Решение б/н б/а от 17 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9200/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

13.07.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> — главного государственного инспекотора отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

<...> — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ФГБОУ ВО «РОСБИОТЕХ», ООО «ЧОП «Фактум секьюрити»,

рассмотрев жалобу ООО «ЧОП «Фактум секьюрити» (далее - Заявитель) на действия на действия ФГБОУ ВО «РОСБИОТЕХ» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению безопасности объектов, находящихся в ведении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)» (реестровый № 32312515565, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В силу части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Как следует из доводов жалобы, Заявитель оспаривает правомерность допуска к участию в закупке участника, признанного победителем, поскольку, по его мнению, указанным участником были предоставлены недостоверные сведения относительно опыта.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Комиссией установлено, что 22.06.2023 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) разместил информацию о проведении Закупки.

Как следует из документации, Закупка осуществляется среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем на указанную Закупку распространяются требования, предусмотренные статьей 3.4 Закона о закупках.

Так, частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках определен перечень документов, требование о предоставлении которых в составе заявки может требовать Заказчик.

При этом частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках предусмотрено, что в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Частью 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

Пунктом 2 раздела III документации определено порядок оценки заявок по критарию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» (далее - Квалификация участников закупки).

Баллы за наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, присваиваются следующим образом:

1) Признак № 1 (Общее количество исполненных участником закупки договоров):

Рейтинг (Rc1i), присуждаемый заявке, подлежащей оценке по детализирующему показателю данного критерия оценки «Общее количество исполненных участником закупки договоров», в случае если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное и предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, определяется по формуле:

 

где:

рейтинг, присуждаемый i-й заявке по данному детализирующему показателю критерия оценки;

C1i – значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке по детализирующему показателю критерия оценки «Общее количество исполненных участником закупки договоров»;

предельное минимальное значение характеристики, установленное заказчиком, равное 30;

- предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком, равное 50

2) Признак № 2 (Общая цена исполненных участником закупки договоров:

Рейтинг (Rc2i), присуждаемый заявке, подлежащей оценке по детализирующему показателю данного критерия оценки «Общая цена исполненных участником закупки договоров», в случае если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, определяется по формуле:

 

где:

Rc2i – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по данному детализирующему показателю критерия оценки;

- значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке по детализирующему показателю критерия оценки «Общая цена исполненных участником закупки договоров»;

- минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по детализирующему показателю критерия оценки «Общая цена исполненных участником закупки договоров»;

- предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком, равное 400 000 000,00 рублей.

3) Признак № 3 (Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров:

Рейтинг (Rc3i), присуждаемый заявке, подлежащей оценке по детализирующему показателю данного критерия оценки «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров», в случае если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, определяется по формуле:

 

где:

Rc3i – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по данному детализирующему показателю критерия оценки;

значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке по детализирующему показателю критерия оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров";

минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по детализирующему показателю критерия оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров";

предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком, равное 61 000 000,00 рублей.

Также в документации раскрывается порядок оценки следующим образом.

Содержание: оценивается предложение участника об общем количестве исполненных участником закупки договоров за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, связанных с предметом контракта на право заключить который проводится закупка.

Под работами (услугами), связанными с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, понимаются работы (услуги) по обеспечению охраны объектов (территорий). Последний акт, составленный при исполнении договора (контракта), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) контракты, заключенные в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и договоры, заключенные в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг).

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта» при условии предоставления в составе заявки формы «Сводные сведения о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ, связанных с предметом контракта (договора)», содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.

Рекомендуемая форма «Сводные сведения о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ, связанных с предметом контракта (договора)» приведена в Приложении № 1 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки.

Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчик принимает к оценке исключительно исполненные договоры и контраты, заключенные с применением процедур, предусмотренных Законом о закупках и Федеральном законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом Заказчиком не запрашиваются документы об оплате по указанным договорам.

Комиссией установлено, что по результатам подведения итогов процедуры Заказчик составил протокол от 03.07.2023 № 32312515565-03, в соответствии с которым ООО ЧОО «Варк» было признано победителем с набранными 63,00 баллами, и которому было присвоено максимальное количество баллов по критерию «Квалификация участников закупки». Равное количество баллов по критерию «Квалификация участников закупки было также присвоено Заявителю.

Комиссией установлено, что победителем было представлено всего 595 договоров на общую сумму 486 969 298 (четыреста восемьдесят шесть миллионов девятьсот шестьдесят девять тысяч двести девяносто восемь) рублей, 82 копейки.

Вместе с тем, по мнению Заявителя, победителем Закупки были предоставлены недостоверные сведения о квалификации, поскольку сведения о выручке победителя, указанные на сайте ФНС России не соответствуют сумме исполненных котрактов и договоров.

Также Заявитель обратил внимание Комиссии наличие фактов предоставления Заявителем недостоверных сведений об опыте.

В подтверждение своих доводов о предоставлении Победителем недостоверных сведений Заявитель ссылается на решение комиссии Московского областного УФАС России от 12.05.2023 по делу № 050/06/99-12717-1/23 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, согласно которому 12.05.2023 ООО ЧОО «ВАРК» в составе заявки на участие в конкурсе №0148200005422000696 представило опыт на сумму 3 101 813 194,57 руб., который не был подтвержден в ходе внеплановой проверки.

Вместе с тем в указанном решении отсутствуют сведения о реквизитах договоров, в которых содержатся недостоверные сведения. При этом в настоящей закупке Победителем был представлен опыт на другую сумму.

Более того, антимонопольный орган в силу своих полномочий и компетенции не имеет право давать оценку заключенным договорам на предмет их недействительности.

При этом сведения с сайта ФНС России о выручке указанного лица и несоответствие указанным данным сумме, заключенных контрактов, сами по себе не являются неопровержимым доказательством предоставления недостоверных сведений.

Следует отметить, что Заказчик не запрашивал у участников закупки сведений об оплате указанных договоров, а также сведения о бухгалтерской и финансовой отчетности, в связи с чем в силу части 6 статьи 3 Закона о закупке рассмотрел заявки с учетом документов, предоставление которых было предусмотрено документацией.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения несоответствующие действительности.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

В настоящем случае факт представления Победителем недостоверных сведений, а именно сведений, которые не имели места в действительности, не находит своего подтверждения, а равно у Заказчика отсутствовали правовые основания для неначисления баллов по указанным критериям.

Комиссия отмечает, что неопровержимыми и документальными подтверждениями недостоверных сведений на момент оценки заявок Заявителя, Заказчик не обладал.

Доказательств обратного Заявителем Комиссии не представлено.

При этом Комиссия также обращает внимание на то, что предоставление недоставерных сведений в документах, предоставляемых в подтверждение квалификации, не является основанием для отклонения заявки.

Вместе с тем в случае если документы, необходимые для осуществления оценки, не соответствуют требованиям документации оценка заявки по соответствующим критериям осуществляется без учета информации, указанной в таких документах.

Таким образом, оценка заявки участника должна осуществляться без учета документов, признанных не соответствующими требованиям документации, следовательно, заявка Заявителя не может быть отклонена по вышеуказанному основанию (А40-15048/22, А40-15093/22, А40-16681/22).

Однако Заявителем не предоставлены неопровержимые доказательства, свидетельствующие о предоставлении Победителем недостоверных сведений.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЧОП «Фактум секьюрити» (ИНН:7728702590; ОГРН:1097746336907) на действия ФГБОУ ВО «РОСБИОТЕХ» (ИНН:7712029651, ОГРН: 1037739533699) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 05.10.2022 № НП/51377/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны