Решение №53048/23 б/а от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16895/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.12.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«..»,

членов Комиссии:

«..»,

«..»,

«..»,

рассмотрев жалобу ООО «УКБВ» (далее - Заявитель) на действия АО «Атомспецтранс» (далее - Заказчик) при проведении закрытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по теме: «Разработка и внедрение современных технических решений в области специальных перевозок отработавшего ядерного топлива. Этап 2023-2025 годов» для нужд АО «Атомспецтранс» (реестровый № 231844800206, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от «..».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком порядка заключения договора.

По мнению Заявителя, срок заключения договора с участником, занявшим первое место, истек 12.10.2023 года, при этом победитель Закупки не подписал договор.

В свою очередь, участник, занявший второе место, (Заявитель) не получил предложение о заключении договора.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 31.01.2023 № 174), с учетом приказов генерального директора Госкорпорации «Росатом» от 27.02.2019 № 1/191-П (в редакции приказа Госкорпорации «Росатом» от 29.03.2023 №1/524-П) (далее — Единое положение), Законом о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 17.08.2023 Заказчик разместил на электронной торговой площадке ЭТП «АСТ ГОЗ» (www.astgoz.ru), информацию о проведении закупки (закупочная документация) путем закрытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без предварительного квалификационного отбора на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по теме: «Разработка и внедрение современных технических решений в области специальных перевозок отработавшего ядерного топлива. Этап 2023-2025 годов» для нужд АО «Атомспецтранс» (реестровый № 231844800206).

По результатам рассмотрения заявок на участие в Закупке в соответствии с протоколом № 2/231844800206 закупочная комиссия организатора закупки приняла решение признать заявки ООО «УКБВ» и АО «ЦКБМ» соответствующими требованиям извещения о проведении закупки и признала победителем заявку АО «ЦКБМ».

Протокол № 2/231844800206 заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки был опубликован Организатором закупки 21.09.2023 на сайте Оператора ЭТП.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что 11.10.2023 года передал с использованием посредством Оператора ЭТП договор на подписание усиленной квалифицированной электронной подписью коллективному участнику закупки в лице АО «ЦКБМ».

Однако участник победителя Закупки, который в соответствии условиями Соглашения о коллективном участии в закупке уполномочен на подписание от имени коллективного участника договора, в связи с отсутствием аккредитации на сайте Оператора ЭТП не смог заключить договор с использованием программно-аппаратных средств ЭТП «АСТ ГОЗ».

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что был вынужден обратиться в Департамент методологии и организации закупок Госкорпорации «Росатом» с просьбой разъяснить порядок действий Заказчика в сложившейся ситуации.

В свою очередь, Комиссия считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Единого положения, заключение договора по итогам закупки осуществляется в сроки и в порядке, предусмотренные действующим законодательством, Стандартом, распорядительными документами генерального директора Корпорации (п. к) ч. 1 ст. 3.2) и закупочной документацией:

а) при проведении конкурентных закупок: договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после размещения на официальном сайте протокола подведения итогов конкурентной закупки (для заказчиков второй группы - не ранее 5 дней и не позднее 20 дней после размещения на официальном сайте протокола подведения итогов или иного указанного в извещении и закупочной документации срока);

б) при проведении неконкурентных закупок: договор заключается не ранее 3 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте аналитической записки/справки-обоснования о проведении закупки, за исключением случаев закупки финансовых услуг по привлечению внутригруппового финансирования, закупок расчетно-кассового обслуживания, услуг по принятию сертификатов облигаций на хранение, закупок на заключение договоров банковского счета, на получение банковских гарантий, заемных средств в соответствии с ч. 1 ст. 7.6, а также закупок, осуществляемых в соответствии с п. з) ч. 3 ст. 4.2.2 или ч. 1.1 ст. 3.4, закупок, информация об осуществлении которых не размещается в соответствии с ч. 4 ст. 6.2.1. Заключение договора в таких случаях допускается в день размещения извещения о проведении закупки. В случае, если Стандартом предусмотрена возможность неразмещения извещения, договор заключается в сроки, определенные заказчиком.

При этом пунктом 21 Извещения о проведении закупки установлен срок заключения договора: в течение 20 (двадцати) дней, но не ранее чем через 10 (десять) дней после размещения на ЭТП протокола подведения итогов закупки.

Таким образом, Заказчик должен был заключить договор не позднее 20 дней с даты размещения протокола об подведении итогов закупки, а именно, не позднее 11.10.2023 года.

Также пунктом 5 статьи 9.1 Единого положения установлено, что в случае уклонения победителя закупки от подписания договора либо отстранения победителя организатор закупки или заказчик выполняет одно из действий:

а) проводит повторную закупку;

б) отказывается от заключения договора;

в) выносит вопрос о заключении договора с другим участником, занявшим следующее место, на решение руководителя организации атомной отрасли или РО (в рамках установленных полномочий).

То есть, Комиссия считает необходимым отметить, что в силу буквального толкования данного пункта Организатор закупки или Заказчик должны выполнить одно из перечисленных действий.

Между тем, Заказчик не выполнил ни одного из указанных пунктом 5 статьи 9.1 Единого положения действий.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования, предусмотренные пунктом 5 статьи 9.1 Единого положения.

В свою очередь, Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу ООО «УКБВ» «..» на действия АО «Атомспецтранс» «..» при проведении закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны