Решение №38933/22 б/а от 26 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10632/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.07.2022                                                                                                г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

"....."

членов Комиссии:

"....."

"....."

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Актив Проект», Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства,

рассмотрев жалобу ООО «Актив Проект» (далее также - Заявитель) на действия Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по выполнению обследования технического состояния здания жилого МКД, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 2 микрорайон, 15 (реестровый № 32211509273, далее - Закупка) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки мотивированная несогласием с положениями конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в том, что в документации не установлено требование о предоставлении участниками закупки выписки из саморегулируемой организации в области инженерных изысканий с правом выполнения работ по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).

Кроме того, Заявитель не согласен с установленным критерием оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе», а именно с критерием «Квалификация участника», поскольку установленные критерии аналогичности опыта неправомерно сужают область опыта участника, принимаемого к оценке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г.223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В Документации должны быть указаны требования, в том числе к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках).

Пунктами 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Комиссией установлено, что 29.06.2022 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) и на Электронной площадке (https://msp.roseltorg.ru) (далее — ЭП) разместил извещение № 32211509273 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по выполнению обследования технического состояния здания жилого МКД, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 2 микрорайон, 15.

Начальная (максимальная) цена договора: 2 841 866 рублей 66 копеек (Два миллиона восемьсот сорок одна тысяча восемьсот шестьдесят шесть рублей 66 копеек), в том числе НДС.

Дата и время начала/окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме: с момента публикации в ЕИС и на ЭП и до 12:00 (время московское) 11.07.2022.

Предмет договора: Выполнение обследования технического состояния здания жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 2 микрорайон, 15.

Относительно первого довода жалобы в части отсутствия в документации требования к участникам о наличии членства СРО, представитель Заказчика пояснил, что им поручено закупить работы на выполнение обследования технического состояния здания жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 2 микрорайон, 15, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Как отметил Заказчик, Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э. Файзуллиным (далее также - Министр ЖКХ) 4 февраля 2022 г. поручено первому заместителю Министра ЖКХ А.Н. Ломакину и генеральному директору Заказчика К.Г. Цицину изучить материалы по проведенным обследованиям технического состояния получившего повреждения в результате взрыва газовоздушной смеси, признанного аварийным и частично расселенного многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 2 микрорайон, д. 15.

По результатам рассмотрения документов и докладной записки первого заместителя Министра ЖКХ А.Н. Ломакина указано, что информация, содержащаяся в технических заключениях недостаточна для принятия решений по восстановлению эксплуатационной пригодности здания, необходимо проведение более детального обследования и формирование вариантов реконструкции здания, Министр ЖКХ согласился с изложенной позицией и поручил генеральному директору Заказчика К.Г. Цицину найти решение вопроса о восстановлении эксплуатационной пригодности указанного многоквартирного дома.

Заказчик отметил, что, действуя в рамках поручения Министра ЖКХ и в пределах компетенции Заказчика, установленной Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Федеральным законом от 30.12.2021 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Заказчиком было принято решение о проведении конкурентной закупки на выполнение работ по обследованию технического состояния здания жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 2 микрорайон, 15.

Кроме того, Заказчик подчеркнул, что в рамках работ, являющихся предметом закупки, не является застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поэтому не вправе выдвигать требование о наличии членства в саморегулируемой организации у участников конкурса в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Комиссия заслушав позицию Заявителя и Заказчика, проанализировав представленные материалы и сведения, приходит к следующим выводам.

Комиссия отмечает, пунктом 6 Технического задания установлено содержание работ, выполняемых Исполнителем:

1. Подготовительные работы:

- ознакомление с объектом обследования, его объемно-планировочными и конструктивными решениями, обмерными чертежами, переданными Заказчиком;

- подбор и анализ проектно-технической документации;

- составление программы работ по техническому обследованию.

2. Предварительное (визуальное) обследование:

- сплошное визуальное обследование строительных конструкций здания и выявление дефектов и повреждений по внешним признакам с необходимыми замерами и фиксацией;

- описание, фотофиксация дефектных участков;

- результаты проверки наличия характерных деформаций объекта и отдельных несущих строительных конструкций и элементов инженерно-технического обеспечения здания (прогибы, крены, выгибы, перекосы, разломы и т.п.);

- установление аварийных участков (при наличии);

- уточнение конструктивной схемы объекта;

- уточнение схем разводки инженерных сетей;

- предварительная оценка эксплуатационной пригодности объекта и его элементов, определяемая по степени повреждений и характерным причинам дефектов;

- составление дефектной ведомости.

3.Детальное (инструментальное) обследование:

- замер основных геометрических параметров несущих и ограждающих конструкций в объеме, необходимом для проведения обследования;

- проверка пролетов и шага несущих конструкций;

- натурное освидетельствование основных несущих конструкций и конструктивных решений узлов;

- определение вида коррозии, зоны ее распространения и степени поражения в несущих конструкциях здания;

- определение фактической прочности бетона несущих строительных конструкций методом неразрушающего контроля в соответствии с ГОСТ 22690-2015;

- анализ причин появления дефектов и повреждений;

- вскрытие узлов и элементов конструкций в местах, согласованных с Заказчиком;

- проходка шурфов (при необходимости) с отбором грунтов для определения физико-механических характеристик грунтов, являющихся основанием существующих фундаментов, с последующим восстановлением шурфов;

- построение расчетных схем конструкций, действующих нагрузок и выполнение поверочных расчётов с использованием систем САПР;

- оценка технического состояния строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания;

- анализ и определение степени опасности дефектов и повреждений строительных конструкций с учетом результатов обследования и поверочных расчетов. Категория технического состояния здания и его конструкций принимается в соответствии с ГОСТ 31937-2011;

- анализ и оценка технического состояния строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения с учетом материалов, полученных при проведении обследования.

4. Разработка задания на проектирование восстановления нормативного технического состояния здания:

- формирование перечня работ по капитальному ремонту и/или реконструкции здания в объеме, достаточном для приведения здания в нормативное состояние и обеспечения безопасной эксплуатации здания в течении не менее 50 лет;

- формирование задания на проектирование в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 1 марта 2018 года № 125/пр;

5. Составление итогового документа (Технического заключения), включающего в себя:

а) пояснительную записку;

б) выводы и рекомендации по дальнейшей эксплуатации обследуемого здания;

в) фотографии здания;

г) описание общего состояния здания по визуальному обследованию;

д) описание конструкций, их характеристик и состояния;

е) чертежи конструкций здания с деталями и обмерами;

ж) дефектная ведомость;

з) схемы объекта с указанием мест проводившихся измерений и вскрытий конструкций;

и) результаты измерений и оценка показателей, используемых в поверочных расчетах;

к) расчеты действующих нагрузок и поверочные расчеты несущей способности конструкций;

л) обмерные планы и разрезы здания, планы и разрезы шурфов, скважин, чертежи вскрытий;

м) фотографии повреждений фасадов и конструкций;

н) схемы, фотографии и дефектные ведомости для инженерных систем, электрических сетей и средств связи;

о) схемы мест ввода и вводимые мощности холодной и горячей воды, отопления, газа, электроэнергии;

п) схема места вывода и мощность канализационной системы;

р) расчеты количественных оценок физического и морального износа инженерных систем;

с) ведомость отклонений от проекта и нормативных требований для инженерных систем, электрических сетей и средств связи;

т) перечень мероприятий по восстановлению, усилению или ремонту конструкций, систем инженерно-технического обеспечения;

у) задание на проектирование мероприятий по восстановлению, усилению или ремонту конструкций, систем инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 7 Технического задания установлен перечень нормативно-правовых актов, используемых при выполнении работ:

  1. Градостроительной Кодекс РФ;

  2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

  3. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

  4. ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.

  5. ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля.

6. Иные нормативно-правовые акты РФ.

Согласно Техническому заданию порядок обследования должен соответствовать ГОСТ 31937-2011.

Согласно пункту 3.3 «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» комплексное обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования.

Пунктом 3.4 ГОСТ 31937-2011 определено, что обследование технического состояния здания (сооружения): комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

Пунктом 5.1.3 ГОСТ-31937-2011 предусмотрено, что при обследовании технического состояния зданий и сооружений объектами исследования являются:

- грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки;

- стены, колонны, столбы;

- перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.);

- балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы;

- связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

С учетом изложенного, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, могут выполняться только членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

Кроме того, в Техническом задании Заказчиком в перечне нормативных правовых актов, используемых при выполнении работ, указан также Градостроительной Кодекс РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 6 статьи 55.8 ГрК РФ, член саморегулируемой организации, не уплативший дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Комиссия считает необходимым отметить, что согласно Письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 38887 - ЛС/02 от 20.09.2018, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, выполняемых по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, могут выполняться только членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

Вместе с тем, согласно пункту 2 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций входят в перечень видов инженерных изысканий.

При этом Заказчик действуя во исполнение поручения Министра ЖКХ, не учел соответствующую позицию, изложенную в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.03.2018 № 11077-АЕ/02, от 20.09.2018 № 38887-ЛС/02, в которых обследование строительных конструкций зданий и сооружений признано специальным видом работ инженерных изысканий и требует от исполнителя обязательного членства в соответствующем СРО.

Комиссия при анализе Технического задания пришла к выводу о том, что предусмотренные техническим заданием работы относятся к видам работ инженерных изысканий, следовательно, Заказчик не правомерно не установил требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

При отсутствии в документации требования о предоставлении участникам закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, а также требования о наличии у участника закупки права выполнять работы по договору подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров, то победителем закупки может быть признано лицо, не имеющее право выполнять соответствующие работы и не обладающего необходимыми познаниями и навыками, что может повлечь необратимые последствия в виде несоблюдения норм безопасности при выполнении названных работ.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что для выполнения работ, являющихся предметом данной Закупки, участник должен обладать членством в СРО в области инженерных изысканий с правом выполнения работ по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы, а в действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно второму доводу жалобы, Заявитель указывает, что в пункте 2 таблицы Приложения №8 «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе», Заказчиком установлен критерий «Квалификация участника»:

2.1. Наличие у участника закупки опыта обследования технического состояния зданий и сооружений, получивших повреждения и/или имеющих возможность получить повреждения от взрывных воздействий.

2.2. Наличие у участника закупки опыта проектирования восстановления эксплуатационной пригодности (капитальных ремонтов, реконструкций) зданий и сооружений, получивших повреждения и/или имеющих возможность получить повреждения от взрывных воздействий.

2.3. Наличие у участника закупки опыта разработки за период с 2018 года и до даты размещения в ЕИС извещения о закупке проектов сводов правил, стандартов, содержащие требования к обследованию технического состояния зданий и сооружений, в том числе многоквартирных домов, их безопасной эксплуатации, проектированию капитальных ремонтов и реконструкций.

Вес критерия — 60%.

Согласно позиции Заявителя, требования Заказчика в пп. 2.1., 2.2., 2.3 пункта 2 таблицы Приложения №8 «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе» о предоставлении в качестве подтверждения опыта договоров/контрактов на проектирование восстановления эксплуатационной пригодности (капитальных ремонтов, реконструкций) зданий и сооружений, на обследование только тех зданий и сооружений, которые получили повреждения и/или имеющие возможность получить повреждения от взрывных воздействий, а также на разработку проектов сводов правил, стандартов, содержащих требования к обследованию технического состояния зданий и сооружений, являются необоснованными.

Заявитель считает, что сужение опыта участника до наличия опыта на обследование только тех зданий и сооружений, которые получили повреждения нормативно не обосновано.

Кроме того, установленные Заказчиком показатели критерия 2.2 не способствуют выбору наилучшего предложения и не являются гарантией достижения целей настоящей закупки, поскольку победителем закупочной процедуры может быть признано лицо, не имеющее опыта работ по проведению обследования зданий и сооружений (или имеющее минимальный опыт таких работ), но имеющее опыт работ по проектированию восстановления эксплуатационной пригодности зданий и сооружений и разработке проектов и сводов правил, однако, выполнение указанных работ проектом договора и техническим заданием не предусмотрено.

Согласно позиции Заказчика следует, что обследование технического состояния здания не является единственной целью закупки. Его техническое состояние в укрупненных показателях известно, визуальные обследования уже проводились. Окончательной целью закупки является формирование задания на проектирование работ по восстановлению эксплуатационной пригодности здания, которое получило повреждения в результате взрыва бытовой газовоздушной смеси, в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 1 марта 2018 года № 125/пр, включая формирование перечня мероприятий по восстановлению, усилению или ремонту конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, что предусмотрено техническим заданием. Заказчик полагает, что наличие опыта обследований таких объектов, обнаружения возможных скрытых дефектов, возникающих в результате именно взрывных воздействий является приоритетом при выборе исполнителя.

По мнению Заказчика, опыт участника закупки по проектированию восстановления эксплуатационной пригодности (капитальных ремонтов, реконструкций) также является необходимым при выполнении работ по формированию перечня мероприятий по восстановлению, усилению или ремонту конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, что предусмотрено техническим заданием. Также согласно пояснениям Заказчика следует, что особое значение это приобретает в свете того, что здание возведено по типовому проекту, соответственно опыт проектирования работ с такими объектами может свидетельствовать о понимании исполнителем конструктивных и расчетных схем здания, способах соединения и монтажа типовых железобетонных изделий, схемах армирования и расположения закладных деталей.

Как пояснил Заказчик, опыт участника закупки по разработке нормативно-технической и методической документации подтверждает возможность исполнителя осуществлять научное сопровождение при формировании перечня мероприятий по восстановлению, усилению или ремонту конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, а также свидетельствует о наличии у исполнителя высококвалифицированных кадров.

Заслушав позицию сторон, изучив представленные материалы и сведения Комиссия приходит к следующим выводам.

Относительно подкритерия 2.1 Комиссия отмечает, что согласно пункту 4.4. ГОСТ 31937-2011, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также:

- по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений;

- при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения);

- по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения);

- по инициативе собственника объекта;

- при изменении технологического назначения здания (сооружения);

- по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Комиссия отмечает, что Заказчик не доказал обоснованность включения в документацию требования, о предоставлении договоров/контрактов, подтверждающих опыт выполнения работ по обследованию только тех зданий и сооружений, которые получили повреждения и/или имеющие возможность получить повреждения от взрывных воздействий.

Таким образом, в материалы дела Заказчиком не представлено доказательств правомерности сужения учитываемого при оценке опыта участника. При этом отсутствует нормативная сегрегация между опытом участника по обследованию зданий и сооружений и опытом по обследованию поврежденных зданий и сооружений.

Относительно второго подкритерия 2.2, Комиссия отмечает, что предметом закупки не является выполнение работ по проектированию восстановления эксплуатационной пригодности зданий и сооружений и разработка проектов сводов правил и стандартов.

Согласно положениям ГОСТ 31937-2011, под обследованием технического состояния здания (сооружения) понимается комплекс мероприятий по определению и оценке характеристик объекта обследования, определяющих его работоспособность и возможность дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления, усиления, ремонта.

В силу пункта 2 статьи 48 ГрК РФ под проектной документацией понимается документация, содержащая материалы в текстовой и графической формах и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Таким образом, проведение обследования здания (сооружения) и подготовка проектной документации относятся к разным видам работ. Каждый из указанных видов работ требует соответствующей квалификации и технического обеспечения. Кроме того, указанные работы имеют различные цели и результаты их выполнения.

Законом о закупках предоставлено право Заказчику на формировании закупочной документации в соответствии со своей потребностью, однако, указанное право не является безусловным, а при формировании, в том числе порядка оценки и сопоставления заявок, Заказчик обязан учитывать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018) принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем же случае, при формировании порядка оценки заявок по показателю 2.1 Заказчиком отдан приоритет лицам, обладающим опытом по обследованию только тех зданий и сооружений, которые получили повреждения или могут их получить перед лицами, обладающими опытом по обследованию зданий и сооружений в отсутствие на то нормативного обоснования.

В свою очередь, показатель 2.2 не соотносится с предметом Закупки, что также свидетельствует о несоблюдении Заказчиком упомянутых принципов, поскольку Заказчик принимает к оценке опыт нерелевантных работ, которые не будут выполняться в рамках договора, заключаемого по результатам Закупки.

Таким образом, Комиссия отмечает, что квалификация участника закупки и порядок оценки по показателям 2.1, 2.2 являются необъективными и ненадлежащими, не имеют взаимосвязи с выполнением работ по предмету договора в рамках Закупки, а также не позволяют выявить квалификацию участников Закупки и не соответствуют принципам, закрепленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Относительно подкритерия 2.3 Комиссия отмечает, что наличие у участника закупки опыта выполнения работ по разработке проектов сводов правил и стандартов, с учетом отсутствия опыта по обследованию, не гарантирует надлежащее исполнение договора и не свидетельствует о должном опыте.

С учетом вышеизложенного, Комиссия считает необходимым отметить, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права может осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

На основании фактических материалов дела, а также учитывая, что Заказчик не доказал обоснованность включения подкритериев 2.1, 2.2, 2.3, Комиссия приходит к выводу о том, что в конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по критерию «Квалификация Участника закупки». Установление оспариваемых требований являются избыточными, влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного 16.05.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В свою очередь, обоснованность ограничения конкуренции посредством установления спорных требований в документации должна быть доказана со стороны Заказчика, как равно и невозможность проведения закупки без предъявления соответствующих требований непосредственно к участнику закупки.

Комиссия подчеркивает, что действующим законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.

В настоящем случае каких-либо доказательств наличия у Заказчика объективной необходимости в установлении таких требований последним не представлено.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также требованиям пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Актив Проект» (ОГРН: 1073702043172, ИНН: 3702541990) на действия Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН: 1077799028251, ИНН: 7736243140) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны