Решение б/н б/а от 19 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6071/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.04.2021                                                                                                г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

членов Комиссии:

при участии ООО «ЭнергоЭскортъ», ФГУП «ППП»,

рассмотрев жалобу ООО «ЭнергоЭскортъ» (далее - Заявитель) на действия ФГУП «ППП» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по испытаниям и измерениям параметров электрооборудования электроустановки и составлению однолинейных схем административного здания (реестровый № 32110053965) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Заявитель в своей жалобе обжалует положения Документации, решение Заказчика об отклонении заявки Заявителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

23.03.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на официальном сайте ЭТПЗ был опубликован протокол рассмотрения вторых частей, в соответствии с которым заявка Заявителя была отклонена.

Заявитель считает данное отклонение неправомерным.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представил письменные возражения и материалы.

Комиссия, заслушав позицию сторон, проанализировав материалы, представленные на заседании Комиссии, приходит к решению о признании жалобы обоснованной на основании следующих фактических обстоятельств дела.

В соответствии с пунктом 16.2 Документации Закупки Участнику закупки будет отказано в участии в проведении запроса предложений в случаях:

1) непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией о проведении запроса предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о работах и применяемых материалах, являющихся предметом закупки;

2) несоответствия участника запроса предложений требованиям к участникам запроса предложений, установленным документацией о проведении запроса предложений, том числе:

- отсутствие сведений (информации) об участнике запроса предложений в электронной форме в едином реестре СМСП;

3) несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к таким заявкам, установленным документацией о проведении запроса предложений, в том числе:

а) цена договора, предложенная участником запроса предложений в его заявке, превышает начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений;

б) заявка на участие в запросе предложений и/или документы, представленные в составе заявки, не заверены подписями уполномоченных лиц и печатью участника закупки (в случае, если требование о таком заверении содержалось в документации о проведении запроса предложений);

4) непредставления обеспечения заявки на участие в запросе предложений в случае, если в документации о проведении запроса предложений содержалось требование о предоставлении такого обеспечения;

5) в случае содержания в первой части заявки на участие в запросе предложений сведений об участнике запроса предложений и (или) о ценовом предложении, либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении;

6) изменение, неправильное или неполное заполнение форм 1, 2, 3, 4, 5, 6 настоящей документации;

7) иных случаях, прямо оговоренных в Положении о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «ППП», документации о проведении запроса предложений.

Заявка Заявителя была отклонена на основании части 1 пункта 16.2 Документации Закупки.

В пункте 10 Документации Закупки установлены требования к участникам Закупки.

Пунктом 10.2 Документации Закупки установлены дополнительные требования к участникам Закупки:

10.2.1. отсутствие решения суда или иного уполномоченного органа о наложении ареста на имущество участника закупки, на день подачи заявки на участие в процедуре закупки;

10.2.2. отсутствие между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы Заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей документации понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10.2.3. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

10.2.4. участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

10.2.5. участником закупки может быть только субъект малого и среднего предпринимательства (СМиСП) (наличие информации об участнике в едином реестре едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») (далее - единый реестр СМП));

10.2.6. наличие опыта успешного (без применения штрафных санкций, неустоек, пеней) выполнения работ, оказания услуг, аналогичных предмету договора, на объектах г. Москвы и Московской области, за последние 3 года в количестве не менее 1 (одного) полностью исполненного контракта/ договора на сумму не менее 30% начальной (максимальной) цены договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и сведения о котором (а также сведения об исполнении, без применения штрафных санкций) внесены в реестр контрактов/договоров (для принятия решения Единой комиссией о допуске участника к участию в запросе предложений достаточно наличие в составе заявки 1 (одного) такого контракта/договора);

10.2.7. наличие в организации работников, имеющих действующие удостоверения о допуске к работам в электроустановках напряжением до 1000 В (группа по электробезопасности не ниже 3 группы) (не менее одного);

10.2.8 наличие свидетельства о регистрации электролаборатории с правом выполнения профилактических испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000 В, в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей.

В соответствии с пунктом 11.2.2. Документации Закупки вторая часть заявки на участие в запросе предложений должна включать в себя следующие документы и сведения:

1) заявка на участие в запросе предложений (оригинал) по установленной в настоящей документации о проведении запроса предложений форме (форма №2);

2) предлагаемые условия выполнения договора. Условия выполнения договора указываются в составе заявки на участие в запросе предложений, подготовленной по форме №2;

3) анкета участника закупки (оригинал) по установленной в настоящей документации о проведении запроса предложений форме (форма № 3);

4) письменное согласие на обработку персональных данных по форме № 4;

5) учредительные, бухгалтерские и иные документы, подтверждающие соответствие участника закупки предъявленным требованиям:

5.1) копии учредительных документов с приложением имеющихся изменений (для юридического лица), заверенные печатью участника (при наличии) и подписью руководителя или лица, уполномоченного на осуществление действий от имени участника запроса предложений;

5.2) оригинал выписки из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), оригинал выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), выданной не ранее, чем за 30 (тридцать) дней до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений или выписка, полученная из ФНС России в виде электронного документа, подписанного электронной подписью налогового органа (в случае отсутствия сведений об электронной подписи выдавшего выписку органа, такая заявка будет признана не соответствующей установленному требованию ,а также выписка, полученная из ФНС России в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, распечатанная на бумажном носителе и отсканированная, не будет соответствовать установленному требованию) копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица);

5.3) копия уведомления из налогового органа (при работе по упрощенной системе налогообложения);

5.4) копии бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за последний отчетный период с электронным подтверждением или печатью ФНС о сдаче отчетности в налоговые службы (копии, заверенные участником запроса предложений);

6) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки – юридического лица (оригинал или нотариально заверенная копия решения о назначении (об избрании), либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее также – руководитель). В случае если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна
содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника закупки или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие в закупке должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

7) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (оригинал) либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупки, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой. В случае если сделка не является крупной для участника, необходимо представление информационного письма участника закупки о причинах признания сделки не крупной;

8) сведения об опыте успешного (без применения штрафных санкций, неустоек, пеней) выполнения работ, оказания услуг, аналогичных предмету договора, на объектах г. Москвы и Московской области, за последние 3 года в количестве не менее 1 (одного) полностью исполненного контракта/договора на сумму не менее 30% начальной (максимальной) цены договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и сведения о котором (а также сведения об исполнении, без применения штрафных санкций) внесены в реестр контрактов/договоров ЕИС, по форме № 5 (оригинал) с обязательным указанием контактной информации заказчика и приложением подтверждающих документов (копии контрактов, договоров, актов приемки выполненных работ, оказанных услуг);

9) копии документов, подтверждающих наличие в организации работников, аттестованных по электробезопасности не ниже 3 группы (подтверждается копиями действующих удостоверений о прохождении обучения (курсов повышения квалификации/аттестации));

10) копия действующего свидетельства о регистрации электролаборатории с правом выполнения профилактических испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000 В, в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей;

11) иные документы по усмотрению участника.

Как пояснил представитель Заказчика, в составе заявки Заявителя отсутствовал документ по форме № 5, предусмотренный частью 8 пункта 11.2.2. Документации.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров (кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов) не может являться критерием допуска к участию в закупке, так как соответствие указанным требованиям не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, в данном случае при оказании услуг.

Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники, не имеющие опыта, объективно лишены возможности принять участие в данном случае в Запросе предложений.

Поскольку Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, условиям допуска к участию, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, то он обязан, в первую очередь, при формировании таких требований руководствоваться принципами провозглашенными Законом о закупках.

Также необходимо учесть, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

В свою очередь, учитывая, каким образом Заказчиком сформулировано требование к наличию у участника необходимого опыта, а именно у участника должен быть опыт успешного (без применения штрафных санкций, неустоек, пеней) выполнения работ, оказания услуг, аналогичных предмету договора, на объектах г. Москвы и Московской области, за последние 3 года в количестве не менее 1 (одного) полностью исполненного контракта/ договора на сумму не менее 30% начальной (максимальной) цены договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и сведения о котором (а также сведения об исполнении, без применения штрафных санкций) внесены в реестр контрактов/договоров (для принятия решения Единой комиссией о допуске участника к участию в запросе предложений достаточно наличие в составе заявки 1 (одного) такого контракта/договора), представляется возможным сделать вывод, что совокупность установленных условий к опыту участника направлено не на гарантированное и своевременное оказание услуг для обеспечения непрерывности и эффективности процесса обеспечения деятельности Заказчика, а имело целью ограничить конкуренцию.

В подтверждении правомерности выводов Комиссии свидетельствует тот факт, что по результатам рассмотрения заявок 3 заявки из 9 были отклонены в связи с неподтверждением заявленного Заказчиком опыта.

Таким образом, отклонение заявки является следствием утверждения в Закупочной документации ненадлежащих требований к участникам закупочной процедуры, что не отвечает требованиям пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, доводы, изложенные в жалобе признаются обоснованным.

Вместе с тем обязательное к исполнению предписание не выдается, так как согласно информации, размещённой на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, Заказчиком правомерно был заключен договор 06.04.2021.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭнергоЭскортъ» (ИНН: 7404058055; ОГРН: 1117404004904) на действия ФГУП «ППП» (ИНН: 7710142570; ОГРН: 1027700045999) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны