Решение б/н б/а от 2 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17202/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

30.11.2022 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

<...> — заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов;

членов Комиссии:

<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

<...> — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

при участии посредством видеоконференцсвязи арбитражного управляющего <...>. (лично) и <...> (лично),

рассмотрев жалобу <...> (далее - Заявитель) на действия арбитражного управляющего <...> (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 9598194, лот № 5, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, перенаправленная письмом прокуратуры Тюменской области от 02.11.2022 № 7-р-8327-22/12477.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу пунктов 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Кроме того Комиссия отмечает, что по смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

Таким образом, при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов и подготовке решений по результатам рассмотрения таких жалоб территориальным органам

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 31.03.2022 по делу № А34- 12910/2020 АО «ЩУЧАНСКОЕ ДРСУ» (ОГРН 1084524000131, ИНН 4525005895, адрес: 641010, Курганская обл, г Щучье, ул Пролетарская, 48) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Курганской области от 06.05.2022 по делу № А34-12910/2020 конкурсным управляющим АО «ЩУЧАНСКОЕ ДРСУ» утверждена <...>, член САУ «Авангард» (ИНН 7705479434, ОГРН 1027705031320, 105062, Москва г, Макаренко ул., 5, 1А, оф.3).

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:

  • сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

  • сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

  • требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

  • условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

  • порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

  • порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

  • размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

  • начальная цена продажи предприятия;

  • величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

  • порядок и критерии выявления победителя торгов;

  • дата, время и место подведения результатов торгов;

  • порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

  • сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

  • сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

Согласно доводам жалобы, Организатор торгов при заключении договора купли-продажи с Заявителем, как победителем торгов по Лоту № 5, неправомерно демонтировал специализированное оборудование (пескоразбрасыватель, боковая снегоуборочная лопата) с автомобиля КАМАЗ-55111 гос № О 865 ВК 45, которое, по мнению Заявителя, также входило в состав Лота № 5.

Организатор торгов с жалобой не согласился, представил письменные возражения и материалы.

По результатам рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что собранием кредиторов 18.08.2022 утверждено Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества АО «ЩУЧАНСКОЕ ДРСУ» о продаже движимого имущества должника (43 лота) (далее - Положение).

Конкурсным управляющим торги по продаже имущества: на сайте ЕФРСБ – сообщение № 9598194 от 16.09.2022, в газете КоммерсантЪ – объявление № 77034066814 от 17.09.2022 и на электронной площадке ООО «Аукционы Федерации» (ИНН 0278184720) по адресу в сети Интернет: https://alfalot.ru/.

Прием заявок осуществлялся в период с 00:01 19.09.2022 по 23:59 23.10.2022 по адресу ЭТП.

Дата и время торгов: 24.10.2022 в 18:00.

Согласно опубликованным сведениям о торгах, ознакомление с лотом и документами производится по предварительному согласованию с конкурсным управляющим в рабочие дни с 12:00 по 18:00 в период приема заявок

В соответствии с сообщением № 9598194 по Лоту № 5 на Торги выставлено следующее имущество: Автомобиль КАМАЗ-55111 гос № О 865 ВК 45 (далее - Автомобиль), начальная максимальная цена: 148 800 руб.

Протоколом от 24.10.2022 № 70359-5 Заявитель признан победителем Торгов по Лоту № 5.

Организатором торгов 25.10.2022 посредством электронной почты на электронный адрес Заявителя было направлено предложение конкурсного управляющего о заключении договора купли-продажи по лоту № 5 и приложен проект договора купли-продажи в формате Word, а также скан-копия договора купли-продажи с подписью конкурсного управляющего.

Также 26.10.2022 Организатор торгов направил в адрес Победителя торгов предложение о заключении договора купли-продажи и 3 экземпляра подписанных со стороны конкурсного управляющего договора купли-продажи (РПО 10500572097240).

Как пояснил на заседании Комиссии Организатор торгов, и что подтвердил Заявитель, Победитель торгов произвел осмотр Автомобиля после приема заявок и проведения Торгов. При осмотре данного лота сотрудником АО «ЩУЧАНСКОЕ ДРСУ» покупателю было сообщено, что на Торги выставлялся лишь Автомобиль без дополнительного оборудования.

Согласно доводам жалобы Заявитель считает, что данные действия Организатора торгов являются неправомерными, так как на фотоматериалах, предоставленных Организатором торгов Заявителю 10.10.2022, изображен Автомобиль оснащенный специализированным оборудованием (пескоразбрасыватель, боковая снегоуборочная лопата), в связи с чем Заявитель пришел к выводу, что в состав Лота № 5 входит также и специализированное оборудование.

Вместе с тем Комиссией установлено, а Заявителем не отрицается, Организатор торгов помимо указанных фотоматериалов 10.10.2022 направил в адрес Заявителя ПТС, который не содержит сведений об оснащении Автомобиля специализированной техникой. Дополнительных документов в отношении спорной специализированной техники в адрес Заявителя не направлялось.

Таким образом, Заявитель обладал документами, из которых следует, что на торги выставлялся лишь Автомобиль.

Также Комиссией установлено, что приложением № 1 к Положению определен состав, характеристика и начальная цена имущества, подлежащего продаже, согласно которому Автомобиль реализуется по начальной цене 148 800, 00 руб., но при этом сведения о включении в состав цены указанного имущества специализированного оборудования отсутствуют.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что состав Лота № 5 не включает специализированное оборудование (пескоразбрасыватель, боковая снегоуборочная лопата).

Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Торгах, а равно принял на себя риски, возникающие при заключения договора, в случае признания его Победителем, на условиях документации.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Организатора торгов нарушения требований Закона о банкротстве, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями документации о Торгах, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Организатора торгов нарушение статьей 110 Закона о банкротстве.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

На основании вышеизложенного, изучив представленные в материалах дела документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать Заявителя на действия Организатора торгов при проведнии Торгов необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмами Московского УФАС России от 16.11.2022 № ЕИ/58203/22, 22.11.2022 № НП/59270/22,

Связанные организации

Связанные организации не указаны