Решение №54207/23 б\а от 19 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17233/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.12.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей <...>

рассмотрев жалобу ООО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГОКОМПЛЕКС» (далее — Заявитель) на действия АО «РГС» (далее — Организатор закупки) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно - изыскательских работ по титулу «Замещение дизельной генерации ПЭС «Лабытнанги» для нужд ПАО «Передвижная энергетика» (Лот № 2401-ТПИР ОНМ2023-ПЭ) (реестровый №32312737470, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора закупки при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы нарушения со стороны Организатора закупки выражены в неправомерном отклонении заявки Заявителя.

Также Заявитель не согласен с положениями документации в части установления требований о предоставлении опыта и наличии СРО.

Заказчик и Организатор закупки с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 06.09.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru) и АО «РАД» была размещена информация о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 69 919 591,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 06.09.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 02.10.2023 в 10:00.

Дата подведения итогов: 23.10.2023.

Согласно протоколу от 15.11.2023 № №5/Р заявка Заявителя была отклонена «на основании п.4.9.6 «б» Документации о закупке, как несоответствующая следующим требованиям:

 

п/п

Выявленные несоответствия заявки требованиям Документации о закупке

1.

Как следует из Справки об опыте участника у Участника отсутствует совокупный опыт (в рамках одного или нескольких договоров) выполнения работ / оказания услуг за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате подачи заявки (с 2018 г. по незавершенный период 2023 г.), что не соответствует условиям пункта п. 1 Таблица 2. «Перечень квалификационных требований» Требования к Участнику закупки Приложения 2 к Техническим требованиям (Приложения № 1 к Документации о закупке), в котором установлено следующее требование: «Наличие у Участника совокупного опыта (в рамках одного или нескольких договоров) выполнения работ / оказания услуг:

1. Выполнение комплекса инженерных изысканий с получением положительного заключения государственной/негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий на площадке строительства или реконструкции тепловых электрических станций*.

2. Разработка проектно-сметной документации для строительства или реконструкции тепловых газотурбинных электрических станций, мощностью 12 МВт и выше с получением положительного заключения государственной/негосударственной экспертизы проектной документации, а также достоверности определения сметной стоимости строительства.

3. Разработка рабочей документации для строительства или реконструкции тепловых газотурбинных электрических станций, мощностью не менее 12 МВт.

При этом за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате подачи заявки (с 2018 г. по незавершенный период 2023 г.), Участником должны быть исполнены обязательства в совокупном (суммарном) объеме не менее 2 договоров.».

По результатам направления дополнительного запроса в адрес Участника указанное замечание не снято.

В составе заявки участника отсутствуют документы, подтверждающие совокупный опыт (в рамках одного или нескольких договоров) выполнения работ / оказания услуг за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате подачи заявки (с 2018 г. по незавершенный период 2023 г.).

2.

В рамках проверки наличия сведений об участнике закупки, а также оценки соответствия уровня ответственности участника по общедоступному ресурсу Национальное объединение изыскателей и проектировщиков НОПРИЗ - сервис «Единый реестр членов СРО» (http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/) выявилось, что в отношении Участника отсутствует информация о нахождении участника в саморегулируемой организации осуществляющей деятельность в области инженерных изысканий, что не соответствует условиям пункта п. 1 Таблицы 1 «Перечень специальных требований» Приложения № 2 к Техническим требованиям (Приложения № 1 к Документации о закупке), в котором установлено следующее требование: «В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверка наличия сведений об участнике закупки, а также оценки соответствия уровня ответственности участника осуществляется по общедоступному ресурсу:

- Национальное объединение изыскателей и проектировщиков НОПРИЗ - сервис «Единый реестр членов СРО» (http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/).

Данные из реестра членов СРО, формируемые на вышеуказанном/ых ресурсе/ах проверяются на дату окончания срока подачи заявок, установленную в Извещении/Документации о закупке, должны включать в себя сведения об уровне ответственности участника:

- по компенсационному фонду возмещения вреда,

- по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Проверка соответствия уровня ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда будет осуществляться исходя из предложенной участником стоимости (включая налоги и сборы (с учетом НДС)):

- инженерных изысканий,

- подготовки проектной документации,

каждого из указанных видов работ в отдельности.

По компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств из предложенной участником стоимости (включая налоги и сборы (с учетом НДС)):

- инженерных изысканий,

- подготовки проектной документации,

каждого из указанных видов работ в отдельности.».

По результатам направления дополнительного запроса в адрес Участника указанное замечание не снято.

В рамках проверки наличия сведений об участнике закупки, а также оценки соответствия уровня ответственности участника по общедоступному ресурсу Национальное объединение изыскателей и проектировщиков НОПРИЗ - сервис «Единый реестр членов СРО» (http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/) выявилось, что в отношении Участника отсутствует информация о нахождении участника в саморегулируемой организации, осуществляющей деятельность в области инженерных изысканий.

3

В рамках проверки наличия сведений об участнике закупки, а также оценки соответствия уровня ответственности участника по общедоступному ресурсу Национальное объединение изыскателей и проектировщиков НОПРИЗ – сервис «Единый реестр членов СРО» (http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/) выявилось, что, Участник не соответствует специальным требованиям Заказчика, а именно в части соответствия СРО, основанной на членстве лиц осуществляющих подготовку проектной документации: Уровень ответственности участника, по компенсационному фонду возмещения вреда ниже предложенной участником стоимости (включая налоги и сборы (с учётом НДС)) строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств ниже предложенной участником цены заявки/оферты (включая налоги и сборы (с учётом НДС), что не соответствует условиям пункта 1 Таблицы 1 «Перечень специальных требований» Приложения № 2 к Техническим требованиям (Приложения № 1 к Документации о закупке), в котором установлено следующее требование: «В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверка наличия сведений об участнике закупки, а также оценки соответствия уровня ответственности участника осуществляется по общедоступному ресурсу:

- Национальное объединение изыскателей и проектировщиков НОПРИЗ – сервис «Единый реестр членов СРО» (http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/).

Данные из реестра членов СРО, формируемые на вышеуказанном/ых ресурсе/ах проверяются на дату окончания срока подачи заявок, установленную в Извещении/Документации о закупке, должны включать в себя сведения об уровне ответственности участника:

- по компенсационному фонду возмещения вреда,

- по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Проверка соответствия уровня ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда будет осуществляться исходя из предложенной участником стоимости (включая налоги и сборы (с учетом НДС)):

- инженерных изысканий,

- подготовки проектной документации,

каждого из указанных видов работ в отдельности.

По компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств из предложенной участником стоимости (включая налоги и сборы (с учетом НДС)):

- инженерных изысканий,

- подготовки проектной документации,

каждого из указанных видов работ в отдельности.».

По результатам направления дополнительного запроса в адрес Участника указанное замечание не снято.

В составе заявки участника отсутствует подтверждение соответствия участника специальным требованиям Заказчика, указанным в пункте 1 Таблицы 1 «Перечень специальных требований» Приложения № 2 к Техническим требованиям Приложения № 1 к Документации о закупке. Уровень ответственности участника, по компенсационному фонду возмещения вреда, ниже предложенной участником стоимости (включая налоги и сборы (с учётом НДС)) строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств ниже предложенной участником цены заявки/оферты (включая налоги и сборы (с учётом НДС)).

 

Вместе с тем Заявитель с отклонением своей заявки не согласился и отметил, что имеет опыт работы в составе компании АО «Звезда-Энергетика».

Заявитель указал, что его участие в саморегулируемой организации, осуществляющей деятельность в области проектно-изыскательских работ, было подтверждено выпиской из НОПРИЗ от 18.09.2023, а также им было предоставлено гарантийное письмо об обязательствах ООО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГОКОМПЛЕКС» по соответствующему увеличению уровня ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда и по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств в согласованный с заказчиком срок согласно требований к заявке.

Оценивая правомерность отклонения заявки Заявителя, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктом 3.1.3 документации полный перечень обязательных требований к Участникам указан в Приложении №3 к настоящей Документации о закупке (подраздел 10.1).

1. Относительно отклонения заявки Заявителя за неподтверждения наличия опыта Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 10.3 Приложения №3 к документации установлено:

 

п/п

Требования к Участнику

Требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным требованиям

1.

Требования к наличию опыта / МТР / кадровых ресурсов установлены исходя из предмета закупки в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке), раздел «Требования к Участнику».

 

Справка о выполнении аналогичных по характеру и объему поставки продукции договоров, по установленной в Документации о закупке форме — Справка об опыте Участника (форма 7) (подраздел 7.7), включая обязательные приложения к ней;

Справка о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения Договора, по установленной в Документации о закупке форме — Справка о материально-технических ресурсах (форма 8) (подраздел 7.8), включая обязательные приложения к ней;

Справка о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения Договора, по установленной в Документации о закупке форме — Справка о кадровых ресурсах (форма9) (подраздел 7.9), включая обязательные приложения к ней.

Перечень дополнительных документов, подтверждающих соответствие Участника установленным квалификационным требованиям [в случае их установления] помимо вышеупомянутых справок, указан в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке).

В случае отсутствия в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке) соответствующих квалификационных требований, указанные выше справки не заполняются и не предоставляются Участниками в составе заявки.

 

Также в пункте 2 Приложения № 2 к техническим требованиям «Проектно - изыскательские работы по титулу «Замещение дизельной генерации ПЭС «Лабытнанги» Лот № 2401-ТПИР ОНМ-2023-ПЭ указано:

 

п/п

Требования к Участникам

 

Требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным требованиям

 

 

Наличие у Участника совокупного опыта (в рамках одного или нескольких договоров) выполнения работ / оказания услуг:

  1. Выполнение комплекса инженерных изысканий с получением положительного заключения государственной/негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий на площадке строительства или реконструкции тепловых электрических станций*.

  2. Разработка проектно-сметной документации для строительства или реконструкции тепловых газотурбинных электрических станций, мощностью 12 МВт и выше с получением положительного заключения государственной/негосударственной экспертизы проектной документации, а также достоверности определения сметной стоимости строительства.

  3. Разработка рабочей документации для строительства или реконструкции тепловых газотурбинных электрических станций, мощностью не менее 12 МВт.

При этом за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате подачи заявки (с 2018 г. по незавершенный период 2023 г.), Участником должны быть исполнены обязательства в совокупном (суммарном) объеме не менее 2 договоров.


 

 

* - данное требование обусловлено ВСН 34.72.111-92 «Инженерные изыскания для проектирования тепловых электрических станций».

В составе заявки Участник должен предоставить сведения о ранее выполненных договорах по форме «Справка об опыте Участника», приведенной в Документации о закупке, с обязательным предоставлением подтверждающих наличие требуемого опыта документов, а именно:

  • копии договоров, подписанных с обеих сторон (с обязательным приложением технических заданий/технических требований на выполнение работ в полном объеме);

  • копии актов сдачи-приемки работ/услуг (иных документов, оформленных в соответствии с условиями договора, подтверждающих факт выполнения работ/оказания услуг), подписанных с обеих сторон, свидетельствующих о выполнении работ/услуг в рамках каждого предоставленного договора.

  • и/или копии иных документов, предусмотренных требованиями договора, подтверждающих факт его исполнения, с указанием стоимости и наименования выполненных работ/ услуг, подписанных с обеих сторон.

 

К рассмотрению не принимаются подтверждающие документы, не указанные в «Справке об опыте Участника», а также сведения, не позволяющие явным (однозначным) образом определить опыт Участника.

Представленный договор в отсутствие документов, подтверждающих выполнение работ/оказание услуг по нему (в отношении всех этапов исполнения обязательств), или подтверждающий выполнение иных работ/услуг Заказчиком не оцениваются и не являются подтверждением опыта Участника.

 

Требование является обязательным, неисполнение которого повлечет отклонение заявки.

 

На заседании Комиссии Организатор закупки пояснил, что участник закупки в отношении каждого включаемого в заявку договора должен подтвердить выполнение договорных обязательств в рамках договора по поставке и выполнению услуг, проведению инженерных изысканий и разработку проектной документации с 2018 по незавершенный период 2023 года.

При этом Заявителем такие документы представлены не были, что также не отрицалось представителем Заявителя.

Изучив материалы заявки Заявителя, Комиссией было установлено, что в составе заявки представлена справка об опыте, которая содержит сведения о договорах с 2010 по 2017 год. Также в составе заявки представлена копия договора от 29.06.2015 № 761 с актами выполненных работ.

Таким образом, Комиссия установила, что заявка Заявителя не соответствуют требованиям пункта 10.3 Приложения №3 к документации и пункта 2 Приложения № 2 к техническим требованиям «Проектно - изыскательские работы по титулу «Замещение дизельной генерации ПЭС «Лабытнанги» Лот № 2401-ТПИР ОНМ-2023-ПЭ.

2. Относительно отклонения заявки Заявителя за несоответствие специальным требованиям, предъявляемым к участникам, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 10.2 Приложения №3 к документации установлены специальные требования к участнику закупки:

 

п/п

Требования к Участнику

Требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным требованиям

 

Специальные требования к Участникам (наличие специальных допусков, лицензий и прочих разрешительных документов, в том числе подтверждающих членство в саморегулируемых организациях, и т.д., установленных в соответствии с законодательством РФ и касающихся исполнения обязательств по предмету договора; иные дополнительные требования к Участнику и/или изготовителю товара, являющегося предметом закупки) установлены исходя из предмета закупки в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке), раздел «Требования к Участнику».

Перечень документов, подтверждающих соответствие Участника установленным специальным требованиям [в случае их установления], указан в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке).

 

 

Также в пункте 1 Приложения № 2 к техническим требованиям «Проектно - изыскательские работы по титулу «Замещение дизельной генерации ПЭС «Лабытнанги» Лот № 2401-ТПИР ОНМ-2023-ПЭ указано:

 

п/п

Требования к Участникам

 

Требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным требованиям

1

В соответствии со ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ: Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц:

  • выполняющих инженерные изыскания,

  • осуществляющих подготовку проектной документации,

Участник должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).

 

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверка наличия сведений об участнике закупки, а также оценки соответствия уровня ответственности участника осуществляется по общедоступному ресурсу:

   -        Национальное объединение изыскателей и проектировщиков НОПРИЗ - сервис «Единый реестр членов СРО» (http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/).    

     Данные из реестра членов СРО, формируемые на вышеуказанном/ых ресурсе/ах проверяются на дату окончания срока подачи заявок, установленную в Извещении/Документации о закупке, должны включать в себя сведения об уровне ответственности участника:

- по компенсационному фонду возмещения вреда,

- по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

     Проверка соответствия уровня ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда будет осуществляться исходя из предложенной участником стоимости (включая налоги и сборы (с учетом НДС)):    

- инженерных изысканий,

- подготовки проектной документации,

каждого из указанных видов работ в отдельности.

По компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств из предложенной участником стоимости (включая налоги и сборы (с учетом НДС)):

- инженерных изысканий,

- подготовки проектной документации,

каждого из указанных видов работ в отдельности.

Требование является обязательным, неисполнение которого повлечет отклонение заявки.

 

 

На заседании Комиссии Организатор закупки пояснил, что им было установлено, что по состоянию на дату окончания срока подачи заявок (02.10.2023) согласно информации Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах информация о нахождении участника в СРО, осуществляющей деятельность в области инженерных изысканий отсутствует.

Также предложенная в письме о подаче оферты Заявителем цена договора составила <...>., тогда как Заявитель имеет первый уровень ответственности по компенсационным фондам возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств, позволяющий заключить договор стоимостью не более 25 миллионов.

Изучив материалы заявки Заявителя, Комиссией было установлено, что в составе заявки представлена Выписка из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах, согласно которой Заявитель имеет право осуществлять подготовку проектной документации, а также первый уровень ответственности (не превышает двадцать пять миллионов рублей).

На заседании Комиссии Заявитель также не отрицал отсутствие у него СРО в области инженерных изысканий и необходимого уровня ответственности компенсационного фонда по подготовке проектной документации.

Вместе с тем доводы Заявителя о предоставлении гарантийного письма от 02.11.2023 об обязательствах по повышению уровня ответственности в случае признания его победителем закупки Комиссия расценивает критически, поскольку требование о наличии уровня ответственности, соответствующего стоимости договора, установлено в документации. Комиссия также отмечает, что указанное гарантийное письмо не было представлено в составе заявки.

Таким образом, Заявителем в составе заявки не было подтверждено наличие СРО в области инженерных изысканий и необходимого уровня ответственности компенсационного фонда по подготовке проектной документации.

Согласно пункту 4.9.6 документации по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по основанию несоответствия Участников требованиям Документации о закупке.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Относительно доводов Заявителя, озвученных на заседании Комиссии, о правомерности допуска заявки победителя Комиссия отмечает, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора закупки нарушений действующего законодательства, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании доводов жалобы необоснованными в указанной части.

Относительно оспаривания положений документации Комиссия отмечает, что оспариваемые требования подлежали обжалованию в срок до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 02.10.2023.

При этом жалоба подана Заявителем в антимонопольный орган 06.12.2023, то есть? пределами срока, установленного на подачу заявок.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений Документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что оспаривание положений документации, которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок.

Также в письме ФАС России от 25.06.2019 МЕ/53183/19 указано, что жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу №А40-178288/20, решении Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2023 по делу № А40-276661/22.

С учетом изложенного, Комиссия оставляет жалобу без рассмотрения в указанной части.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГОКОМПЛЕКС» (ИНН: 7811717360, ОГРН: 1187847388080) на действия АО «РГС» (ИНН: 1510012774, ОГРН: 1041500751016) при проведении Закупки необоснованной в части оспаривания отклонения заявки, в остальной части оставить жалобу без рассмотрения.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 07.12.2023 № НП/52197/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны