Решение б/н б/а от 17 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-23572/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.01.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей от ООО «БИНОМ», ООО «Айти. Бизнес решения», ООО «РОБИН», АО «БАНК ДОМ.РФ»,

рассмотрев жалобу ООО «БИНОМ», ООО «Айти. Бизнес решения», ООО «РОБИН» (далее также — Заявители) на действия АО БАНК ДОМ.РФ (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на предоставление прав использования RPA-платформы на условиях простой (неисключительной) лицензии и выполнение работ по роботизации процесса обработки валютных контрактов, Ипотеки и СПЖС для нужд АО «Банк ДОМ.РФ» (реестровый № 32110915924, далее — Закупка) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при проведении Закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителей отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявители обжалуют оценку своей заявки по критериям «Наличие у участника закупки необходимого для исполнения договора опыта оказания соответствующих услуг / опыта выполнения соответствующих работ», «Наличие необходимой для исполнения договора квалификации участника закупки, в том числе наличие необходимого для исполнения договора количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» .

По мнению Заявителей, Заказчик необоснованно не учел, что Заявитель подал заявку как коллективный участник и не учел соответствующим образом представленные в составе заявки документы.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражение, а также истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 3 Документации установлены требования к заявке, поданной несколькими лицами (коллективного участника закупки).

1.1. Согласно пункту 3 статьи 18 Положения о закупках и пункту 3.3 Документации документы заявки коллективного участника должна быть подписана всеми лицами, входящими в состав коллективного участника, или лицом, уполномоченным на осуществление действий от имени других лиц, входящих в состав коллективного участника. В соответствии с пунктом 3.4 Документации в случае, если документы заявки коллективного участника подписаны лицом, уполномоченным на осуществление действий от имени других лиц, такая заявка должна содержать заверенную одним из членов коллективного участника копию доверенности на осуществление действий от имени других лиц, входящих в состав коллективного участника, скрепленную печатями лиц, входящих в состав коллективного участника (при наличии печати), и подписанные руководителями лиц, входящих в состав коллективного участника (для юридических лиц) или уполномоченными этими руководителями лицами. В случае, если доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем лица, входящего в состав коллективного участника, заявка коллективного участника должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.

Cогласно пункту 2.4 Соглашения о консорциуме от 15.12.2021 Партнеры должны выдать доверенность на Ведущего партнера с необходимыми полномочиями.

Комиссией установлено, что, в составе документов, приложенных к заявке Заявителя на участие в закупке, отсутствуют документы, предусмотренные пунктами 3.3 и 3.4 Документации, а именно подписанные всеми участниками коллективной заявки документы заявки или копия доверенности на осуществление действий одним участником (ООО «БИНОМ») от имени других лиц, входящих в состав коллективного участника.

Пунктом 3.6 Документации установлено, что каждое лицо, входящее в состав коллективного участника, должно соответствовать требованиям, установленным пунктах 17.1 – 17.7 извещения о проведении закупки. При этом в пунктах 17.1 – 17.7 извещения о проведении закупки установлено, что документом, подтверждающим соответствие указанным требованиям, является Форма 1 раздела 4 Документации.

Согласно пункту 1 формы 1 раздела 4 Документации Заявка на участие в открытом запросе предложений в электронной форме в случае участия нескольких лиц на стороне одного участника, должна содержать полное наименование в отношении каждого лица, входящего в состав коллективного участника, с указанием организационно-правовой формы, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица) ОГРН, ИНН, КПП, банковские реквизиты, ФИО и должность руководителей.

Согласно пункту 5 формы 1 раздела 4 Документации Заявка на участие в открытом запросе предложений в электронной форме, в случае участия нескольких лиц на стороне одного участника, должна содержать информацию, что в отношении каждого лица, входящего в состав коллективного участника, о том, что:

- не проводится ликвидация и отсутствуют решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

- не приостановлена деятельность в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие

в закупке;

- отсутствуют недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

- отсутствует у участника закупки - физического лица либо у руководителя участника закупки, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также о неприменении в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

- отсутствуют сведения об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 3.6 Соглашения о консорциуме от 15.12.2021 Заявка на участие подготавливается, направляется и регистрируется от имени Ведущего партнера со ссылкой на то, что он предоставляет интересы коллективного участника.

Вместе с тем, заявка Заявителя на участие в закупке содержит информацию только об ООО «БИНОМ», как единоличного участника закупки, ссылки на то, что он предоставляет интересы коллективного участника, отсутствуют.

Подтверждающих документов о согласии ООО «Айти. Бизнес решения» и ООО «РОБИН» на участие в закупке в составе заявки Заявителя не представлено, также в составе заявки Заявителя на участие в закупке не представлены доверенности на осуществление действий одним участником (ООО «БИНОМ») от имени других лиц, входящих в состав коллективного участника.

Учитывая изложенное, согласно пунктам 3.3, 3.4, 3.6, 3.7 Документации соответствие заявки Заявителя требованиям, установленным Заказчиком в Документации, подтверждено только в отношении организации участника закупки - ООО «БИНОМ». Таким образом, оценка заявки участника осуществлена на основании документов, представленных в отношении организации участника закупки - ООО «БИНОМ».

На заседании Комиссии, представитель Заявителя отозвал довод жалобы об оценке заявки по критерию «Наличие у участника закупки необходимого для исполнения договора опыта оказания соответствующих услуг / опыта выполнения соответствующих работ».

В части оценки по критерию «Наличие необходимой для исполнения договора квалификации участника закупки, в том числе наличие необходимого для исполнения договора количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» Комиссией установлено следующее.

При оценке по данному критерию к учету принимается информация о наличии в проектной команде участника закупки специалистов, обладающих следующими компетенциями:

- разработчиков роботов на соответствующей RPA-платформе и/или

- системных аналитиков

Оценка в баллах по данному подкритерию рассчитывается по формуле:

Pni = Pi/Pmax*100*N, где

Pni – баллы, присваиваемые i-й заявке участника закупки;

Pi – количество специалистов, принятых к оценке по критерию, представленных i-м участником;

Pmax – максимальное количество специалистов из представленных в заявках участников, соответствующих требованиям критерия. При этом максимальное количество договоров не может превышать 3 специалиста.

Документы, предоставляемые в целях оценки в соответствии с критерием:

- копии трудовых книжек и/или гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров в отношении специалистов;

- копии документов, подтверждающих соответствие требованиям критерия (копии сертификатов, дипломов о высшем образовании, удостоверений и т.д.)

- Форма 4.

Комиссией установлено, что Заявителями в составе своей заявки представлены три копии трудовых книжек, однако среди представленных документов отсутствуют сведения, что специалисты являются работниками ООО «Бином».

Согласно записям из трудовых книжек, представленные специалисты являются работниками ООО «Айти. Бизнес решения», ООО «РОБИН», которые в свою очередь не являются участниками закупки, в связи с чем представленные трудовые книжки в качестве подтверждения критерия «Наличие необходимой для исполнения договора квалификации участника закупки, в том числе наличие необходимого для исполнения договора количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» не могут учитываться.

Таким образом, Комиссия не усматривает нарушений действующего законодательства о закупках в действиях Заказчика, так как оценивая заявку Заявителя, Заказчик действовал в соответствии с порядком оценки заявок, который соответствует документации Заказчика. Критерии и порядок оценки заявок, а также требования документации применялись комиссией заказчика в равной степени ко всем участникам закупки.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «БИНОМ» (ИНН: 7729609097, ОГРН: 5087746086071), ООО «Айти. Бизнес решения» (ИНН: 7705547606, ОГРН: 1137746733850), ООО «РОБИН» (ИНН: 9725022632, ОГРН: 1197746604285) на действия АО «БАНК ДОМ.РФ» (ИНН: 7725038124, ОГРН: 1037739527077) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 30.12.2021 № НП/80703/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны