Решение б/н б/а от 5 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4149/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

04.04.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,

<...> ведущего специалиста-эксперта разряда отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «ЧОП «Баярд-Пультовая охрана» <...> , действующего на основании доверенности от 01.03.2023 № 1-БПО, представителяООО ЧОП «Альфа-Легион+» <...> , действующей на основании доверенности от 11.12.2023 № б/н, представителя ГБС РАН <...> , действующего на основанни доверенности от 29.03.2024 № 22д,

рассмотрев жалобу ООО «ЧОП «Баярд-Пультовая охрана» (далее - Заявитель) на действия ГБС РАН (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране территории на оказание услуг по охране территории Федерального государственного бюджетного учреждения науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (реестровый № 32413348270, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заказчиком нарушен порядок оценки заявок, посколькуООО ЧОП «Альфа-Легион+» (Победитель) закупки предоставлены недостоверные сведения относительно документов, подтверждающих опыт участника закупки.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что Заказчиком 04.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Закупке.

НМЦД: 86 057 745,03 руб.

Дата начала срока подачи заявок: 04.03.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 20.03.2024 в 10:00.

Дата подведения итогов: 21.03.2024.

Согласно документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

 

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки

Формула расчета оценки

2

Критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», баллы

К2 = 60% (0,60)

К2 - коэффициент значимости по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». К2 = 0,6. Значимость критерия оценки означает применение соответствующего коэффициента значимости путем умножения полученных результатов по формуле по каждому участнику закупки.

2.1.

Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта

К3 = 60% (0,60)

К3 - коэффициент значимости по подкритерию «Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта». К3 = 0,6. Значимость подкритерия оценки означает применение соответствующего коэффициента значимости путем умножения полученных результатов по формуле по каждому участнику закупки.

2.1.1.

Общая цена исполненных участником закупки договоров

К4 = 20% (0,20)

 

 

где:

Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по детализирующему показателю оценки;

Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке;

Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке.

К4 - коэффициент значимости по подкритерию подкритерия «Общая цена исполненных участником закупки договоров». К4 = 0,2. Значимость подкритерия подкритерия оценки означает применение соответствующего коэффициента значимости путем умножения полученных результатов по формуле по каждому участнику закупки.

 

Оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров (контрактов) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.

К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.

Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Подтверждающие документы:

- копия исполненного договора (договоров);

- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров) (последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок);

- документы, подтверждающие уплату неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

 

Сводные данные об опыте участника могут быть представлены с использованием рекомендованной формы, приведенной в Приложении к настоящему Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

2.1.2.

Общее количество исполненных участником закупки договоров

К5 = 40% (0,40)

 

где:

Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по детализирующему показателю оценки;

Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке;

Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке.

К5 - коэффициент значимости по подкритерию подкритерия «Общее количество исполненных участником закупки договоров». К5 = 0,4. Значимость подкритерия подкритерия оценки означает применение соответствующего коэффициента значимости путем умножения полученных результатов по формуле по каждому участнику закупки.

 

Оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров (контрактов) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.

К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.

Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

 

Подтверждающие документы:

- копия исполненного договора (договоров);

- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров) (последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок);

- документы, подтверждающие уплату неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

 

Сводные данные об опыте участника могут быть представлены с использованием рекомендованной формы, приведенной в Приложении к настоящему Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

2.1.3.

Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров

К6 = 40% (0,40)

 

где:

Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по детализирующему показателю оценки;

Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке;

Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке.

К6 - коэффициент значимости по подкритерию подкритерия «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров». К6 = 0,4. Значимость подкритерия подкритерия оценки означает применение соответствующего коэффициента значимости путем умножения полученных результатов по формуле по каждому участнику закупки.

 

Оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров (контрактов) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.

К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.

Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

 

Подтверждающие документы:

- копия исполненного договора (договоров);

- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров) (последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок);

- документы, подтверждающие уплату неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Сводные данные об опыте участника могут быть представлены с использованием рекомендованной формы, приведенной в Приложении к настоящему Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

 

Согласно протоколу подведения итогов от 21.03.2024 № 3007044 Заказчик по указанному критерию присвоил Победителю — 38,4 балла, Заявителю — 21,6 баллов.

Как указывает Заявитель, по информации полученной от Заказчика в составе конкурсной заявки Победителя было предоставлено 1717 контрактов (договоров) из которых 1716 соответствовали требованию: «последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок».

Общая цена допущенных к оценке контрактов (договоров) участником ООО ЧОП «Альфа-Легион+» составила 25 293 333 452,75 руб., а наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров равна 1 080 004 320,00 руб.

Вместе с тем, в соответствии с информацией сервиса «Прозрачный бизнес» ФНС России о финансово-хозяйственной деятельности ООО ЧОП «Альфа-Легион+» (ИНН 7733587488) сумма дохода последнего за 2020-2022 годы составила 521 805 000 рублей.

Это означает, что за 2019 и 2023 годы сумма дохода ООО ЧОП «Альфа-Легион+» должна была составить более 24,5 миллиардов рублей, что невозможно, поскольку в соответствии со сведениями из сервиса «Прозрачный бизнес» ФНС России сумма выручки ООО ЧОП «Альфа-Легион+» составила 96 193 000 рублей. Кроме того, ООО ЧОП «Альфа-Легион+» является малым предприятием с 01.08.2016, и с 2021 года применяет упрощённую систему налогообложения (годовой лимит доходов: не более 150 миллионов рублей).

Таким образом, по мнению Заявителя, исходя из несоответствия доходов участника закупок цене представленных контрактов/договоров, ООО ЧОП «Альфа-Легион+» представлена недостоверная информация относительно своего опыта, ввиду чего такая заявка подлежала отклонению комиссией Заказчика.

Комиссия критически оценивает доводы Заявителя относительно предоставления Победителем закупки недостоверных сведений, в связи с тем, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.

Комиссия отмечает, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения несоответствующие действительности.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

В настоящем случае факт представления Победителем закупки недостоверных сведений, а именно сведений, которые не имели места в действительности, не находит своего подтверждения, а равно у Заказчика отсутствовали правовые основания для неначисления баллов по указанным критериям.

Комиссия отмечает, что неопровержимыми и документальными подтверждениями недостоверных сведений на момент оценки заявок Заявителя, Заказчик не обладал.

Доказательств обратного Заявителем Комиссии не представлено.

При этом Комиссия отмечает, что несоответствие финансовой (бухгалтерской) отчетности участника закупке сумме исполненных договоров само по себе не может свидетельствовать о предоставлении недостоверных сведений.

Более того, Комиссия считает необходимым отметить, что Заявителем не предоставлено доказательств предоставления Победителем закупки недостоверной информации.

Так, согласно документам, представленным Заказчиком ООО ЧОП «Альфа-Легион+» подало свою заявку в составе коллективного участия с другими лицами, в том числе ООО «ЧОМ Коммандор-2Л», предоставившего в составе заявки договор на оказание услуг по обеспечению охраны объектов на сумму 1 080 004 320,00 руб.

Таким образом, доводы Заявителя о предоставлении Победителем недостоверной информации в связи с несоответствмем доходов сумме исполненных договоров не находят своего подтверждения.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЧОП «Баярд-Пультовая охрана» (ИНН: 7722593458; ОГРН: 1067759269280) на действия ГБС РАН (ИНН: 7715038478; ОГРН: 1027739758892) при проведении Закупи необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 28.03.2023 № НП/12415/24.

 

Настоящее решение может бы

Связанные организации

Связанные организации не указаны