зависимости от даты этапа «Подача дополнительных ценовых предложений») Заявители в течение трех часов с даты и времени начала этапа могут улучшить ценовое предложение, поданное при публикации заявки, путем подачи дополнительного ценового предложения.

При этом в случае, если дата проведения этапа подачи дополнительных ЦП равна или больше даты проведения этапа рассмотрения вторых частей заявок, при этом время начала проведения этапа не назначено Заказчиком, то после публикации протокола рассмотрения вторых частей время переторжки будет назначаться автоматически ЭТП на время публикации протокола плюс три часа. За два часа до начала этапа «Подача дополнительных ценовых предложений» в адрес Заявителей и Организатора будут также направлены напоминания о дате и времени старта этапа.

Комиссия вновь отмечает, что в соответствии с Единой информационной системой в сфере закупок дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие в процедуре, назначена на 30.09.2022, дата подачи дополнительных ценовых предложений назначена на 03.10.2022.

Между тем, протокол рассмотрения вторых частей заявок процедуры размещен Заказчиком 03.10.2022 в 17:41 (время по МСК), в связи с чем в соответствии с пунктом 4.1.7 Руководства пользователя время подачи дополнительных ценовых предложений назначено на 20:50, время окончания срока подачи дополнительных ценовых предложений назначено на 23:50.

Также АО «ЕЭТП» отметила, что 03.10.2022 в 17:41 в адрес участников процедуры и Заказчика направлены уведомления о дате и времени начала этапа «Подача дополнительных ценовых предложений».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что время проведения переторжки устанавливается оператором ЭТП, а не Заказчиком.

Комиссия также считает необходимым отметить, что Заявителем было подано дополнительное ценовое предложение в установленное оператором ЭТП время.

Между тем, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы в части неправомерной оценки заявки Заявителя, в остальной части — о признании жалобы необоснованной.

Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО СК «ЗАРЕЧЬЕ» (ИНН: 3662242938; ОГРН: 1173668002166) на действия Мосгосэкспертиза (ИНН: 7710709394; ОГРН: 1087746295845) при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны