Решение №28134/24 б\а от 11 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8877/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
09.07.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видео-конференц-связи представителей <...>

рассмотрев жалобу ООО «Интерком-Аудит» (далее — Заявитель) на действия ПАО «ОАК» (далее — Организатор закупки) при проведении закрытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика, подготовленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету (РСБУ) за 2024 год (реестровый № 240002228200114, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора закупки при проведении Закупки.

Как следует из материалов дела, Организатор закупки на сайте ООО «АСТ ГОЗ» разместил информацию о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: Лот №1: 24 154 162,36 руб. Лот №2: 14 840 632,19 руб.

Дата начала срока подачи заявок: 26.03.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.04.2024 в 10:00.

Дата подведения итогов: 16.05.2024.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Организатор закупки руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предметом регулирования названного закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В настоящем случае рассматриваемая процедура Закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.

Таким образом, проведение спорного конкурса является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора закупки проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги субъекта, осуществляющего свою закупочную деятельность в рамках Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье — заявитель).

На заседании Комиссии Организатор закупки заявил ходатайство (вх. от 09.07.2024 № 43105-ЭП/24) о привлечении ООО Аудиторская фирма «Эдвейз» к рассмотрению Жалобы, вместе с тем Комиссия не находит оснований для его удовлетворения. Отказывая в удовлетворении ходатайства, Комиссия отмечает, что указанное лицо не явилось на заседание Комиссии, а также не является участником рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем отсутствие указанного лица на заседании Комиссии не препятствует рассмотрению Жалобы по существу.

Также Организатор закупки пояснил, что в соответствии с уведомлением о принятии жалобы к рассмотрению (исх. от 02.07.2024 № ЕИ/26491/24) известил ООО Аудиторская фирма «Эдвейз» о дате и времени рассмотрения жалобы по ВКС, однако указанное лицо в качестве слушателя на заседание Комиссии не подключилось.

Согласно доводам жалобы Заявитель не согласен с оценкой заявки победителя (ООО Аудиторская фирма «Эдвейз») по критерию «Репутация участника закупки» и отмечает, что Организатором закупки ненадлежащим образом применены положения пункта 6 Приложения № 2 к Информационной карте, в частности Организатором закупки просуммированы баллы коллективного участника, а не представленные им сведения.

Организатор закупки с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

На заседании Комиссии Организатор закупки пояснил, что Организатор закупки присвоил участнику ООО Аудиторская фирма «Эдвейз» по подкритерию № 4 «Репутация участника закупки» 0 баллов, что следует из итогового протокола от 16.05.2024 № 2378-2024-00021/03.

Не согласившись с решением Организатора закупки, ООО Аудиторская фирма «Эдвейз» обратилось в Комиссию Государственной корпорации «Ростех» с жалобой на действия Организатора закупки. Комиссией Государственной корпорации «Ростех» (заключение по жалобе от 10.06.2024 № 12/2024) была проведена проверка проведенной оценки и установлено, что ООО Аудиторская фирма «Эдвейз» по оспариваемому подкритерию должно быть присвоено 80 баллов, а также Организатору закупки было рекомендовано провести повторную процедуру оценки и сопоставления заявок. По результатам проведения повторной процедуры оценки и сопоставления заявок победителем признан коллективный участник, лидером которого выступает ООО Аудиторская фирма «Эдвейз».

Организатор закупки пояснил, что по подкритерию № 4 «Репутация участника закупки» ООО Аудиторская фирма «Эдвейз» было присвоено 0 баллов, поскольку участник имел за требуемый период однократное применение следующей меры дисциплинарного воздействия — приостановление членства в СРО аудиторов; и ООО «АФК-Аудит» было присвоено 80 баллов, поскольку в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке прошел внешнюю проверку при применении в указанный период к участнику закупки 1 меры дисциплинарного и иного воздействия в виде предупреждения о недопустимости нарушений закона.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает критерии оценки заявок участников.

Подпунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о закупке должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Критерии и оценка заявок участников установлены в соответствии с Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В своей деятельности Заказчики и Организатор закупки также руководствуются Единым положением о закупке Государственной корпорации «РОСТЕХ», утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (Протокол от 18 марта 2015 г. №2) (далее — Положение).

Согласно итоговому протоколу от 24.06.2024 № 2378-2024-00021/04 победителем Закупки признано ООО Аудиторская фирма «Эдвейз» (ИНН: 5408146319). Победитель по подкритерию № 4 «Репутация участника закупки» получил 80 баллов.

Согласно пункту 2.4 Приложения № 2 к Информационной карте установлен подкритерий №4 – репутация участника закупки.

Содержание подкритерия:

В рамках подкритерия оцениваются прохождение проверок в рамках внешнего контроля качества (надзора) за деятельностью аудиторской организации (далее – внешних проверок) и наличие/отсутствие мер дисциплинарного и иного воздействия в отношении участника закупки.

В рамках подкритерия оцениваются прохождение процедур внешнего контроля качества и отсутствие мер дисциплинарного воздействия (предписание, обязывающее устранить нарушения; предупреждение о недопустимости нарушений; штраф).

Подтверждающие документы:

1) Прохождение внешних проверок подтверждается:

а) Выпиской из реестра СРО;

б) данными сайта http://www.roskazna.ru.

При этом, соответствующая распечатка с указанного сайта («скриншот») должна быть подготовлена секретарем ЗК на дату проведения оценки и сопоставления поступивших заявок на участие в закупке, заверена председателем ЗК или лицом, исполняющим его функции, и храниться в составе документов, связанных с проведением закупки.

В случае отсутствия информации о прохождении внешней проверки в Выписке из реестра СРО и на сайте http://www.roskazna.ru в указанный период участнику закупки присваивается 0 баллов.

1) Наличие (отсутствие) мер дисциплинарного и иного воздействия по отношению к участнику закупки подтверждается:

а) Выпиской из реестра СРО;

б) данными сайта http://www.roskazna.ru . При этом, соответствующая распечатка с указанного сайта («скриншот») должна быть подготовлена секретарем ЗК на дату проведения оценки и сопоставления поступивших заявок на участие в закупке, заверена председателем ЗК или лицом, исполняющим его функции, и храниться в составе документов, связанных с проведением закупки.

Порядок оценки по подкритерию:

 

Прохождение в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке процедур внешней(их) проверки(ок) при отсутствии в указанный период следующих мер дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и/или уполномоченного федерального органа по контролю и надзору): предписание, обязывающее устранить нарушения, и/или предупреждение о недопустимости нарушений, и/или штраф

100

Прохождение в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке внешней(их) проверки(ок) при применении в указанный период к участнику закупки 1 меры дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и/или уполномоченного федерального органа по контролю и надзору) из числа следующих: предписание, обязывающее устранить нарушения, или предупреждение о недопустимости нарушений, или штраф

80

Прохождение в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке внешней(их) проверки(ок) при применении в указанный период к участнику закупки 2 мер дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и/или уполномоченного федерального органа по контролю и надзору) из числа следующих: предписание, обязывающее устранить нарушения, и/или предупреждение о недопустимости нарушений, и/или штраф

60

Прохождение в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке внешней(их) проверки(ок) при применении в указанный период к участнику закупки 3 мер дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и/или уполномоченного федерального органа по контролю и надзору) из числа следующих: предписание, обязывающее устранить нарушения, и/или предупреждение о недопустимости нарушений, и/или штраф

40

Прохождение в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке внешней(их) проверки(ок) при применении в указанный период к участнику закупки 4 мер дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и/или уполномоченного федерального органа по контролю и надзору) из числа следующих: предписание, обязывающее устранить нарушения, и/или предупреждение о недопустимости нарушений, и/или штраф

20

Прохождение в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке внешней(их) проверки(ок) при применении в указанный период к участнику закупки 5 мер дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и/или уполномоченного федерального органа по контролю и надзору) из числа следующих: предписание, обязывающее устранить нарушения, и/или предупреждение о недопустимости нарушений, и/или штраф

10

Непрохождение внешней проверки в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке,

и/или

применение к участнику закупки более 5 мер дисциплинарного и иного воздействия (со стороны СРО и/или уполномоченного федерального органа по контролю и надзору) из числа следующих: предписание, обязывающее устранить нарушения, и/или предупреждение о недопустимости нарушений, и/или штраф,

и/или

применение (в том числе – однократное) к участнику закупки следующих мер дисциплинарного и иного воздействия: приостановление членства в СРО аудиторов и/или исключение из членов СРО аудиторов

0

В соответствии с пунктом 6 Приложения № 2 к Информационной карте при оценке и сопоставлении предложений коллективного участника закупки по критерию «Квалификация участника закупки» сведения об обеспеченности материально-техническими ресурсами и/или обеспеченности кадровыми ресурсами и/или обеспеченности финансовыми ресурсами и/или наличии опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема и/или репутации участника закупки и/или наличии статуса производителя или официального представителя производителя, предоставляемые лицами, выступающими на стороне одного участника процедуры закупки, в рамках данных подкритериев суммируются.

Изучив материалы заявки победителя, Комиссия установила, что победитель является коллективным участником на основании договора коллективного участия в закупке аудиторских услуг от 22.04.2024 б/н в составе ООО Аудиторская фирма «Эдвейз» и ООО «АФК-Аудит».

По оспариваемому подкритерию победителем в составе заявки представлены:

- справка от 22.04.2024 № 143445-СЮС1/24, выданная Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциации «Содружество» (далее — СРО), согласно которой ООО Аудиторская фирма «Эдвейз» является членом СРО с 07.04.2010 по настоящее время; сведения о мерах дисциплинарного воздействия со стороны СРО за период 3 лет отсутствуют;

- выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций от 22.04.2024 № 143433-ЮС/24, выданная СРО, согласно которой ООО Аудиторская фирма «Эдвейз» проходило внешнюю проверку качества работы со стороны СРО в 2022 году, со стороны уполномоченного федерального органа по контролю и надзору — в 2021 и 2023 годах;

- справка от 22.04.2024 № 143611-СЮС1/24, выданная СРО, согласно которой ООО «АФК-Аудит» является членом СРО с 19.12.2016 по настоящее время; сведения о мерах дисциплинарного воздействия со стороны СРО за период 3 лет отсутствуют;

- выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций от 22.04.2024 № 143609-ЮС/24, выданная СРО, согласно которой ООО «АФК-Аудит» проходило внешнюю проверку качества работы со стороны СРО дважды в 2021 году, со стороны уполномоченного федерального органа по контролю и надзору — в 2022 году.

Как пояснил Заказчик, при проверке сведений на официальном сайте Казначейства России (https://roskazna.gov.ru/), им было также установлено, что:

- к ООО Аудиторская фирма «Эдвейз» применены 2 меры дисциплинарного воздействия: предписание о приостановлении членства в СРО и предупреждение;

- к ООО «АФК-Аудит» применена 1 мера дисциплинарного воздействия: предупреждение.

Таким образом, в настоящем случае к победителю применена следующая мера дисциплинарного и иного воздействия: приостановление членства в СРО аудиторов.

Комиссия отмечает, что поскольку участником подана коллективная заявка, то при наличии хотя бы у одного из членов коллективного участника обстоятельств, за наличие которых участнику ставится 0 баллов, Организатор закупки был обязан в соответствии с требованиями документации поставить 0 баллов по указанному критерию всей заявке коллективного участника, поскольку согласно установленному документацией порядку оценки суммируются предоставленные участником сведения, а не баллы, полученные каждым лицом, входящим в состав группы лиц.

Пунктом 12.9.1 Положения установлено, что в рамках оценки и сопоставления заявок (оценочной стадии) закупочная комиссия осуществляет выявление среди участников закупки, прошедших отборочную стадию, победителя закупки на основании установленных в извещении, документации о закупке критериев и порядка оценки заявок.

Согласно пункту 4.16.2 документации оценка и сопоставление заявок осуществляются в соответствии с критериями оценки (включая подкритерии оценки, а также содержание и значимость (весомость) каждого критерия / подкритерия оценки) и в порядке, установленными приложением № 2 к информационной карте. Применение иного порядка и/или критериев оценки, кроме предусмотренных в документации о закупке, не допускается.

Комиссия отмечает, что при участии в Закупке группы лиц, выступающих на стороне одного участника Закупки, применяется общий подход к порядку оценки коллективной заявки, заключающийся в том, что показатели, заявленные всеми членами коллективного участника, суммируются (т.е. рассматриваются в совокупности).

Согласно позиции, изложенной в пункте 14 Обзора судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018, если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику. Обратное не отвечает цели коллективного участия в закупке несколькими лицами в составе группы лиц и ставит эту группу лиц в неравное положение с отдельным участком закупки, показатели опыта работ которого суммируются.

Также Комиссия принимает во внимание, что заявка победителя по иным подкритериям, например, «Обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору», была оценена Организатором закупки путем суммирования сведений, представленных участником, а не баллов, что свидетельствует о непоследовательном подходе Организатора закупки к оценке коллективных заявок, несмотря на единые требования, установленные к оценке заявок по критерию «Квалификация участника закупки».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащей оценке Организатором закупки заявки победителя и наличии в действиях Организатора закупки нарушения статьи 6 Закона о контрактной системе, пункта 6 Приложения № 2 к Информационной карте, пункта 4.16.2 документации.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о необходимости в выдаче Организатору закупки обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Интерком-Аудит» (ИНН: 7729744770; ОГРН: 1137746561787) на действия ПАО «ОАК» (ИНН: 7708619320; ОГРН: 1067759884598) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Организатора закупки нарушения статьи 6 Закона о контрактной системе, пункта 6 Приложения № 2 к Информационной карте, пункта 4.16.2 документации.

3. Выдать Организатору закупки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны