Решение б/н ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» и ООО «Аквадом» от 6 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)»

 ул. Земляной Вал, д. 73, Москва, 109004,

 

ООО «Аквадом»

ул. Летчика Бабушкина, д. 41 кв. 14 г. Москва, 129345

 

 ЗАО «Сбербанк-АСТ»

Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9, Москва, 119435

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/01/00-184/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

  

28.03.2019    

   г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «Аквадом» (далее – общество, заявитель) на действия ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» (далее - заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту здания ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» по адресу: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 14, с. 9, реестровый номер закупки 31907607257,  в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении указанной закупки.

Жалоба рассмотрена по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Законом о закупках ч. 10 ст. 3 предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок а также иным заинтересованным лицам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований названного закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В свою очередь, Законом о закупках определены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования названного закона. К таковым относятся принципы: информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Жалоба заявителя мотивирована утверждением заказчиком закупочной документации с нарушением требований Закона о закупках.

Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении указанной закупки.

  1. Заявитель в жалобе ссылается на наличие в документации разночтений в части указания стоимости работ, предусмотренной заказчиком в смете, с начальной (максимальной) ценой договора.

Как следует из материалов дела, заказчиком начальная максимальная цена договора установлена в размере 6 997 181, 20 рублей, в свою очередь, стоимость работ, согласно смете, составила 7 115 460, 47 рублей.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что разница между указанными суммами обусловлена тем, что при формировании плана закупок в 2018 им был учтен НДС 18 %, в связи с чем начальная (максимальная) цена была установлена в размере 6 997 181, 20 рублей. Однако в смете НДС был учтен с новой ставкой в размере 20 %, в связи с чем стоимость работ составила 7 115 460, 47 рублей.

Пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В порядке ч. 3 ст. 709 ГК РФ начальная выставленная на торги максимальная цена работ определена путем составления заказчиком Сметы.

В соответствии с п. 12 Положения заказчика о закупках в случае закупки работ по текущему ремонту и капитальному ремонту объектов капитального строительства, расчет НМЦ, за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанного раздела Положения, может производиться на основании сметного расчета, выполненного в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, указанное условие Положения заказчика о закупках устанавливает необходимость соответствия начальной (максимальной) цены договора со сметой, являющейся обоснованием такой цены, что исключает возможность каких-либо разночтений.

Однако как установлено Комиссией Управления в документации имеется разночтение между начальной (максимальной) ценой, установленной заказчиком в извещении, со стоимостью работ, предусмотренной в смете. При этом стоимость работ, установленная в смете, превышает стоимость, изначально заявленную заказчиком в извещении, что свидетельствует о том, что часть работ подлежит исполнению победителем закупки за счет собственных средств.

 В свою очередь, заказчиком изначально должна быть правильно определена начальная цена контракта, которая должна отражать объективную стоимость выполнения работ и не может отличаться от утвержденного сводного сметного расчета как в большую, так и в меньшую стороны. Таким образом, обоснованное определение начальной цены контракта имеет существенное значение.

В настоящем случае в документации имеется разночтение, которое заказчиком не устранено, в связи с чем Комиссия Управления признает указанный довод подателя жалобы обоснованным, поскольку исходит, что заказчик, опубликовывая извещение о проведении закупки 05.03.2019 обязан был привести в соответствие собственный план финансовой хозяйственной деятельности, в котором им устанавливается начальная (максимальная) цена  со сметой.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости устранения заказчиком разночтений.

2. Также заявитель в жалобе ссылается на нарушение заказчиком п. 10 раздела 4 Положения о закупках, обязывающего последнего в документации устанавливать функциональные, технические или качественные характеристики предмета закупки.

Согласно части 6.1. статьи 3 Закона, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В документации о закупке согласно п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно пункту 9 раздела 4 Положения, в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны быть указаны в том числе следующие сведения: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Как указывает заявитель, заказчик в нарушение требований части 6.1. статьи 3 Закона, а также пункта 2 раздела 4 Положения не установил каких-либо функциональных, технических или качественных характеристик.

Как следует из материалов дела, предметом закупки явилось выполнение работ по ремонту здания ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», по адресу: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 14, с. 9.; срок выполнения работ: с даты заключения договора до 30.07.2019г.

Также Техническим заданием определена ведомость работ. Также в документации отражено, что подрядчик несет ответственность за соответствие используемых материалов государственным стандартам и техническим условиям. Материалы применяются в соответствии с ГОСТ. При этом заказчик требования к материалам, подлежащим использованию при выполнении подрядных работ, установил в смете, не предъявляя требований к предоставлению участниками закупки в составе заявки конкретных характеристик материалов, поскольку такие товары должны соответствовать государственным стандартам, что прямо отражено в документации.

Комиссия отмечает, что в настоящем деле объектом закупки явилось выполнение подрядных работ. В связи с чем потребность заказчика выражается в получении итогового результата – выполнение ремонта в соответствии с требованиями Технического задания. В свою очередь, материалы, подлежащие использованию при оказании услуг, не являются непосредственным объектом закупки. Соответственно, если предметом закупки не являются материалы (которые участники самостоятельно не производят, а закупают у других лиц), то заказчику при составлении документации нет необходимости переписывать содержание регламентированных стандартных требований в документацию, а достаточно лишь указать, что предложения, выдвигаемые участниками, должны соответствовать ГОСТом, международным стандартам и иным техническим регламентам в зависимости от товара, как это и выполнено заказчиком в документации.

При этом, Техническим заданием определено, что исполнитель должен обеспечивать выполнение работ по объекту закупки в соответствии с требованиями ГОСТов.

Таким образом, соблюдение требований п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках может выражаться не только в формировании в закупочной документации «Формы 2» с конкретными техническими характеристиками материалов, подлежащих использованию при выполнении работ, но и, напротив, посредством установления таковых в смете. В свою очередь конкретный объем подрядных работ установлен заказчиком в Техническом задании, в связи с чем Комиссия Управления не усматривает в действиях заказчика нарушений требований Закона о закупках.

3. Заявитель в жалобе указывает, что требования о представлении опыта в виде договоров/контрактов общей стоимостью не менее 100% от НМЦД имеет признаки нарушения требования Закона о закупках.

Согласно пункту 10 раздела 4 Положения, для проведения аукциона в электронной форме Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением о проведении аукциона в электронной форме и включает в себя следующие сведения:

  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявок на участие в аукционе в электронной форме, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки;
  • требования к участникам закупки.

 Заказчиком, согласно разделу информационной карты документации о закупке «Дополнительные требования, предъявляемы Заказчиком к участнику закупки», установил в том числе следующее требование: «наличие у участника закупки за последний год, предшествующие размещению информации о проведении аукциона в электронной форме на официальном сайте ЕИС, опыта выполнения работ (оказания услуг) по не менее 2 (двум) надлежаще исполненным договорам/контрактам, аналогичным предмету закупки, общей стоимостью не менее 100% (ста процентов) начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией об аукционе в электронной форме. Аналогичными закупаемым работам (услугам) будут считаться работы по ремонту кровли и фасада зданий».

При этом начальная (максимальная) цена закупки - 6 997 181, 20 рублей.

Таким образом, указанное требование является критерием допуска к участию в конкурентной процедуре и несоответствие указанному критерию является основанием для отказа в допуске участнику закупки в участии в аукционе.

Однако на заседании Комиссии представитель заказчика не обосновал необходимость установления указанного процентного соотношения опыта участника закупки к НМЦ.  Вместе с тем Московское УФАС России полагает, что действия заказчика, ограничивающие права участников закупки, при отсутствии на то законодательного запрета, должны носить объективный характер и быть обусловлены реальной невозможностью удовлетворения потребности контрагентом, имеющим меньший опыт. В противном случае, предоставление заказчику возможности безосновательно и немотивированно устанавливать любые требования/запреты к участникам закупки по причине отсутствия на то законодательного регулирования, свидетельствовало бы о наделении заказчика неограниченным и неадминистрируемым правомочием в отношении прав иных лиц, что недопустимо в контексте необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также принципов, установленных Законом о закупках.

Из совокупности положений Закона о закупках следует, что целью проведения конкурентных процедур определения поставщика является привлечение максимального количества участников закупочной процедуры и заключение договора с участником, предложившим лучшую цену.

Установление же указанного квалификационного требования является дополнительным требованием к участникам, ограничивающим их возможность принять участие в закупке. В связи с чем подобное установление должно быть мотивировано заказчиком и иметь под собой объективную основу. Однако на заседании Комиссии представитель заказчика никоим образом не обосновал необходимость установления указанного требования с учетом установленного процентного соотношения к НМЦ. Как следствие указанного нарушения служит тот факт, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в закупке, в аукционе приняло участие только 2 участника.

В связи с чем Комиссия Управления усматривает в действиях заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а закупочная документация подлежит корректировке.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках,

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

  РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Аквадом» на действия ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» при проведении закупки обоснованной в части довода о наличии в документации разночтений стоимости работ, предусмотренных заказчиком в смете с начальной (максимальной) ценой, установленной в извещении, а также в части довода о неправомерном установлении в документации дополнительного квалификационного требования к участникам закупки о представлении подтверждений о наличии у участника закупки опыта в виде договоров/контрактов общей стоимостью не менее 100% от НМЦД, в остальной части – необоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, п. 12 Положения заказчика о закупках.
  3. Выдать обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны