Решение №б/а б/а от 19 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6321/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

19.05.2023                                                                                                                        г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..», «…..»,

рассмотрев жалобу «…..» (далее — Заявитель) на действия «…..» (далее — Заказчик) при проведении предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку и сборку специализированной клиентской и производственной мебели для оснащения отделений почтовой связи (реестровый № 32312162334, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 11.05.2023 № 28/36648/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 3 протокола подведения итогов предварительного квалификационного отбора в электронной форме от 16.05.2023 № 32312162334, Заявителю (заявка № 146540) отказано в признании квалифицированным участником, поскольку заявка не соответствует требованиям документации о проведении ПКО: «а именно пункту 3.1. Части II. Информационной карты, приложению к части II «Информационная карта» документации о ПКО «Критерии оценки заявок на участие в предварительном квалификационном отборе (ПКО), их содержание, и порядок оценки».

На основании пункта 1.10 раздела 1 Части I документации открытого предварительного квалификационного отбора к участнику ПКО установлены дополнительные требования:

- квалификационные критерии в Части II «Информационная карта» настоящей документации.

В соответствии с полученными итоговыми рейтингами, прошедшими предварительный квалификационный отбор, являются участники, соответствующие предъявляемым обязательным и дополнительным требованиям, установленным документацией о предварительном квалификационном отборе, и набравшие по критерию «Квалификация участника» более 80 (восьмидесяти) баллов.

Участником ПКО набрано менее 80 (восьмидесяти) баллов».

Согласно доводам жалобы заявка Заявителя отклонена Заказчиком неправомерно, поскольку заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы запрошенные антимонопольным органом.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Заявителем не набрано необходимое количество 80 баллов для успешного прохождения квалифицированного отбора. По результатам оценки заявки Заявителем было набрано только 35 баллов по критерию № 3 «Наличие у участника ПКО статуса производителя и/или официального представителя производителя» и по критерию №4 «Наличие просрочки по поставке продукции (товара) АО «Почта России». При этом по критерию № 1 «Наличие у участника ПКО опыта успешной поставки продукции (товара) сопоставимого характера и объема» и критерию № 2 «Наличие у участника ПКО финансовой устойчивости» Заявителю присвоено 0 баллов, поскольку в составе заявки отсутствовали документы подтверждающие соответствие указанным критериям.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что 16.05.2023 Заказчик на сайте электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении предварительного квалификационного отбора.

Пунктом 1.10 документации установлено, что к участнику ПКО могут устанавливаться дополнительные требования:

- квалификационные критерии, установленные в Части II «Информационная карта» настоящей документации.

Приложением к Информационной карте установлены квалификационные критерии оценки заявок на участие в предварительном квалификационном отборе (ПКО), их содержание и порядок оценки:

п/п

Критерий оценки

Необходимое значение

Документы, подтверждающие соответствие

установленным критериям

1.

Наличие у участника ПКО опыта успешной поставки продукции (товара) сопоставимого характера и объема.

 

Показатель (C1i)

Для целей данного требования учитываются исполненные за период с 2018 года по 2022 год (включительно) (в любой год из заявленного периода), а также договоры (контракты), заключенные с участником закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ и (или) Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и (или) Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее по всему тексту настоящих критериев оценки – договоры (контракты).

Должны быть представлены заверенные копии исполненных договоров (контрактов) и/или выписок из них, содержащих следующие сведения:

  • стороны Договора (контракта);

  • номер, дата заключения и периоде действия Договора (контракта);

  • общая стоимость (цена) Договора (контракта).

Под исполненным договором (контрактом) понимается договор (контракт), по которому в составе заявки помимо копии такого договора (контракта) или выписки из него представлены копии документов (подписанные сторонами акты и/или иные отчетные документы), подтверждающие исполнение обязательств участника ПКО не менее чем на 90% от общего предусмотренного объема договорных обязательств в стоимостном выражении. При этом при расчете максимальной суммы исполненного договора (контракта) учитывается сумма первичных документов, подтверждающих исполнение обязательств участника ПКО, в стоимостном выражении.

Под опытом успешной поставки продукции (товара) сопоставимого объема понимаются договоры (контракты) на поставку и сборку офисной мебели с ценой каждого договора (контракта) не менее 13 000 000 (тринадцати миллионов) рублей 00 копеек, с учетом НДС в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (в случае, если Участник ПКО является плательщиком НДС).

 

Алгоритм расчета баллов:

Предоставлены копии исполненных договоров (контрактов) за 2018-2022 годы (включительно) (в любой год из заявленного периода) и/или выписки из них на поставку и сборку офисной мебели с различными контрагентами, в которых участник ПКО является исполнителем, и копии документов, подтверждающие исполнение обязательств по ним участником ПКО на сумму не менее, чем на 13 000 000 руб. по каждому договору (контракту). Баллы присваиваются пропорционально общей сумме исполненных обязательств, за 100% принимается сумма 78 000 000 руб.:

  • от 100% и более – 30 баллов;

  • от 90% до 99,9(9)% – 27 балла;

  • от 80% до 89,9(9)% – 24 баллов;

  • от 70% до 79,9(9)% – 21баллов;

  • от 60% до 69,9(9)% – 18 баллов;

  • от 50% до 59,9(9)% – 15 баллов;

  • от 40% до 49,9(9)% – 12 баллов;

  • от 30% до 39,9(9)% – 9 баллов;

  • от 20% до 29,9(9)% – 6 баллов;

  • от 10% до 19,9(9)% – 3 балла;

  • менее 10% или при отсутствии подтверждающих документов - 0 баллов.

 

В случае наличия информации (решение суда, вступившее в законную силу, информация в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС)) о нарушении Участником обязательств по договору, соответствующий договор (контракт) к оценке не принимается.

 

Максимальное количество по критерию 1 – 30 баллов.

2.

Наличие у участника ПКО финансовой устойчивости

Показатель (C2i)

Наличие

Необходимо предоставить следующие документы за любые два года из трех 2020, 2021, 2022 гг.:

- бухгалтерский баланс (Форма по ОКУД 0710001) и отчет о финансовых результатах (Форма по ОКУД 0710002);

- книга учета доходов и расходов (форма утверждена приказом Минфина России от 22.10.2012 №135 в ред. От 07.12.2016 № 227н) – для Индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

- аналог указанных форм, составленный в соответствии с законодательством страны регистрации - для тех участников, которые не составляет бухгалтерский баланс по данной форме, например, для иностранных участников.

 

Принимаются заверенные копии с печатью организации (при ее наличии) либо электронная версия с приложенной отметкой Инспекции Федеральной налоговой службы о приеме документов.

 

Алгоритм расчета баллов:

Предоставлены заверенные копии с печатью организации (при ее наличии) либо электронная версия с приложенной отметкой Инспекции Федеральной налоговой службы о приеме документов бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, книга учета доходов и расходов или аналог указанных форм за любые два года из трех 2020, 2021, 2022 гг., подтверждающие сумму выручки за каждый год. Размер выручки рассчитывается как среднее арифметическое значение из показателей выручки за два года. Баллы присваиваются пропорционально, при этом 100 000 000 руб. соответствуют 100%:

  • от 100% и более – 30 баллов;

  • от 90% до 99,9(9)% – 27 балла;

  • от 80% до 89,9(9)% – 24 баллов;

  • от 70% до 79,9(9)% – 21баллов;

  • от 60% до 69,9(9)% – 18 баллов;

  • от 50% до 59,9(9)% – 15 баллов;

  • от 40% до 49,9(9)% – 12 баллов;

  • от 30% до 39,9(9)% – 9 баллов;

  • от 20% до 29,9(9)% – 6 баллов;

  • от 10% до 19,9(9)% – 3 балла;

  • менее 10% или при отсутствии подтверждающих документов - 0 баллов.

 

Максимальное количество по критерию 2 – 30 баллов.

 

3.

Наличие у участника ПКО статуса производителя и/или официального представителя производителя (дилера) офисной мебели.

Показатель (C3i)

Наличие

Необходимо предоставить документы:

- копии документов, подтверждающих, что участник ПКО является производителем (копии сертификатов соответствия и/или декларации о соответствии) офисной мебели по любым 2 и более наименованиям товаров, указанных в порядковых номерах №№ 1-14, 20, 24-26, 29, 34-40, 42-45, 47-53 пункта 3.2 «Спецификация поставляемого товара» Технической части документации (Часть IV документации открытого предварительного квалификационного отбора в электронной форме);

- копии дилерских договоров с производителями и/или иных документов от производителей, подтверждающих, что участник ПКО вправе осуществлять поставку офисной мебели по 2 и более наименованиям товаров, указанных в порядковых номерах №№ 1-14, 20, 24-26, 29, 34-40, 42-45, 47-53 пункта 3.2 «Спецификация поставляемого товара» Технической части документации (Часть IV документации открытого предварительного квалификационного отбора в электронной форме).

Алгоритм расчета баллов:

Участником ПКО предоставлены:

  • подтверждающие документы, что он является производителем 2 или более наименований товаров, указанных выше – 10 баллов;

  • копии дилерских договоров по 2 или более наименованиям товаров, указанных выше – 5 баллов;

  • при отсутствии подтверждающих документов или предоставлении подтверждающих документов только по 1 наименованию товаров, указанных выше – 0 баллов.

 

Максимальное количество по критерию 3 – 15 баллов.

4

Наличие просрочки по поставке продукции (товара) по договорам с АО «Почта России».

Показатель (C4i)

 

Должны быть представлены заверенные подписью уполномоченного лица участника и печатью участника ПКО (при наличии печати):

1. копии документов (подписанные сторонами акты и/или иные отчетные документы), подтверждающие исполнение обязательств участника ПКО, содержащих следующие сведения:

  • стороны Договора (контракта);

  • номер Договора (контракта);

  • дата заключения и период действия Договора (контракта);

  • общая стоимость (цена) Договора (контракта).

    2. декларация участника ПКО об отсутствии просрочки по поставке продукции или декларация с указанием наличия просрочек и их длительностью.

 

К рассмотрению принимаются только договоры (контракты), заключенные в период с 2018 по 2022 годы (включительно) (в любой год из заявленного периода), в которых участник ПКО является исполнителем. АО «Почта России» вправе проверить информацию, предоставленную участниками ПКО, а также использовать имеющуюся информацию о заключенных договорах и исполнению обязательств участниками ПКО.

 

Алгоритм расчета баллов:

Предоставлены подтверждающие документы по отсутствию просрочки по поставке продукции (товара) по количеству календарных дней:

  • 0 дней или отсутствуют заключенные договоры на поставку или на поставку и сборку офисной или иной производственной мебели с АО «Почта России» – 25 баллов;

  • от 1 до 15 дней – 20 баллов;

  • от 16 до 30 дней – 15 баллов;

  • от 31 до 45 дней – 10 баллов;

  • от 46 до 60 дней – 5 баллов;

  • более 60 дней – 0 баллов.

 

Оценка проводится по максимальному количеству дней просрочки из предоставленных материалов или выявленных случаев поставок с нарушением срока. В случае наличия информации (решение суда, вступившее в законную силу, информация в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС)) о нарушении Участником обязательств по договору, соответствующий договор (контракт) к оценке не принимается.

 

Максимальное количество по критерию 4 – 25 баллов.

Оценка квалификации Участников производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, устанавливаемых в настоящей документации.

При проведении оценки заявок участников применяется бальная система оценки.

Сумма значимостей критериев оценки заявок всегда составляет 100 баллов.

Для оценки заявок осуществляется расчет итогового балла по каждой заявке. Итоговый балл заявки рассчитывается путем сложения баллов по каждому критерию оценки заявки, установленному в настоящей документации.

Итоговый балл каждой заявки определяется по формуле:

Rci = C1i + C2i + С3i + С4i

где:

Rci – балл, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию;

С1i-4i – значение в баллах, присуждаемое комиссией i–ой заявке

В Реестр квалифицированных поставщиков включаются участники набравшие по результатам оценки заявок Rci > 80 (более восьмидесяти) баллов.

Изучив заявку Заявителя и представленные в материалы дела документы, Комиссией установлено, что по критерию № 3 «Наличие у участника ПКО статуса производителя и/или официального представителя производителя» Заявителю присвоено максимальное количество баллов – 10. Также по критерию № 4 «Наличие просрочки по поставке продукции (товара) АО «Почта России» Заявителю присвоено максимальное количество баллов – 25.

Таким образом, Комиссией установлено, что Заявителем набрано по двум вышеуказанным критериям – 35 баллов.

При этом Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки не представлены документы подтверждающие соответствие квалификационным критериям № 1 «Наличие у участника ПКО опыта успешной поставки продукции (товара) сопоставимого характера и объема» и № 2 «Наличие у участника ПКО финансовой устойчивости».

Как пояснил на заседании Комиссии представитель Заявителя, по критерию № 1 «Наличие у участника ПКО опыта успешной поставки продукции (товара) сопоставимого характера и объема» договоры действительно не были представлены, поскольку из релевантного опыта у Заявителя был только один договор, но на сумму менее 13 000 000 рублей, что не соответствует установленным требованиям.

По мнению Заявителя, отклонять заявку за отсутствие подходящего опыта необоснованно, учитывая соответствие заявки иным обязательным требованиям предварительного квалификационного отбора.

Комиссия отмечает, что при рассмотрении заявок на участие закупочная комиссия оценивала возможность допуска к участию в предварительном квалификационном отборе исключительно в соответствии с требованиями к участникам и составу документов Заявителя, указанных в документации.

Как было отмечено Комиссией ранее, согласно установленным требованиям документации в реестр квалифицированных поставщиков включаются участники набравшие по результатам оценки заявок Rci > 80 (более восьмидесяти) баллов.

При этом Заявителем по результатам оценки заявки было набрано - 35 баллов.

Таким образом, Заявитель не соответствует квалификационным требованиям, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения такого участника от участия в предварительном квалификационном отборе.

Следует отметить, что допуск заявки такого участника как Заявитель, являлось бы предоставлением преимущества такому лицу перед другими участниками, что недопустимо в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно подпункту «д» пункта 6.10 документации, Комиссия по закупкам ТРУ имеет право отклонить заявки, которые не отвечают требованиям документации.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя обоснованным, принятым в соответствии с требованиями документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Дополнительно Комиссия считает необходимым отметить, что оспариваемые Заявителем требования документации, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, подлежали обжалованию в срок до окончания срока подачи заявок.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу «…..» (ОГРН: «…..», ИНН: «…..») на действия «…..» (ОГРН: «…..», ИНН: «…..») при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.05.2023 № НП/19092/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны