Заключение б/н Заключение 077/07/5-1839/2020 от 28 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Фонд развития промышленности

 

Лялин пер., д. 6, стр. 1,

Москва, 105062

 

 

ООО «ДЖЕТА»

 

Тверская ул., д. 3, пом. 1031,

Казань, 420034

 

 

ФАС России

 

Садовая Кудринская ул., д. 11,

Москва, Д-242, ГСП-3, 125993

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по делу № 077/07/5-1839/2020 о проверке сведений необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков

 

18.02.2020                                                                                                            г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО «ДЖЕТА» (далее также Общество) от заключения договора с Фондом развития промышленности (далее также — Заказчик), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Обращение),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступило Обращение Фонда развития промышленности о проведении проверки факта уклонения ООО «ДЖЕТА» от заключения договора на оказание услуг по предоставлению доступа к информационным ресурсам, содержащим информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях по результатам проведения запроса котировок (реестровый № 31908358853) (далее - Закупка).

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, приведенных в Обращении, возражениях на них, Комиссия установила следующее.

01.10.2019 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) размещено извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 604 800,00 руб.

В соответствии с протоколом подведения итогов Закупки от 10.10.2019 № 31908358853-03 победителем была признано ООО «ДЖЕТА» с ценовым предложением в размере 540 000,00 руб.

Согласно пункту 18 Извещения срок заключения договора не может превышать 20 (двадцать) дней с момента опубликования протокола подведения итогов.

Таким образом, договор мог быть заключен сторонами не позднее 30.10.2019.

Победитель (участник) запроса котировок в электронной форме, с которым заключается договор обязан предоставить на подпись заказчику 2 (два) экземпляра договора, подписанного со стороны победителя (участника), составленного по форме, установленной проектом договора, в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (при наличии технической возможности электронной торговой площадки) или в бумажной форме, в срок не позднее 5-ти рабочих дней с даты публикации протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме в единой информационной системе.

12.10.2019 в адрес Заказчика со стороны Общества был направлен проект договора посредством почтового отправления.

21.10.2019 ООО «ДЖЕТА» признано уклонившимся от заключения договора в связи с непредставлением подписанного со своей стороны проекта договора в регламентированный срок (протокол размещен в ЕИС — 17.02.2020).

06.11.2019 Заказчиком заключен договор с участником, заявке которого присвоено второе место.

Комиссия обращает внимание Заказчика на необходимость соблюдения десятидневного «моратория» при заключении договора, в том числе с участником, которому присвоен следующий порядковый номер <...> в целях реализации в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции права участника, признанного уклонившимся, на обжалование соответствующих действий Заказчика. Однако, настоящий договор согласно сведениям, размещенным в ЕИС, был заключен Заказчиком от 06.11.2019, в связи с чем Заказчик своими действиями лишил Общество возможности оспаривания протокола признания такого участника уклонившимся.

По своей сути, документация о проведении закупки является офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор. При этом проект договора является составной частью такой документации.

Пунктом 1 статьи 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В силу специфики проведения закупочных процедур в соответствии с положениями Закона о закупках такие существенные условия формируются Заказчиком в Закупочной документации.

При этом согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

Пунктом 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Согласно пункту 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Таким образом, из вышеприведенных положений гражданского законодательства можно сделать вывод о том, что конечной целью оферты является заключение договора.

Пунктом 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Следовательно, при проведении закупочной процедуры Заказчик выступает в качестве оферента, а участники такой процедуры являются акцептантами, в связи с чем именно Заказчик должен направить в адрес победителя проект договора, а последний его подписать (то есть акцептировать оферту).

В настоящем случае Заказчик, формируя Закупочную документацию на основании собственной потребности и размещая извещение о проведении конкурентной процедуры, направляет оферту, а участники, принимая участие в такой процедуре, акцептируют оферту, возлагая на себя обязанность по заключению договора с Заказчиком на предложенных условиях.

В связи с тем, что в силу действующего законодательства в сфере закупок обязанность по формированию закупочной документации возложена именно на Заказчика, перекладывание ответственности по формированию проекта договора на участника не соответствует положениям закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Заказчик, воспользовавшись тем, что Закон о закупках не содержит прямого указания на то, кем именно направляется проект договора, возлагая на участника обязанность по первичному направлению проекта договора, злоупотребил правом в части формирования спорного порядка заключения договора, что не соответствует пункту 1 части 10 ГК РФ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок заключения договора, обязывающий участника процедуры самостоятельно формировать проект договора является неправомерным, так как подобный порядок способствует затягиванию завершения закупочной процедуры, а равно препятствует своевременному удовлетворению потребностей Заказчика, а также может быть использован Заказчиком как инструмент отказа от заключения договора с неугодными Заказчику лицами.

Комиссией также принято во внимание, что Общество признано уклонившимся от заключения договора до наступления срока для заключения договора в соответствии с положениями действующего законодательства в сфере закупок, а именно ранее истечения 10 дней с момента публикации итогового протокола.

При таком поведении Заказчика Комиссия приходит к выводу о недостаточности оснований для применения к ООО «ДЖЕТА» такой серьезной меры ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с части 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

С учетом совокупности фактических обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, Комиссия не усматривает оснований для включения сведений об ООО «ДЖЕТА» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 5 Закона о закупках, приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 Комиссия

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Не рекомендовать включение сведений об ООО «ДЖЕТА» (ИНН: 1328909832; ОГРН: 1081300000253; адрес места нахождения: 420034, Казань, Тверская ул., д. 3, пом. 1031) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.

 

Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений (но не заключение территориального органа о наличии оснований для включения в реестр) об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны