Решение №20016/23 б/а от 22 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-6003/2023

о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

17.05.2023 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «Артгард», АО «СО ЕЭС», рассмотрев жалобу ООО «Артгард» (далее — Заявитель) на действия АО «СО ЕЭС» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по модернизации систем бесперебойного и гарантированного электроснабжения и других инженерных систем здания АО «СО ЕЭС»  по адресу: г. Ярославль, проспект Октября, д. 42, стр. 2. (реестровый № 32312229809, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках. Согласно доводам жалобы нарушения со стороны Заказчика выразились в неправомерном присвоении заявке Заявителя «0» баллов по подкритерию 2.2 «Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса, привлекаемых для выполнения Работ по Договору», что повлияло на результат определения победителя закупки. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Комиссией установлено, что Заказчиком 27.03.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении Закупки № 32312229809. В соответствии с пунктом 3.2.1 части 3.2 главы 3 Закупочной документации установлены следующие критерии оценки конкурсных заявок: №№ п/п Наименование критерия Обозначение выставленного по критерию балла /суммы баллов Значимость критерия Обозначение значимости критерия 1. Цена Договора КЦi 50 % ВЦi 2. Качество Работ и квалификация Участника конкурса, в том числе: ККРi 40 % ВКРi 2.1. Опыт выполнения аналогичных договоров K2.1. 30 % P2.1. 2.2. Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса, привлекаемых для выполнения Работ по Договору K2.2. 15 % P2.2. 2.3. Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса, имеющих действующий сертификат (или иной документ) о прохождении обучения (курсов, тренингов и т.п.) по монтажу (ремонту, эксплуатации, обслуживанию и т.п.) источников бесперебойного питания K2.3. 15 % P2.3. 2.4. Наличие у Участника конкурса электролаборатории до 1000 В (или до и выше 1000 В), зарегистрированной в уполномоченном органе с правом выполнения испытаний и измерений K2.4. 20 % P2.4. 2.5. Деловая репутация K2.5. 20 % P2.5. 3. Срок предоставления гарантии качества на результат Работ (включая Материальные ресурсы, использованные в процессе выполнения Работ) КСГi 10 % ВСГi При оценке по подкритерию 2.2. «Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса с присвоенной группой по электробезопасности» учитывается количество специалистов в штате Участника конкурса, привлекаемых для выполнения Работ по Договору, квалификация которых подтверждена в соответствии с требованиями к Участникам конкурса, указанными в пункте 3.2.1.2.2. Конкурсной документации и подпункте 6.1 таблицы пункта 3.3.1 Конкурсной документации, и производится по следующей шкале распределения баллов: - «5» баллов присваивается Участнику конкурса, который подтвердил наличие в штате: - более 1 (Одного) квалифицированного специалиста (руководителя, ответственного за безопасное выполнение работ), прошедшего обучение в установленном порядке по безопасному ведению работ в качестве административно-технического персонала в электроустановках напряжением до 1000 В (или до и выше 1000 В) с присвоенной группой по электробезопасности не ниже IV (Четвертой); - более 3 (Трех) квалифицированных специалистов, прошедших обучение в установленном порядке по безопасному ведению работ в качестве ремонтного (оперативноремонтного или административно-технического) персонала в электроустановках напряжением до 1000 В (или до и выше 1000 В) с присвоенной группой по электробезопасности не ниже III (Третьей). - «3» балла присваивается Участнику конкурса, который подтвердил наличие в штате: - 1 (Одного) квалифицированного специалиста (руководителя, ответственного за безопасное выполнение работ), прошедшего обучение в установленном порядке по безопасному ведению работ в качестве административно-технического персонала в электроустановках напряжением до 1000 В (или до и выше 1000 В) с присвоенной группой по электробезопасности не ниже IV (Четвертой); - 3 (Трех) квалифицированных специалистов, прошедших обучение в установленном порядке по безопасному ведению работ в качестве ремонтного (оперативно-ремонтного или административно-технического) персонала в электроустановках напряжением до 1000 В (или до и выше 1000 В) с присвоенной группой по электробезопасности не ниже III (Третьей) или в иных случаях, не подпадающих под критерии оценки на «0» баллов и «5» баллов. - «0» баллов присваивается Участнику конкурса, который подтвердил наличие в штате меньшего количества специалистов в соответствии с требованиями п.3.2.1.2.2. Конкурсной документации или не подтвердил наличие указанных квалифицированных специалистов. По мнению Заявителя комиссией Заказчика должно было быть присвоено «5» баллов по подкритерию 2.2 «Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса с присвоенной группой по электробезопасности». Согласно подпункту 6.1 таблицы пункта 3.3.1 документации квалификация специалистов, привлекаемых для выполнения работ в электроустановках, подтверждается: В случае аттестации привлекаемого для выполнения Работ персонала в комиссии Участника конкурса: − копиями действующих удостоверений установленной формы и копиями протоколов проверки знаний работников организации в части норм и правил работы в электроустановках с присвоением группы по электробезопасности (журнала/ов учета проверки (выписки/ок из журнала учета проверки) знаний норм и правил с копией титульного листа) с отметками о результатах проверки персонала организации с подписями председателя и членов комиссии Участника конкурса; − копиями приказа о назначении комиссии Участника конкурса по проверке знаний работников организации норм и правил работы в электроустановках с присвоением группы по электробезопасности (комиссия должна быть создана в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.09.2020 № 796 «Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации», состав комиссии не менее 5 человек); − копиями протоколов проверки знаний норм и правил работы в электроустановках (журнала учета проверки (выписок из журнала учета проверки) знаний норм и правил работы в электроустановках с копией титульного листа) на членов комиссии для действующего приказа. В случае аттестации привлекаемого для выполнения Работ персонала Участника конкурса в комиссии Ростехнадзора:  − копиями действующих удостоверений установленной формы и копиями протоколов проверки знаний (журналов учета проверки знаний с копией титульного листа) норм и правил работы в электроустановках в комиссии Ростехнадзора с отметками о результатах проверки персонала организации с подписями председателя и членов комиссии. Таким образом, в соответствии с пунктами 3.2.1.2.2, 3.2.2.1.2.2, подпункта 6.1 таблицы пункта 3.3.1 закупочной документации при оценке заявки по подкритерию 2.2 «Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса, привлекаемых для выполнения Работ по Договору» специалисты, аттестованные по электробезопасности в комиссиях Ростехнадзора, учитываются при представлении участником копий удостоверений и протоколов проверки знаний. Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем для оценки своей заявки по подкритерию 2.2 «Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса, привлекаемых для выполнения Работ по Договору» представлены только удостоверения участников, привлекаемых для выполнения работ по договору. Протоколы представлены не были. На заседании Комиссии Заявитель подтвердил, что в составе заявки не было представлено протоколов, подтверждающих проверку знаний норм и правил работы в электроустановках, так как в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.08.2022 года № 811, и Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 22.09.2020 года № 796, выдача протоколов проверки знаний в отраслевой территориальной комиссии Ростехнадзора, не предусмотрена, что подтверждается соответствующим письмом Ростехнадзора, представленным Заявителем в материалы настоящего дела. Вместе с тем, Комиссия расценивает указанные обстоятельства критически, поскольку Комиссия оценивает действия Заказчика на момент рассмотрения и оценки заявки. В рассматриваемом случае письмо Ростехнадзора в составе заявки представлено не было. Комиссия исследовав и проанализировав заявку Заявителя установила отсутствие протоколов проверки знаний норм и правил работы в электроустановках в составе заявки. В связи с чем, по подкритерию 2.2 «Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса, привлекаемых для выполнения Работ по Договору» Заявителю правомерно присвоено 0 баллов. В настоящем случае, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при оценке заявки Заявителя. Комиссия отмечает, что Конкурсная документация размещена Заказчиком на официальном сайте, находится в свободном доступе, требования, указанные в конкурсной документации, в том числе и в отношении оценки заявок участников закупки, предъявляются в равной степени ко всем участникам закупки, что не нарушает принципы конкуренции, а также права и законные интересы участников закупки. Расчет баллов итогового рейтинга заявок применен в равной мере ко всем участникам закупки в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, установленным конкурсной документацией. Победителем Конкурса признан участник, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по начислению соответствующих баллов в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке. Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ). С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы. Доводы Заявителя, изложенные в дополнениях к жалобе о несогласии с оценкой своей заявки по подккритерию 2.4 «Наличие у Участника конкурса электролаборатории до 1000 В (или до и выше 1000 В), зарегистрированной в уполномоченном органе с правом выполнения испытаний и измерений» не принимается и не подлежат оценке Комиссией, поскольку в силу части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Поданная в антимонопольный орган жалоба содержала указание исключительно на несогласие с оценкой своей заявки по подкритерию 2.2, в связи с чем указание Заявителем на новые обстоятельства не могут быть приняты ввиду ограничений, установленных частью 13 статьи 3 Закона о закупках Закона о закупках. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Артгард» (ИНН: 5836645547; ОГРН: 1115836001258) на действия АО «СО ЕЭС» (ИНН: 7705454461; ОГРН: 1027700201352) при проведении Закупи необоснованной

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 15.05.2023 № НП/18702/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны