Решение б/н б/а от 17 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8652/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.06.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО ПКФ «ИНТЕРСИТИ», АО «Московский ЛРЗ», ОАО «РЖД»;

в отсутствие представителей ООО «РТС-Тендер», уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.06.2022 № НП/30123/22;

рассмотрев жалобу ООО ПКФ «ИНТЕРСИТИ» (далее - Заявитель) на действия АО «Московский ЛРЗ» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого вправе быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства № 149/ОКЭ-МЛРЗ/2022 на выполнение работ по технической диагностике, восстановительному ремонту блоков и пусконаладке систем пожарно-охранной сигнализации (СПС) «ПРИЗ-И» различных модификаций («ПРИЗ», «ПРИЗ-О», «ССЗН-И») на вагонах электропоездов (реестровый № 32211402151, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Победителя.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Московский ЛРЗ», утвержденного решением Совета директоров протоколом № 1 от 30.06.2021 (далее – Положение, Положение о закупке).

Комиссией установлено, что 20.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211402151 о проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого вправе быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства № 149/ОКЭ-МЛРЗ/2022 на выполнение работ по технической диагностике, восстановительному ремонту блоков и пусконаладке систем пожарно-охранной сигнализации (СПС) «ПРИЗ-И» различных модификаций («ПРИЗ», «ПРИЗ-О», «ССЗН-И») на вагонах электропоездов.

В соответствии с Протоколом заседания комиссии по осуществлению закупок АО «Московский ЛРЗ» от 30.05.2022 № 149/ОКЭ-МЛРЗ/2022/3 заявке Заявителя присвоено 2 место.

Результаты оценки выглядят следующим образом.

Количество баллов, присвоенное заявке по критерию «Цена договора»:

Регистрационный номер/номер заявки участника 2 ООО «РЕВОТЕКС» (на стороне которого выступает ООО «РЕМТРАНССИСТЕМ» (далее — Победитель) - 4 858 149,00/5 331 008,84 * 60 = 54,68.

Регистрационный номер/номер заявки участника 1 (Заявитель) - 4 858 149,00/4 858 149,00 * 60 = 60.

Количество баллов, присвоенное заявке по неценовым критериям:

Победитель — 40;

Заявитель — 22,16.

Итоговое количество баллов, присвоенное заявке по итогам оценки.

Победитель — 94,68;

Заявитель — 82,16.

Как указывает Заявитель, причиной победы в оспариваемой Закупке ООО «РЕВОТЕКС» послужило указание о наличии 115 работников, при том что у Заявителя имеется 7 работников.

Заявитель установил из открытых источников, что:

1) среднесписочное количество работников ООО «РЕВОТЕКС» составляло: в 2019 г. 1 работник, в 2020 г. 3 работника, в 2021 г. 8 работников;

2) среднесписочное количество работников ООО «РЕМТРАНССИСТЕМ» (в данной закупке выступает на стороне ООО «РЕВОТЕКС») составляло: в 2019 г. 14 работник, в 2020 г. 26 работников, в 2021 г. 33 работника.

Заявитель отмечает, что при сложении количества всех работников ООО «РЕВОТЕКС» и ООО «РЕМТРАНССИСТЕМ» указанное в заявке количество 115 работников не соответствует действительности.

По мнению Заявителя, Заказчик не проверил надлежащим образом правовые основания для объедения Победителем Закупки трудовых ресурсов, а также информацию о наличии у ООО «РЕВОТЕКС» трудовых ресурсов в количестве 115 работников.

Вместе с тем, в отношении указанного довода, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается в том числе осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с приложением 1.4 закупочной документации при сопоставлении заявок и определении победителя открытого конкурса оцениваются:

 

№ критерия

Наименование критерия/

подкритерия

Значимость критерия

Порядок оценки по критерию

1.

Цена договора

Максимальное количество баллов – 60 баллов

Оценивается путем деления минимальной цены (без учета НДС) из всех предложенных участниками на цену (без учета НДС), предложенную каждым ( j-ым) участником, по формуле:

Цmin

Бj = ────── * , где

Цj

j = 1…n, n – количество участников;

Бj – количество баллов j-ого участника;

Цj – цена, предложенная j-ым участником (без учета НДС);

Цmin – минимальная цена из всех предложенных участниками (без учета НДС);

– максимально возможное количество баллов.

 

Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о выполнении работ российскими лицами, производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов.

2.

Квалификация участника

2.1.

Опыт участника

Максимальное количество баллов - 20 баллов

Оценивается путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником работ по технической диагностике и/или обслуживанию и/или ремонту систем охранно-пожарной сигнализации электроподвижного состава на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС), по формуле:

, где

Б j – количество баллов j-го участника;

Цj Σ опыт – стоимость выполненных j-ым участником работ по технической диагностике и/или обслуживанию и/или ремонту систем охранно-пожарной сигнализации электроподвижного состава (без учета НДС);

Ц нач.макс. – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).

N – максимально возможное количество баллов.

В случае, если стоимость выполнения работ равна или больше начальной (максимальной) цены договора (без учета НДС), то участнику сразу присваивается N баллов.

2.2

Квалификация персонала

Максимальное количество баллов - 15 баллов

Оценивается путем деления количества персонала, задействованного в выполнении работ, указанного в сведениях о квалифицированном персонале участника (документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении №1.3 конкурсной документации), имеющемся у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество персонала, задействованного в выполнении работ из всех имеющихся у участников:

 

 

, где

J=1...n, n – количество участников

Aj - количество баллов j-ого участника;

Пj – количество персонала, задействованного в выполнении работ имеющегося у j–ого участника;

Пmax – максимальное количество персонала, задействованного в выполнении работ из всех имеющихся у участников

15 – максимально возможное количество баллов.

При оценке учитывается только тот персонал, который необходим для выполнения работ и указанный в сведениях о квалифицированном персонале участника (документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации) и подтвержденный документами, указанными в пункте № 2 приложения № 1.4 к конкурсной документации.

3

Срок выполнения работ

Максимальное количество баллов – 5 баллов

Оценивается по формуле путем деления минимального срока выполнения работ из всех предложенных участниками на срок выполнения работ, предложенный каждым (j-ым) участником:

, где

J - 1...n, n - количество участников;

- количество баллов j-ого участника;

- минимальный срок выполнения работ (количество календарных дней с даты получения заявки на выполнение работ), предложенный участниками;

- срок выполнения работ (количество календарных дней с даты получения заявки на выполнение работ), предложенный j-ым участником.

N - максимально возможное количество баллов.

 

Соответственно, в подтверждение наличия квалифицированным персоналом участник в составе заявки представляет:

- документ по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации;

- копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иные договоры на выполнение работ по предоставлению персонала (содержащие паспортные данные персонала);

- согласие каждого субъекта персональных данных на обработку его персональных данных АО «Московский ЛРЗ» в целях получения подтверждения сведений, указанных в заявке участника, необходимого для выполнения работ по предмету конкурса, по форме приложения № 1.3 конкурсной документации;

- патенты (копия основной и оборотной стороны), выданные в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, за исключением иностранных граждан государств, являющихся членами Евразийского экономического союза).

Комиссия также указывает, что в соответствии с пунктом 3.1.1 закупочной документации участником конкурса признается любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника конкурса, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника конкурса, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника конкурса, соответствующие условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» или соответствующие требованиям Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и подавшие в установленные сроки и в установленном порядке конкурсную заявку на участие в конкурсе. Лица (в том числе лица, выступающие на стороне участника), не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства или не применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», не вправе принимать участие в таком конкурсе.

Также пунктом 3.2.3 закупочной документации установлено, что участник, на стороне которого выступает несколько лиц, должен представить в составе конкурсной заявки все предусмотренные конкурсной документацией документы, при этом в заявке участника, на стороне которого выступают несколько лиц, должны быть представлены сведения, подтверждающие соответствие каждого лица, выступающего на стороне такого участника, обязательным и иным требованиям конкурсной документации, а в составе конкурсной заявки должен быть представлен договор простого товарищества (договор о совместной деятельности).

Вместе с тем, пунктом 3.2.5 закупочной документации установлено, что оценка заявки участника, на стороне которого выступают несколько лиц, по критериям, предусмотренным приложением № 1.4 к конкурсной документации, осуществляется в совокупности на основании сведений в отношении всех лиц, выступающих на стороне такого участника.

Комиссия проанализировала состав заявки Победителя и отмечает следующее.

В качестве подтверждения основания для совместного участия в оспариваемой Закупке, участник предоставил договор о создании товарищества № 08 от 24.05.2022.

Целью указанного договора является совместное участие в закупочной процедуре с реестровым номером 32211402151 на выполнение работ по технической диагностике, восстановительному ремонту блоков и пуско-наладке систем пожарно-охранной сигнализации (СПС) «ПРИЗ-И» различных модификаций («ПРИЗ», «ПРИЗ-О», «ССЗН-И») на вагонах электропоездов. Учитывая положительный опыт деятельности путем объединения имущества, денежных средств, иных материальных ресурсов, своего профессионального опыта, а также деловой репутации и деловых связей совместно действовать без образования юридического лица.

Между тем, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что само по себе взаимодействие хозяйствующих субъектов к общей выгоде, в том числе предполагающее объединение их усилий, взаимное согласование и совместное осуществление действий (бездействие) на товарном рынке (например, заключение договоров простого товарищества для ведения совместной деятельности; привлечение одним хозяйствующим субъектом другого в качестве соисполнителя (субподрядчика) по гражданско-правовому договору; участие хозяйствующих субъектов в решении общих проблем функционирования рынка в рамках деятельности профессиональных ассоциаций), антимонопольным законодательством не запрещается.

ООО «РЕВОТЕКС» (на стороне которого выступает ООО «РЕМТРАНССИСТЕМ») в качестве подтверждения опыта выполнения работ и квалификация персонала предоставило следующие документы:

1. Сведения о квалифицированном персонале участника (по форме приложения 1.3 к Конкурсной документации) с приложением документов, подтверждающих такую информацию.

Такими документами являлись трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, согласие на обработку персональных данных, подписанные работниками участника, а также свидетельства о квалификации.

2. Сведения об опыте выполнения работ (по форме приложения 1.3 к Конкурсной документации) с приложениями документов, подтверждающих такую информацию.

Такими документами являлись гражданско-правовые договоры, акты выполненных работ.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что при расчете оспариваемого критерия у Победителя не приняты документы по 3 сотрудникам, в связи с несоответствием приложению № 1.4 конкурсной документации, а именно:

- отсутствие договора возмездного оказания услуг «...»;

- отсутствие подписи со стороны Заказчика в договоре возмездного оказания услуг «...»;

- отсутствие подписи со стороны Заказчика в договоре возмездного оказания услуг «...».

Таким образом, Заказчиком засчитаны сведения о наличии 115 человек в качестве персонала.

Соответственно, по результатам оценки неценовых критериев заявки по квалификации персонала и опыту выполнения работ Победитель получил 40 баллов, из которых за квалификацию персонала установлено 15 баллов.

Также Заявитель в качестве подтверждения своих доводов указывает на сведения из открытых источников, в частности, сайт Контур.Фокус и приводит данные о среднесписочной численности персонала за 2019-2021 гг.

Представитель Заказчика отметил, что сайт Контур.Фокус не является официальным источником информации.

Помимо этого Заявитель в своей жалобе указывает, что, кроме персонала, находящегося в штате, участниками могут быть представлены сведения о персонале, выполняющего работы по договорам гражданско-правового характера.

Вместе с тем, пунктом 3.9.1 закупочной документации установлено, что конкурсные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в конкурсной документации, на основании представленных в составе конкурсных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных конкурсной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

Заказчик пояснил, что сведения об участнике конкурса проверяются заказчиком, в том числе на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц, выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещенной на сайте https://egrul.nalog.ru/, выписки из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенной на сайте https://ofd.nalog.ru/, информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации www.nalog.ru, о применении участником закупки специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В свою очередь, в силу части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Заказчик также отметил, что указанная норма закона отражена в пункте 3.13.1 закупочной документации, в которой установлено, что участник, подавая заявку на участие в конкурсе, подтверждает добросовестность своих намерений, отсутствие признаков недобросовестного поведения.

Также в соответствии с разделом 3.13 Документации «О должной осмотрительности заказчика» проверка представленных сведений заказчиком была осуществлена с использованием официальных источников информации, включая, но не ограничиваясь:

- официальный сайт ФНС России www.nalog.ru;

- Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/);

- Реестр российской промышленной продукции, ведение которого осуществляется Минпромторгом России;

- Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, единый реестр программ для ЭВМ и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, ведение которых осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (для программного обеспечения);

- Государственных реестров лицензий, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами власти;

- Информационная система «Картотека арбитражных дел»;

- Банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов;

- Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Заказчик указал, что паспортные данные персонала проверены на сайте https://проверки.гувм.мвд.рф, недействительных данных не выявлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика отсутствуют правовые основания и полномочия для определения достоверности (подлинности) документов, представляемых участниками закупочных процедур.

Соответственно, присвоенные участникам оспариваемой Закупки при оценке заявок баллы по критерию оценки «Квалификация участников закупки» соответствуют требованиям закупочной документации.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при оценке заявки Победителя у Заказчика отсутствовали правовые и фактические основания предполагать о недостоверности представленных участником сведений.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы и не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках и положений закупочной документации при проведении Закупки.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО ПКФ «ИНТЕРСИТИ» (ИНН: 7737064048; ОГРН: 1027739829303) на действия АО «Московский ЛРЗ» (ИНН: 7720579828; ОГРН: 5077746428238) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 07.06.2022 № НП/30123/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны