Решение б/н б/а от 22 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3290/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

17.03.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов;

членов Комиссии:

<...> заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов;

<...> — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ГК «Агентство по страхованию вкладов» и ИП Борзунова Д.А.

рассмотрев жалобу <...> (далее - Заявитель) на действия ГК «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме открытым способом среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по уборке арендованных помещений в здании, расположенном по адресу: Павелецкая наб., д. 8 и его прилегающей территории, а также погрузочно-разгрузочных услуг (реестровый № 32312128941, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с положениями документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы:

1) Заказчик установил неправомерные требования к опыту участников закупки о предоставлении договоров по предмету Закупки за период с 01.01.2019 по дату окончания подачи заявок, фактическая стоимость оказанных услуг по каждому из которых превышает 10 000 000 руб.;

2) Заказчик включил неправомерное требование о предоставлении справки об опыте, содержащей активные ссылки на номера извещений о закупках в ЕИС, требования к оформлению которой, по мнению Заявителя, являются неисполнимыми;

3) Заказчик включил в документацию противоречивые положений относительно возможности предоставления гражданско-правовых договоров, заключенных не в рамках процедур, предусмотренных Законом о закупках и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, 17.02.2023 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупки.

Согласно пункту 6 Информационной карты начальная (максимальная) цена Договора составляет 59 331 183,98 руб. (Пятьдесят девять миллионов триста тридцать одна тысяча сто восемьдесят три рубля 98 копеек), в том числе НДС в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Начальная (максимальная) цена единицы Услуг составляет 59 331 183,98 руб. (Пятьдесят девять миллионов триста тридцать одна тысяча сто восемьдесят три рубля 98 копеек), в том числе НДС в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Комиссия, рассмотрев довод Заявителя о том, что Заказчик включил неправомерные требования к опыту участников закупки о предоставлении договоров по предмету Закупки за период с 01.01.2019 по дату окончания подачи заявок, фактическая стоимость оказанных услуг по каждому из которых превышает 10 000 000 руб., установила следующее.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В силу пункта 28 Информационной карты оценка и сопоставление Заявок (далее также – оценка) осуществляются на основании установленных в настоящем разделе критериев оценки Заявок (далее также – критерии) с учетом значимости каждого критерия в процентах и в порядке, установленном настоящим разделом документации.

Для целей оценки Заявок применяется коэффициент значимости критерия, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.

Величина в баллах, получаемая по результатам оценки Заявки, составляет рейтинг Заявки.

Полученные при подсчете по критериям баллы (значения) округляются по математическим правилам до сотых числа.

Участник, Заявка которого получила наибольший рейтинг, признается Победителем.

Критерии оценки Заявок, значимость каждого критерия, коэффициент значимости:

 

п/п

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки, %

Коэффициент значимости

Обозначение

Величина

1

Цена Договора

50

КзначЦД

0,50

2

Наличие у Участника опыта оказания услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений

50

КзначКУ

0,50

 

В соответствии с пунктом 28.5 Информационной карты для оценки по критерию «Наличие у Участника опыта оказания услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений» установлены следующие подкритерии, раскрывающие его содержание и их значимость:

 

п/п

Наименование подкритерия

Значимость подкритерия, %

Коэффициент значимости

Обозначение

Величина

1

Количество контрактов и/или договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений за период с 1 января 2019 года по дату окончания срока подачи Заявок (КУ1i)

20

КзначКУ1

0,20

2

Общая стоимость оказанных услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений за период с 1 января 2019 года по дату окончания срока подачи Заявок (КУ2i)

20

КзначКУ2

0,20

3

Общая площадь подлежащих уборке административно-офисных зданий и/или помещений за период с 1 января 2019 года по дату окончания срока подачи Заявок (КУ3i)

60

КзначКУ3

0,60

 

Количество баллов, присуждаемых Заявке i-го Участника по критерию «Наличие у Участника опыта оказания услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений» (БКУi), определяется по формуле:

БКУi=(КУ1i*КзначКУ1)+(КУ2i*КзначКУ2)+(КУ3i*КзначКУ3),

где:

КУ1i – количество баллов, присуждаемых Заявке i-го Участника по подкритерию «Количество контрактов и/или договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений за период с 1 января 2019 года по дату окончания срока подачи Заявок»;

КУ2i – количество баллов, присуждаемых Заявке i-го Участника по подкритерию «Общая стоимость оказанных услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений за период с 1 января 2019 года по дату окончания срока подачи Заявок»;

КУ3i – количество баллов, присуждаемых Заявке i-го Участника по подкритерию «Общая площадь подлежащих уборке административно-офисных зданий и/или помещений за период с 1 января 2019 года по дату окончания срока подачи Заявок».

Полученные баллы округляются по математическим правилам до сотых числа.

Максимальное количество баллов по данному критерию равно 100.

Лучшим условием исполнения Договора по критерию оценки Заявок «Наличие у Участника опыта оказания услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений» признается наибольшее значение данного критерия оценки Заявок.

Рейтинг, присуждаемый Заявке по критерию «Наличие у Участника опыта оказания услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений», определяется путем умножения количества присужденных баллов на значимость данного критерия.

При оценке Заявки консорциума по данному критерию заявленные всеми членами консорциума сведения, подтверждающие наличие оцениваемого опыта, суммируются.

Количество баллов, присуждаемых оцениваемой Заявке по подкритерию оценки «Количество контрактов и/или договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений за период с 1 января 2019 года по дату окончания срока подачи Заявок» (КУ1i), определяется по следующей формуле:

КУ1i=(КГосi/КГосmax)*95+(КДi/КДmax)*5,

где:

КГосi – количество контрактов и/или договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, заключенных по итогам закупок, проводившихся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ, и при этом исполненных полностью i-м Участником на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года;

КГосmax – максимальное количество контрактов и/или договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, заключенных по итогам закупок, проводившихся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года, из представленных Участниками в Заявках.

КДi – количество заключенных договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, и при этом исполненных полностью i-м Участником на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года;

КДmax – максимальное количество заключенных договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года, из представленных Участниками в Заявках.

В рамках оценки по данному подкритерию к подсчету будут приниматься:

общее количество контрактов и/или договоров, предметом которых является оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений (в том числе контрактов и/или договоров, предметом которых является комплексное обслуживание административно-офисных зданий и/или помещений, включающее услуги по уборке), заключенных по итогам закупок, проводившихся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года.

При этом при оценке будут учитываться только контракты и/или договоры фактическая площадь административно-офисных зданий и/или помещений, подлежащая уборке, по каждому из которых превышает 5 000 кв.м, а также фактическая стоимость оказанных услуг, по каждому из которых превышает 10 млн рублей, что подтверждено копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным контрактам и/или договорам;

общее количество заключенных договоров, предметом которых является оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений (в том числе договоров, предметом которых является комплексное обслуживание административно-офисных зданий и/или помещений, включающее услуги по уборке), и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года.

При этом при оценке будут учитываться только договоры фактическая площадь административно-офисных зданий и/или помещений, подлежащая уборке, по каждому из которых превышает 5 000 кв.м, а также фактическая стоимость оказанных услуг, по каждому из которых превышает 10 млн руб., что подтверждено копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным договорам.

В справке о наличии у Участника опыта оказания услуг (оформляется по форме 3 раздела II «Формы для заполнения участниками закупки» документации, подписывается Участником либо его уполномоченным представителем) необходимо указать контрактные данные работников заказчиков услуг по представленным контрактам и/или договорам. Заказчик оставляет за собой право выборочной проверки представленной по контрактам и/или договорам информации.

Максимальное количество баллов по данному подкритерию оценки Заявок равно 100.

В случае если Заявка подается от имени консорциума, при оценке количественных параметров наличия опыта оказания услуг деятельности членов консорциума эти параметры суммируются.

Количество баллов, присуждаемых оцениваемой Заявке по подкритерию оценки «Общая стоимость оказанных услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений за период с 1 января 2019 года по дату окончания срока подачи Заявок» (КУ2i), определяется по следующей формуле:

КУ2i=(СГосi/СГосmax)*95+(СДi/СДmax)*5,

где:

СГосi – фактическая сумма цен контрактов и/или договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, заключенных по итогам закупок, проводившихся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ, и при этом исполненных полностью i-м Участником на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года;

СГосmax – максимальная сумма цен контрактов и/или договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, заключенных по итогам закупок, проводившихся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года, из представленных Участниками в Заявках.

СДi – фактическая сумма цен договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, и при этом исполненных полностью i-м Участником на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года;

СДmax – максимальная сумма цен заключенных договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года, из представленных Участниками в Заявках.

В рамках оценки по данному подкритерию к подсчету будут приниматься:

контракты и/или договоры, предметом которых является оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений (в том числе контракты и/или договоры, предметом которых является комплексное обслуживание административно-офисных зданий и/или помещений, включающее услуги по уборке), заключенные по итогам закупок, проводившиеся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года.

При этом при оценке будут учитываться только контракты и/или договоры фактическая площадь административно-офисных зданий и/или помещений, подлежащая уборке, по каждому из которых превышает 5 000 кв.м, а также фактическая стоимость оказанных услуг, по каждому из которых превышает 10 млн рублей, что подтверждено копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным контрактам и/или договорам;

договоры, предметом которых является оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений (в том числе договоры, предметом которых является комплексное обслуживание административно-офисных зданий и/или помещений, включающее услуги по уборке), и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года. При этом при оценке будут учитываться только договоры фактическая площадь административно-офисных зданий и/или помещений, подлежащая уборке, по каждому из которых превышает 5 000 кв.м, а также фактическая стоимость оказанных услуг, по каждому из которых превышает 10 млн руб., что подтверждено копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным договорам.

Максимальное количество баллов по данному подкритерию оценки Заявок равно 100.

В случае если Заявка подается от имени консорциума, при оценке количественных параметров наличия опыта оказания услуг деятельности членов консорциума эти параметры суммируются.

Количество баллов, присуждаемых оцениваемой Заявке по подкритерию оценки «Общая площадь подлежащих уборке административно-офисных зданий и/или помещений за период с 1 января 2019 года по дату окончания срока подачи Заявок» (КУ3i), определяется по следующей формуле:

КУ3i=(ПГосi/ПГосmax)*95+(ПДi/ПДmax)*5,

где:

ПГосi – фактическая площадь подлежащих уборке административно-офисных зданий и/или помещений в рамках исполнения контрактов и/или договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, заключенных по итогам закупок, проводившихся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ, и при этом исполненных полностью i-м Участником на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года;

ПГосmax – максимальная площадь подлежащих уборке административно-офисных зданий и/или помещений в рамках исполнения контрактов и/или договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, заключенных по итогам закупок, проводившихся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года, из представленных Участниками в Заявках.

ПДi – фактическая площадь подлежащих уборке административно-офисных зданий и/или помещений в рамках исполнения договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, и при этом исполненных полностью i-м Участником на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года;

ПДmax – максимальная площадь подлежащих уборке административно-офисных зданий и/или помещений в рамках исполнения договоров на оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года, из представленных Участниками в Заявках.

В рамках оценки по данному подкритерию к подсчету будут приниматься:

контракты и/или договоры, предметом которых является оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений (в том числе контракты и/или договоры, предметом которых является комплексное обслуживание административно-офисных зданий и/или помещений, включающее услуги по уборке), заключенные по итогам закупок, проводившиеся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года. При этом при оценке будут учитываться только контракты и/или договоры фактическая площадь административно-офисных зданий и/или помещений, подлежащая уборке, по каждому из которых превышает 5 000 кв.м, а также фактическая стоимость оказанных услуг, по каждому из которых превышает 10 млн рублей, что подтверждено копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным контрактам и/или договорам;

договоры, предметом которых является оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений (в том числе договоры, предметом которых является комплексное обслуживание административно-офисных зданий и/или помещений, включающее услуги по уборке), и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года. При этом при оценке будут учитываться только договоры фактическая площадь административно-офисных зданий и/или помещений, подлежащая уборке, по каждому из которых превышает 5 000 кв.м, а также фактическая стоимость оказанных услуг, по каждому из которых превышает 10 млн руб., что подтверждено копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным договорам.

Максимальное количество баллов по данному подкритерию оценки Заявок равно 100.

В случае если заявка подается от имени консорциума, при оценке количественных параметров наличия опыта оказания услуг деятельности членов консорциума эти параметры суммируются.

Согласно позиции Заявителя Заказчик ограничил круг участников закупочной процедуры, предоставив преимущество определённому лицу/кругу лиц, установив, что при оценке квалификации участника закупки будут учитываться договора, заключенные не ранее 2019 года, а фактическая стоимость оказанных услуг по каждому договору превышает 10 млн. рублей.

Как указывает в своих возражениях Заказчик, начальная (максимальная) цена договора объявленного Конкурса составляет 59 331 183,98 руб. (Пятьдесят девять миллионов триста тридцать одна тысяча сто восемьдесят три рубля 98 копеек), общая площадь внутренних помещений здания Заказчика - 15 853,3 м2, общая площадь прилегающей территории – 6 802 м2.

По мнению Заказчика, для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей им были установлены критерии по оценке у участника опыта оказания услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений для цели определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком Конкурса с необходимыми Заказчику показателями цены, качества и надежности.

Формулировки критериев оценки заявок носят определенный (измеримый) характер и применяются равным образом ко всем участникам закупки и не нарушают права Заявителя на добросовестную ценовую и неценовую конкуренцию

Комиссия считает необходимым отметить, что согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

При этом, согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленные Заказчиком критерии оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 305-ЭС21-21513 по делу А40-265434/2020.

Комиссия также отмечает, что непредставление таких документов не влечет отклонение заявки.

Не являясь условием допуска к участию, данные документы учитываются Заказчиком в рамках оценочной стадии.

При этом, Комиссией установлено, что на участие в закупке было подано 16 заявок, которые протоколом от 15.03.2023 № 15/2023 были допущены к дальнейшему участию в Закупке, что опровергает довод Заявителя о том, что включение спорных положений в документацию приводит к ограничению круга потенциальных участников, а равно Заявителем не доказано, что указанные критерии создают преимущественные условия конкретному участнику.

Кроме того, Комиссия находит необоснованными ссылки Заявителя на порядок оценки заявок, предусмотренный Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604, а также на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571, так как указанные нормативные правовые акты применяются в отношении закупок, проводимых в соответствии с Законом о контрактной системе, а не в соответствии с Законом о закупках, при этом Закупка проводится на основании Закона о закупках.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части.

Комиссия, рассмотрев довод Заявителя о том, что Заказчик включил требование о предоставлении справки об опыте, содержащей активные ссылки на номера извещений о закупках в ЕИС, требования к оформлению которой являются неисполнимыми, установила следующее.

Документацией предусмотрено предоставление справки об опыте, оформляемой в соответствии с Формой 3, являющейся приложением к Документации.

Согласно примечанию к Форме 3 к справке должны прилагаться копии контрактов/договоров, предметом которых является оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, заключенных по итогам закупок, проводившихся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года, а также копии актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным контрактам и/или договорам. При этом при оценке будут учитываться только контракты и/или договоры фактическая площадь административно-офисных зданий и/или помещений, подлежащая уборке, по каждому из которых превышает 5 000 кв.м, а также фактическая стоимость оказанных услуг, по каждому из которых превышает 10 млн рублей, что подтверждено копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным контрактам и/или договорам, а также представлена действующая ссылка в ЕИС на извещение о закупке, по результатам которой заключен соответствующий контракт и/или договор).

Как следует из доводов жалобы, форма справки, которая подлежит заполнению требует от участника закупки подписи ответственного лица участника, а также печати. Заказчиком подразумевается, что в составе заявки данный документ будет представлен в виде скан-копии оригинала, что в свою очередь делает невозможным факт указания активных ссылок, что приводит к нарушению принципа информационной открытости закупки, поскольку лишает участников информации о порядке проведения закупки (противоречивые сведения о порядке оформления заявки).

Вместе с тем, по мнению Заказчика, указанная позиция Заявителя основана на неверном понимании документации, поскольку согласно пункту 7.1 Документации заявки вместе с прилагаемыми документами направляются оператору электронной торговой площадки в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя участника или самим участником.

В соответствии с пунктом 29.10 Документации файлы, входящие в состав заявки, должны иметь один из следующих форматов документов: Microsoft Word Document (*.doc), Rich Text Format (*.rtf), Microsoft Excel Sheet (*.xls), Portable Document Format (*.pdf). Все файлы не должны иметь защиты от их открытия, изменения, копирования их содержимого или их печати. Файлы должны быть поименованы так, чтобы из их названия было понятно, какой документ в каком файле находится.

Таким образом, по мнению Заказчика, документы, предоставляемый участником Закупки по Форме 3, не требует обязательной собственной ручной подписи уполномоченного лица.

Участник может предоставить номера извещений о закупке в ЕИС, по результатам которых заключены вышеуказанные контракты и/или договоры и активные ссылки на такие закупки в ЕИС, в составе заявки, приложив данные сведения к Справке или указав их в ней напрямую при соблюдении вышеуказанных условий.

При этом, как пояснил Заказчик, предоставление справки о наличии опыта оказания услуг у участника (оформляется по форме 3 раздела II «Формы для заполнения участниками закупки» документации, подписывается Участником либо его уполномоченным представителем) не является требованием Заказчика, непредставление документов, подтверждающих опыт участника по критериям оценки, не является причиной отклонения Заявки.

Комиссия считает необходимым отметить, что Заявитель не воспользовался своим правом на обращение к Заказчику за разъяснением положений документации, а также не предоставил доказательства того, что оспариваемые положения документации привели к невозможности подачи заявки на участие в Закупке.

Кроме того наличие 16 поданных на участие в процедуре заявок свидетельствует о том, что требования документации не содержали в себе двоякого толкования и не вводили участников в заблуждение.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.

Комиссия, рассмотрев довод Заявителя о том, что Заказчик включил в документацию противоречивые положений относительно возможности предоставления гражданско-правовых договоров, заключенных не в рамках процедур, предусмотренных Законом о закупках и Законом о контрактной системе, установила следующее.

Согласно позиции Заявителя участнику не представляется возможным определить, какие именно сведения требуется предоставить для оценки квалификации участника, поскольку сведения в информационной карте не совпадают со сведениями в форме 3 раздела II «Формы для заполнения участниками закупки», а именно согласно примечанию к Форме 3 участником допускается предоставление договор, заключенных не в рамках процедур, предусмотренных Законом о закупках и Законом о контрактной системе, несмотря на то, что согласно документации Заказчиком принимаются договоры/контракты, заключенные исключительно в рамках обязательных процедур.

Вместе с тем, как следует из выше приведенного пункта 28 Информационной карты, в рамках оценки опыта участника к подсчету будут приниматься:

контракты и/или договоры, предметом которых является оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений (в том числе контракты и/или договоры, предметом которых является комплексное обслуживание административно-офисных зданий и/или помещений, включающее услуги по уборке), заключенные по итогам закупок, проводившиеся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года. При этом при оценке будут учитываться только контракты и/или договоры фактическая площадь административно-офисных зданий и/или помещений, подлежащая уборке, по каждому из которых превышает 5 000 кв.м, а также фактическая стоимость оказанных услуг, по каждому из которых превышает 10 млн рублей, что подтверждено копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным контрактам и/или договорам;

договоры, предметом которых является оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений (в том числе договоры, предметом которых является комплексное обслуживание административно-офисных зданий и/или помещений, включающее услуги по уборке), и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года. При этом при оценке будут учитываться только договоры фактическая площадь административно-офисных зданий и/или помещений, подлежащая уборке, по каждому из которых превышает 5 000 кв.м, а также фактическая стоимость оказанных услуг, по каждому из которых превышает 10 млн руб., что подтверждено копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным договорам.

Таким образом, документацией в целях подтверждения соответствующего опыта допускается предоставление как гражданско-правовых договоров, так и договоров, заключенных по итогам закупок, проводившихся в соответствии с Законом о закупках и/или Законом о контактной системе.

Кроме того согласно примечанию к Форме 3 к справке должны прилагаться копии контрактов/договоров, предметом которых является оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, заключенных по итогам закупок, проводившихся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года, а также копии актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным контрактам и/или договорам. При этом при оценке будут учитываться только контракты и/или договоры фактическая площадь административно-офисных зданий и/или помещений, подлежащая уборке, по каждому из которых превышает 5 000 кв.м, а также фактическая стоимость оказанных услуг, по каждому из которых превышает 10 млн рублей, что подтверждено копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным контрактам и/или договорам, а также представлена действующая ссылка в ЕИС на извещение о закупке, по результатам которой заключен соответствующий контракт и/или договор.

При этом к справке должны прилагаться копии заключенных договоров, предметом которых является оказание услуг по уборке административно-офисных зданий и/или помещений, и при этом исполненных полностью на дату окончания срока подачи Заявок, со сроком начала оказания услуг не ранее 1 января 2019 года, а также копии актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным договорам. При этом при оценке будут учитываться только договоры фактическая площадь административно-офисных зданий и/или помещений, подлежащая уборке, по каждому из которых превышает 5 000 кв.м, а также фактическая стоимость оказанных услуг, по каждому из которых превышает 10 млн рублей, что подтверждено копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг по вышеуказанным договорам.

Таким образом, требования к оформлению справки об опыте соответствуют требованиям Документации в указанной части.

Комиссия также обращает внимание, что в 07.03.2023 ЕИС Заказчиком размещены разъяснения на запрос от 03.03.2023, согласно которым документацией о закупке на оказание услуг по уборке арендованных помещений в здании, расположенном по адресу: Павелецкая наб., д. 8 и его прилегающей территории, а также погрузочно-разгрузочных услуг (далее – документация, закупка) предусмотрена оценка опыта участника закупки не только по договорам, заключенным по итогам закупок, проводившихся в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон № 44-ФЗ), а также по гражданско-правовым договорам, заключенным не в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ. В формулах расчета присуждаемых баллов, содержащихся в подпунктах 28.5.1, 28.5.2 и 28.5.3 документации, показатели КДi СДi и ПДi учитывают договоры, заключенные не в соответствии с Законом № 223-ФЗ и/или Законом № 44-ФЗ.

Таким образом, Комиссия не усматривает, что обжалуемые Заявителем положения документации являются противоречивыми, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> на действия ГК «Агентство по страхованию вкладов» (ОГРН: 1047796046198, ИНН: 7708514824) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 14.03.2023 № НП/11093/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны