Решение б/н решение от 1 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4885/2021о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

29.03.2021                                                                                                                         г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Клининг Групп» (далее также — Заявитель) на действия ПАО «Транснефть»(далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по уборке нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Москва, Севастопольский проспект, д. 47А, и прилегающей к зданию территории (реестровый № 32110023117, далее — Конкурс, Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

            В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика  при проведении Запроса, мотивированная несогласием с оценкой заявок установленной в Закупочной документацией.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с Пунктом No 2.1 документа «Порядок оценки заявок на участие в закупке ТРУ» Документации к Извещению установлены критерии для оценки опыта и квалификации Участника. Количество баллов по данному критерию определяется по формуле:D1 =(О1 х0,24+О2 х0,24+О3 х0,24+О4 х0,24+О5 х0,04)/10,где:D1 –количество баллов по критерию «Опыт выполнения работ (услуг)»;

О1 – вес Показателя O (1) – Стаж выполнения работ (услуг) в ТЭК;

О2 – вес Показателя O (2) – Опыт выполнения работ (услуг);

О3 – вес Показателя O (3) – Опыт выполнения работ (услуг) по договорам с ПАО «Транснефть» и организациями системы «Транснефть»;

O4 – вес Показателя O (4) – Объем выполнения работ (услуг) с начальной ценой договора не менее 10% от НМЦ;

О5 – вес Показателя O (5) – Объем выполнения работ (услуг) по договорам с организациями, не являющимися взаимозависимыми с ПАО «Транснефть» и ОСТ.

Заявитель полагает, что  что оценка стажа выполнения работ (услуг) в ТЭК (О (1) является излишней и не обоснованной. Поскольку в рамках данной процедуры, уборка должна проводится в офисных помещениях Заказчика, а не на специализированных объектах ТЭК.

Также Заявитель в жалобе указывает, что оценка по Показателю О (3), в котором требуется предоставить Опыт выполнения работ (услуг) по договорам именно с ПАО «Транснефть» и организациями системы «Транснефть», является избыточным требованием, поскольку отсутствие опыта оказания услуг в ПАО «Транснефть» и организациях системы «Транснефть» не может характеризовать компанию с отрицательной стороны и ограничивает конкуренцию на этапе оценки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и представил письменные возражения в которых указал следующее.

В составе документации о Закупке размещен файл «Порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке работ, услуг, в том числе по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам объектов ПАО «Транснефть» и организаций системы «Транснефть»» (далее – Порядок оценки), содержащий исчерпывающие сведения о порядке и основаниях оценки заявок участников Закупки.

В приложении к Порядку оценки приведены как сами листы оценки со всеми формулами и значениями постоянных величин, так и соответствующий источник информации (переменной величины) для оценки. Кроме того, установлена жесткая шкала соотношения сведений, представленных участником закупки в составе заявки, с количеством присваиваемых баллов.

Опубликованный Порядок оценки составлен таким образом, что любой участник Закупки способен самостоятельно рассчитать количество баллов, которое будет присвоено его заявке, исходя из документов и сведений, представляемых в составе заявки такого участника. Соответственно, исключена возможность конкурсной комиссии субъективно трактовать причины оценки заявки участника закупки.

Порядком оценки предусмотрено, что оценка заявок участников осуществляется по двум критериям, имеющим равные удельные веса (50 % или 50 баллов):

- оценка коммерческой части заявки (далее также – КЧ);

- оценка квалификационно-технической части заявки (далее также – КТЧ).

Указанные критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке являются измеряемыми и применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение по исполнению договора, в том числе, исходя из опыта, имеющегося у участника Закупки, и никоим образом не может ограничить участников Закупки в их праве подать заявку на участие в такой Закупке и предложить условия исполнения договора, более выгодные, чем у других участников закупки.

оценка квалификационно-технической части заявок на участие в Закупке осуществляется по 7 (семи) факторам:

2.1. «Опыт выполнения работ (услуг)» - удельный вес в оценке КТЧ – 0,30;

2.2. «Привлекаемая Участником техника» - удельный вес в оценке КТЧ – 0,15;

2.3. «Персонал Участника закупки» - удельный вес в оценке КТЧ – 0,15;

2.4. «Финансовое состояние за последний отчетный период (год) и за 2 предшествующих ему календарных года» - удельный вес в оценке КТЧ – 0,15;

2.5. «Сертификация системы менеджмента качества Участника закупки» - 0,15;

2.6. «Объем выполнения работ собственными силами по предмету закупки и отношение к субъектам МСП» - удельный вес в оценке КТЧ – 0,10.

2.7. «Надежность и репутация участников закупки», «Коэффициент надежности Участников закупки».

В свою очередь, оценка фактора «Опыт выполнения работ (услуг)» складывается из оценок по 5 (пяти) подфакторам:

1. Стаж выполнения работ (услуг) в ТЭК - весовой коэффициент в рамках фактора – 0,24 (3,5 балла от КТЧ);

2. Опыт выполнения работ (услуг), соответствующих работам и/или услугам, указанным в Документации о закупке, в текущем году и за 3 предшествующих ему календарных года - весовой коэффициент в рамках фактора – 0,24 (3,5 балла от КТЧ);

3. Опыт выполнения работ (услуг), соответствующих работам и/или услугам, указанным в Документации о закупке, по договорам с ПАО «Транснефть» и организациями системы «Транснефть», в текущем году и за 3 предшествующих ему календарных года – весовой коэффициент в рамках фактора – 0,24 (3,5 балла от КТЧ);

4. Объем выполнения работ (услуг), соответствующих работам и/или услугам, указанным в Документации о закупке, в текущем году и за 3 предшествующих ему календарных года – весовой коэффициент в рамках фактора – 0,24 (3,5 балла от КТЧ);

5. Опыт выполнения работ (услуг), поставки товаров по договорам с организациями, не являющимися взаимозависимыми с ПАО «Транснефть» и ОСТ, за последние 3 календарных года и текущий год - весовой коэффициент в рамках фактора – 0,04 (0,5 балла от КТЧ).

Извещением об осуществлении Закупки предусмотрено проведение процедуры сопоставления дополнительных ценовых предложений. Для этого случая оценка ценовых предложений участников закупки осуществляется в соответствии с листом оценки № 1 «Оценка ценовых предложений участников закупки после проведения процедуры сопоставления дополнительных ценовых предложений», предусматривающего применение коэффициента R.

Заказчик отметил, что совокупный максимально возможный балл, который может быть получен участником Закупки по двум оспариваемым подфакторам – 7 баллов из 50 максимально возможных для КТЧ.

Также Заказчик указал, что даже полное отсутствие у участника закупки, предложившего лучшую цену договора, опыта по оспариваемым подфакторам, позволяет такому участнику одержать победу в Закупке над любыми иными участниками, в том числе, над получившими максимально возможные баллы КТЧ.

Подфактор «Стаж выполнения работ в ТЭК» является лишь одним из пяти предусмотренных подфакторов фактора «Опыт выполнения работ (услуг)», четыре из которых имеют одинаковый весовой коэффициент. При этом оценка квалификационно-технической части производится помимо фактора «Опыт выполнения работ (услуг)» еще по шести оцениваемым факторам.

При применении подфактора «Стаж выполнения работ в ТЭК» необходимо учитывать следующие имеющие существенное значение моменты:

- исходя из сведений, указанных в Листе оценки № 2.1, для оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке учитывается имеющийся у участника Закупки общий стаж выполнения работ (в годах) для предприятий ТЭК;

- процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение по исполнению договора, в том числе, исходя из опыта, имеющегося у участника Закупки, и никаким образом не может ограничить участников Закупки в их праве подать заявку на участие в такой Закупке и предложить условия исполнения договора, более выгодные, чем у других участников закупки;

- цели и задачи Закона о закупках направлены, в числе прочего, на эффективное использование денежных средств, поэтому не вызывает сомнения, что, при прочих равных условиях, выбор победителем закупки лица, обладающего большими опытом и ресурсами для исполнения договора, является более предпочтительным для целей удовлетворения потребностей заказчика в работах, услугах;

- топливно-энергетический комплекс представляет собой совокупность наиболее значимых отраслей экономики РФ, в которые вовлечено значительное количество участников рынка. Установление в качестве одного из оцениваемых подфакторов такого показателя как «Стаж выполнения работ в ТЭК» продиктован схожими требованиями, стандартами и задачами предприятий ТЭК, имеющими свою специфику, что, в свою очередь, позволяет заказчикам получить дополнительные гарантии надлежащего исполнения контрагентом его обязательств.

Подфактор «Опыт выполнения работ по договорам с ПАО «Транснефть» и ОСТ» также является лишь одним из пяти предусмотренных подфакторов фактора «Опыт выполнения работ (услуг)», является измеряемым и не создает необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам, которые имеют аналогичный опыт по договорам с иными организациями.

Комиссия оценив представленные доводы жалобы и возражения отмечает следующее.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в числе прочего, следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Указанные принципы предусматривают, по сути, необходимость установления единых требований ко всем участникам одной закупки и предполагают недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Верховным судом РФ неоднократно разъяснялось, что «заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности» (например, определения ВС РФ от 31.07.2017 No 305-КГ17-2243 по делу No А40-3315/2016, от 20.07.2017 No 305-КГ17-3423 V А40-60408/2016).

При этом, как указывает Верховный суд РФ в определении от 31.07.2017 No 305- КГ17-2243 по делу No А40-3315/2016, «включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок. Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки

Вместе с тем Комиссия отмечает, что установленный критерий носит оценочный характер и не является критерием допуска к закупочной процедуры.

Также необходимо отметить, что данные критерии не сформированы таким образом, что обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту и формирование условий закупки не могут быть признаны не соответствующими целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.

Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение по исполнению договора, в том числе, исходя из опыта, имеющегося у участника Закупки, и никаким образом не может ограничить участников Закупки в их праве подать заявку на участие в такой Закупке и предложить условия исполнения договора, более выгодные, чем у других участников закупки.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что Заявителем не представлено доказательств невозможности участия в Закупке.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия признает жалобу необоснованной.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Клининг Групп» (ИНН: 7731483571) на действия ПАО «Транснефть»  (ИНН: 7706061801) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения наложенные письмом Московского УФАС России от 24.03.2021 №ЕО/15997/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны