Решение б/н б/а от 17 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16331/2022, 077/07/00-16649/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

14.11.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

 

при личном участии посредством видеоконференцсвязи арбитражного управляющего ...

в отсутствие ...,

рассмотрев жалобы ... (далее — Заявитель) на действия арбитражного управляющего ... (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 9048670, лот №№ 5, 36, 37, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:


 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, перенаправленные письмами Владимирского УФАС России от 27.10.2022 №№НШ/1739/22, НШ/1738/22, от 02.11.2022 № АП/1879/22.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу пунктов 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Кроме того Комиссия отмечает, что по смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

Таким образом, при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов и подготовке решений по результатам рассмотрения таких жалоб территориальным органам

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Сообщение о проведении Торгов опубликовано на сайте ЕФРСБ 04.07.2022.

Данные торги проводились в электронной форме на сайте оператора торговой площадки ООО «Аукционы федерации» (далее — ЭТП).

Дата начала представления заявок на участие: 29.08.2022 16:00.

Дата окончания представления заявок на участие: 03.10.2022 16:00.

Дата проведения: 04.10.2022 10:00.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отменой Торгов. Согласно позиции Заявителя, у Организатора торгов не имелось правовых оснований для отмены торгов.

Организатор торгов с жалобой не согласился, представил письменные возражения и материалы.

По результатам рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

Исходя из сведений сайта оператора торговой площадки обжалуемые Торги были отменены на основании письма Организатора торгов 12.10.2022.

Согласно письму Организатора торгов от 07.10.2022, направленного в адрес оператора торговой площадки, Организатор торгов просит аннулировать Торги на основании невозможности подписания протоколов определения участников до даты проведения Торгов в связи с истечением срока действия электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП).

Комиссия оценивает данные основания аннулирования Торгов критически ввиду следующего.

Согласно части 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Комиссия отмечает, что Организатор торгов, публикуя сообщение о проведении Торгов в электронной форме, в силу части 10 статьи 110 Закона о банкротстве самостоятельно определяет дата, время и место подведения результатов торгов.

В соответствии с пункту 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» сертификат ключа проверки электронной подписи должен содержать уникальный номер сертификата ключа проверки электронной подписи, даты начала и окончания срока действия такого сертификата.

Таким образом, Организатор торгов самостоятельно установил дату проведения Торгов 04.10.2022, при этом имея информацию, что срок действия его ЭЦП истекает 30.09.2022.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Комиссия отмечает, что действуя добросовестно, Организатор торгов должен был своевременно озаботиться вопросом о продлении действия своей электронно-цифровой подписи для надлежащего составления протокола определения участников торгов и проведения Торгов.

В соответствии с частью 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов.

Согласно пункту 7.1. Порядка по результатам проведения торгов оператором электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта формируется и направляется организатору торгов в форме электронного сообщения проект протокола о результатах проведения торгов или решения о признании торгов несостоявшимися.

В силу пункта 7.2. Порядка организатор торгов рассматривает, подписывает квалифицированной электронной подписью и направляет оператору электронной площадки поступившие в соответствии с пунктом 7.1 настоящего Порядка протокол о результатах проведения торгов или решение о признании торгов несостоявшимися.

В свою очередь, в нарушение части 12 статьи 110 Закона о банкротстве и пункта 7.2. Порядка Организатор торгов не оформил протокол определения участников в связи с истечением срока действия ЭЦП, а отменил Торги после даты их завершения.

Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно части 4 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

Учитывая, что дата проведения торгов 04.10.2022, а Торги были отменены 07.10.2022 (публикация информации на ЭТП — 12.10.2022), Комиссия приходит к выводу, что Организатор торгов отменил Торги в нарушение сроков, установленных частью 4 статьи 448 ГК РФ.

На основании части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции полномочия антимонопольного органа по выдаче обязательного для исполнения предписания имеют правовосстанавливающую функцию в отношении нарушенных оспариваемыми действиями прав и законных интересов лиц.

Комиссией установлено, что в настоящее время Организатором торгов повторно объявлен аукцион по ранее отмененным Торгам (сообщение от 27.10.2022 № 9945766).

Комиссия, с целью восстановления нарушенных прав Заявителя и иных участников неправомерно отмененных Торгов приняла решение о выдаче Организатору обязательного для исполнения предписание о надлежащем извещении лиц, подавших заявки на участие в оспариваемых Торгах, уведомления о возможности принятия участия в новых торгах, опубликованных в ЕФРСБ от 27.10.2022 № 9945766.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов обоснованной.

2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение части 10 статьи 110 Закона о банкротстве, пункта 7.2. Порядка, части 4 статьи 448 ГК РФ.

3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание.

Связанные организации

Связанные организации не указаны