Решение №49343/19 б/а от 25 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «Управление подводно-технических работ»

Автодороги ул., д. 7, стр. 3, г. Волжский,

Волгоградская обл., 404112

 

2. АО «Концерн Росэнергоатом»

Ферганская ул., д. 25, г. Москва, 109507

 

3. АО «Концерн Росэнергоатом» «Смолненская атомная станция»

г. Десногорск, Смоленская обл., 216400

 

4. АО «Центр развития экономики»

3-я Рыбинская ул., д. 18, стр. 22,
БЦ «Буревестник», г. Москва, 107113

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8286/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

05.09.2019                                                                                                                г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

членов Комиссии:

<...>;

<...>;

в присутствии представителей:

от ООО «Управление подводно-технических работ»: <...>;

от АО «Концерн Росэнергоатом»: <...>;

от АО «Концерн Росэнергоатом» «Смолненская атомная станция»: <...>;

рассмотрев жалобу ООО «Управление подводно-технических работ» (далее — Заявитель) на действия АО «Концерн Росэнергоатом», АО «Концерн Росэнергоатом» «Смолненская атомная станция» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на Техническое обслуживание гидротехнического оборудования цеха обеспечивающих систем Смоленской АЭС (подводно-технические работы) (реестровый № 31907971821) (далее — Конкурс, Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Согласно доводам жалобы Заявитель обжалует неправомерное отклонение его заявки от дальнейшего участия в Закупке, нарушение сроков размещения изменений, внесенных в Извещение о проведении закупки, а также нераскрытие в протоколе рассмотрения заявок причины отклонения его заявки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Оценивая довод Заявителя в части неправомерного отказа в допуске его заявки к дальнейшему участию в закупочной процедуре, Комиссия установила следующее.

Согласно протоколу № 1272819-1 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии по конкурсу на право заключения договора на «Техническое обслуживание гидротехнического оборудования цеха обеспечивающих систем Смоленской АЭС (подводно-технические работы)» от 30.07.2019 заявка участника ООО «Управление подводно-технических работ» (регистрационный номер заявки 7584573) отклонена от дальнейшего участия в конкурентной процедуре со следующим обоснованием:

«На основании подпункта б) пункта 8.3 приложения № 12 к ЕОСЗ и подпункта б) пункта 8.3 части 2 Закупочной документации, а именно:

- в представленной лицензии (включая условия ее действия), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию ядерных установок, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации, отсутствуют требуемые виды работ, дающие право на выполнение работ по предмету конкурса в соответствии с Томом 2 «Техническая часть» закупочной документации.

В соответствии с пунктом 7.8 Раздела 1 Приложения 12 к ЕОСЗ не направлять запросы по уточнению заявок на участие в конкурсе по следующим замечаниям:

  • имеются положения, допускающие неоднозначное толкование: в предоставленных документах, подтверждающих наличие кадровых ресурсов, отсутствует возможность определить ответственного за безопасное производство работ кранами;

  • отсутствуют сведения, необходимые для определения соответствия заявки на участие в закупке требованиям документации в отношении расчета цены договора;

  • отсутствуют сведения, подтверждаемые участником закупки декларативно по форме в соответствии с требованиями закупочной документации: подтверждение участником закупки выполнения положений Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 № 1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592».

Согласно п. 1.8 подраздела 1.1 приложения 10 к Единому отраслевому стандарту закупок Госкорпорации Росатом (далее — ЕОСЗ) участник закупки должен обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг. При этом в закупочной документации устанавливается требование о представлении в заявке копии разрешающих документов на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемых для выполнения договора.

Подп. 1.8 п. 2.1.1 раздела 2 «Требования. Документы. Состав заявки на участие в закупке» Конкурсной документации установлено требование об обязательном наличии у участников процедуры закупки и представлении в заявке лицензии (включая условия ее действия) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию ядерной установки (атомных станций, блоков атомных станций (АС)) в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации, дающую право на выполнение работ по предмету конкурса в соответствии с Томом 2 «Техническая часть» закупочной документации.

На заседании Комиссии представитель Заявителя указал, что его заявка была отклонена Заказчиком неправомерно, поскольку в ее составе была представлена Лицензия от 04.02.2015 № ДО-03-101-2119, предоставляющая право на выполнение работ по предмету Конкурса. В подтверждение заявленного довода Заявитель ссылался на письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.07.2017 № ДО/09-2653, которым в адрес ООО «Управление подводно-технических работ» были даны разъяснения о документах и об условиях действия такой лицензии.

В свою очередь, представитель Заказчика пояснил следующее.

Предметом закупки является Техническое обслуживание гидротехнического оборудования цеха обеспечивающих систем Смоленской АЭС (подводно-технические работы). В соответствии с подразделом 2.1 технического задания тома 2 «Техническая часть» Документации работы выполняются на объектах: береговая насосная станция (БНС), циркуляционная насосная станция (ЦНС-3), аппаратная насосная станция (АНС-4); водозаборное сооружение №1 (ВЗС-1), №2(ВЗС-2), №3 (ВЗС-3). Данные объекты относятся к объектам использования атомной энергии в соответствии с «Перечнем объектов использования атомной энергии филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция».

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 1494 «Об утверждении Положения об отнесении объектов использования атомной энергии к отдельным категориям и определении состава и границ таких объектов» решение об отнесении объекта к категории ядерная установка и определении состава и границ объекта принимается уполномоченным лицом организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии.

В АО «Концерн Росэнергоатом» решение об отнесении объектов использования атомной энергии к отдельной категории и определении их состава и границ от 19.12.2018 №Р1.2.2.06.001.0703-2018, утверждено <...>. Решением определено, что в состав объекта категории «ядерная установка» «Смоленская атомная станция» входят гидротехнические сооружения.

Согласно Отчету по углубленной оценке безопасности энергоблока № 1 Смоленской АЭС береговая насосная станция (БНС), аппаратная насосная станция (АНС-4), водозаборное сооружение №1 (ВЗС-1), №2(ВЗС-2), №3 (ВЗС-3) включены в Перечень основных технологических систем, зданий и сооружений Смоленской АЭС.

Приведенные в техническом задании тома 2 «Техническая часть» Документации объекты находятся в защищенной зоне и отнесены к системам, предназначенным для поддержания оборудования, систем и элементов атомной станции в исправном состоянии, а также обеспечения установленных требований по их эксплуатации, и, соответственно, входят в состав объекта категории «ядерная установка» «Смоленская атомная станция».

Таким образом, положениями технического задания тома 2 «Техническая часть» Документации прямо предусмотрена необходимость выполнения работ лицом, с которым заключается договор по результатам проведения Конкурса, непосредственно на объекте использования атомной энергии (Смоленская АЭС).

Статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее – Закон об использовании атомной энергии) предусмотрено понятие полного жизненного цикла объекта использования атомной энергии, этапами которого являются размещение, проектирование (включая изыскания), конструирование, производство, сооружение или строительство (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию), эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации (закрытие), транспортирование (перевозка), обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии.

Согласно положениям статьи 26 Закона об использовании атомной энергии деятельность по размещению, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов подлежит лицензированию.

В силу статьи 3 Закона об использовании атомной энергии к ядерным установкам относятся сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции.

В силу пункта 4 приложения 2 к утвержденным приказом Ростехнадзора от 17.12.2015 № 522 федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» (НП-001-15) атомная станция – это сооружения и комплексы с ядерными реакторами, необходимыми системами, устройствами и оборудованием для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающиеся в пределах определенной проектом атомной станции территории с необходимыми работниками (персоналом) и документацией, в состав атомной станции могут также входить хранилища ядерного топлива и радиоактивных отходов. Согласно пункту 94 вышеуказанного приложения под эксплуатацией атомной станции понимается вся деятельность, направленная на достижение безопасным образом цели, для которой была сооружена атомная станция, включая работу на мощности, пуски, остановы, испытания, техническое обслуживание, ремонт, перегрузку топлива, инспектирование во время эксплуатации и другую связанную с этим деятельность.

В соответствии со статьей 34 Закона об использовании атомной энергии эксплуатирующей организацией является организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешения (лицензии), выданные соответствующими органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Поскольку в рамках Конкурса закупаются работы, осуществляемые в рамках эксплуатации атомной станции (Смоленской АЭС) и на ее территории, а также направленные на достижение безопасным образом цели, для которой была построена атомная станция, предусмотренные техническим заданием тома 2 «Техническая часть» Документации работы должны оказываться лицами, обладающими лицензиями Ростехнадзора на эксплуатацию ядерных установок (блоков атомных станций).

В составе заявки участника ООО «Управление подводно-технических работ» была предоставлена лицензия, выданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию ядерных установок, в условиях действия которой указан перечень выполняемых работ в рамках вида деятельности:

- земляные, свайные, кровельные и отделочные работы (в том числе штукатурные, малярные и облицовочные работы, устройство гидроизолирующих покрытий и вентилируемых фасадов);

- работы по устройству каменных конструкций из кирпича, природного и искусственного камня (в том числе облицовка);

- работы по устройству (без применения сварки) бетонных и железобетонных конструкций;

- работы по монтажу (без применения сварки) стальных конструкций;

- работы по устройству полов (в том числе специальных);

- работы по антикоррозийной защите, гидроизоляции и теплоизоляции строительных конструкций, оборудования и трубопроводов.

Таким образом, как следует из пояснений Заказчика, ни один из вышеперечисленных видов работ не дает право ООО «Управление подводно-технических работ» выполнять работы, указанные в техническом задании тома 2 «Техническая часть» Конкурсной документации, при этом необходимый вид работ по обслуживанию Гидротехнических сооружений АЭС (ГТС), отсутствует в предоставленной лицензии Ростехнадзора.

На основании данного несоответствия закупочной комиссией было принято решение в отказе в допуске участнику ООО «Управление подводно-технических работ».

При таким обстоятельствах, учитывая, что в составе заявки Заявителем была представлена лицензия, не дающая права на выполнение работ, являющихся предметом контракта, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.

В части оценки довода Заявителя о нарушении сроков размещения изменений, внесенных в Извещение о проведении закупки, Комиссией установлено следующее.

Согласно п. 7.12 раздела 1 приложения № 12 ЕОСЗ сроки проведения отборочной и (или) оценочной стадии, а также срок выбора победителя закупки продлеваются только по решению комиссии (с оформлением соответствующего протокола) или ее председателя (с оформлением документа о его единоличном решении), но в любом случае до истечения срока действия заявок на участие в закупке.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 30.07.2019 №1272819-1 открытие доступа к заявкам участников произошло на электронной торговой площадке
«В2В-Center» в 8:00 19.07.2019.

На основании пункта 7.12 раздела 1 приложения 12 ЕОСЗ на заседании закупочной комиссии от 30.07.2019 было принято решение о продлении сроков проведения отборочной стадии, оценочной стадии и подведения итогов, а именно:

- продлить отборочную стадию рассмотрения заявок на участие в закупке не позднее 08.08.2019.

- продлить оценочную стадию рассмотрения заявок на участие в закупке и подведение итогов закупки: не позднее 15.08.2019.

На заседании Комиссии представитель Заказчика отметил, что при продлении стадий 30.07.2019 в Единой информационной системе произошло обновление всех ранее опубликованных документов, входящих в состав закупочной документации, при этом изменения в закупочную документацию и извещение о закупке не вносились. Данное обновление произошло только в Единой информационной системе, при этом, на сайте Госкорпорации «Росатом», а также на сайте электронной торговой площадки «В2В-Center» обновлений не происходило.

На основании вышеизложенного, указанный довод оценивается Комиссией как необоснованный.

Оценивая довод Заявителя о нераскрытии в протоколе рассмотрения заявок
от 08.08.2019 № 1272819-2 причины отклонения его заявки, Комиссия установила следующее.

В протоколе заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии по конкурсу на право заключения договора на «Техническое обслуживание гидротехнического оборудования цеха обеспечивающих систем Смоленской АЭС (подводно-технические работы)» от 08.08.2019 № 1272819-2, в том числе, указано, что согласно протоколу заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии от 30.07.2019 № 1272819-1 закупочной комиссией были приняты следующие решения:

2.1. Отказать в допуске к дальнейшему участию в конкурсе следующим участникам конкурса, подавшим заявки:

2.1.1. Общество с ограниченной ответственностью «Смолатомэнергомонтаж-67»;

2.1.2. Общество с ограниченной ответственностью «Управление подводно - технических работ».

Количество заявок на участие в закупке, которые отклонены: 2 заявки на участие в закупке.

На заседании Комиссии представитель Заявителя отметил, что спорный протокол непрозрачен, поскольку не содержит причин отклонения его заявки от дальнейшего участия в конкурентной процедуре, в связи с чем, он лишен возможности детально изучить причины такого отклонения.

В свою очередь, представитель Заказчика указал, что на заседании комиссии от 08.08.2019 были приняты решения о допуске участников закупки, которым направлялись запросы: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Морская спасательная служба", Акционерное общество "АВАРИЙНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РОСАТОМА", а также о назначении процедуры переторжки среди допущенных участников Конкурса. Решения по участнику ООО «Управление подводно-технических работ» на заседании закупочной комиссии от 08.08.2019 не принимались.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, содержащуюся в протоколе рассмотрения заявок от 08.08.2019 № 1272819-2 ссылку на протокол от 30.07.2019
№ 1272819-1, которым детально раскрыты причины отклонения заявки Заявителя от участия в Закупке, Комиссия приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Управление подводно-техических работ»
(ОГРН 1133435005681
ИНН 3435307755) на действия АО «Концерн Росэнергоатом» (ОГРН 5087746119951 ИНН 7721632827) при проведении Конкурса необоснованной.

2. Снять ограничение на размещение Конкурса, наложенное письмом Московского УФАС России от 21.08.2019 № ПО/42597/19.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя Комиссии <...>

члены Комиссии <...>

                                <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны