Решение №ПО/13156/20 РЕШЕНИЕ по делу № 077/05/28-16599/2019 от 13 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Согласно списку адресатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/05/28-16599/2019

 

«05» февраля 2020 года

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии – <…>,

членов Комиссии – <…>, <…>,

рассмотрев дело № 077/05/28-16599/2019, возбужденное в отношении ООО «Трансавтолиз» (ОГРН 1027739043991, ИНН 7720220965), ООО «ТМГ» (ОГРН 5137746125721, ИНН 7708801963), КБ «ЛОКО-Банк» (АО) (ОГРН 1057711014195, ИНН 7750003943) относительно распространения рекламы «Кредит до 5 000 000 руб. 10,4%» в период с 27.05.2019 по 27.10.2019, посредством использования транспортных средств (идентификационные номера автобусов: 9995219, 9875205), в которой не указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также иные существенные условия оказания этих услуг, с нарушением части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе),

в присутствии представителей: ООО «АЛЛЕН-Медиа» в лице <…> (по доверенности <…>); ООО «Трансавтолиз» в лице <…> (по доверенности № <…>); ООО «ТМГ» в лице <…> (по доверенности № <…>),

в отсутствие представителей КБ «ЛОКО-Банк» (АО), ООО «РГ СТОЛИЦА» (уведомлены надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/28-16599/2019 возбуждено в отношении ООО «Трансавтолиз», КБ «ЛОКО-Банк» (АО) на основании заявления физического лица и материалов относительно распространения рекламы «Кредит до 5 000 000 руб. 10,4%» в период с 27.05.2019 по 27.10.2019, посредством использования транспортных средств (идентификационные номера автобусов: 9995219, 9875205), в которой не указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также иные существенные условия оказания этих услуг, с нарушением части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В дальнейшем к участию в деле в качестве лица, в чьих действиях также также содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе привлечено ООО «ТМГ».

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, заслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства и имеющиеся материалы, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «Трансавтолиз» (адрес: 111141, г. Москва, ул. Плеханова, д. 13, стр. 8, помещ. 13) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 05.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027739043991, ИНН 7720220965, КПП 772001001.

КБ «ЛОКО-Банк» (АО) (адрес: Ленинградский пр-т., д. 39, стр. 80, г. Москва, 125167) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 23.11.2005 за основным государственным регистрационным номером 1057711014195, ИНН 7750003943, КПП 771401001.

ООО «АЛЛЕН-Медиа» (адрес: Рябиновая ул., д. 41, корп. 1, стр. 6, эт. 5, пом. 505Б, г. Москва, 121471) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 26.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027733002626, ИНН 7733137457, КПП 772901001.

ООО «РГ СТОЛИЦА» (адрес: Брестская 2-ая ул., д. 9, стр. 1, оф. 516, г. Москва, 123056) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 23.08.2017 за основным государственным регистрационным номером 1177746899307, ИНН 9710033832, КПП 771001001.

ООО «ТМГ» (адрес: 129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 9, корп. 5, эт 1, п. II, к. 2, оф. 3) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 26.11.2013 за основным государственным регистрационным номером 5137746125721, ИНН 7708801963, КПП 771701001.

На наружных поверхностях транспортных средств (идентификационные номера автобусов: 995219, 9875205) распространялась реклама следующего содержания: «Кредит до 5 000 000 руб. 10,4 %». На задних частях автотранспортных средств и по бокам мелким шрифтом указывалась следующая информация (установлено на основании макетов, представленных сторонами по делу): «10,4% годовых владельцам недвижимости (в т.ч. апартаментов), построенной застройщиками-партнерами банка /аккредитованными банком строительными компаниями или приобретенной за счет представленного банком ипотечного кредита/у аккредитованных банком компаний, оформившим полную форму заявки онлайн, при условии внесения платежа не позднее чем за 10 дней до даты его оплаты, наличии личного страхования и залога (иномарки не старше 16 лет к концу срока кредита). С даты выдачи кредита до даты первого платежа ставка увеличивается на 1,5% в мес. Срок от 13 мес. до 7 лет, сумма от 300 тыс. до 5 млн. руб. Предложение действует с 14.01.2019 до утверждения банком новых условий. Подробнее: lockobank.ru, 88002505050, в офисах банка. Не публичная оферта. КБ «ЛОКО-Банк» (АО). Генеральная лицензия Банка России № 2770. Реклама».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая реклама распространялась посредством наружной рекламы: рекламные наклейки, расположенные на наружных поверхностях транспортных средств. Таким образом, установлено, что способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по кругу лиц-потребителей рекламы Комиссией Московского УФАС России не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из содержания рекламы, в данном случае объектом рекламирования являются финансовые услуги КБ «ЛОКО-Банк» (АО) по предоставлению кредита с процентной ставкой 10,4% годовых.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

Текст рекламы содержал указание на возможность получения кредита на сумму до 5 000 000 рублей с процентной ставкой 10,4% годовых. Однако все существенные условия получения кредита напечатаны мелким шрифтом, что не позволяет потребителю ознакомиться с данной информацией, а равно значит, что важная и необходимая в силу закона информация не доведена до потребителя надлежащим образом.

Согласно пояснениям всех лиц, участвующих в деле, информация обо всех условиях получения рекламируемой услуги, а также информация о наименовании и организационно-правовой форме юридического лица, предлагающего получение такой услуги в рекламе указана надлежащим образом. Следовательно, по мнению сторон, в рассматриваемой рекламе представлена вся существенная информация о рекламируемом товаре и условиях его приобретения.

Между тем вся информация об условиях предоставления кредита была представлена мелким шрифтом в нижней части или сбоку от рекламного макета. Рекламные конструкции, на которых размещалась реклама, расположены на наружных поверхностях транспортных средств.

Соответственно, рекламные макеты направлены на привлечение внимания, в первую очередь, водителей транспортных средств и пешеходов, а следовательно рекламный текст должен быть изложен таким образом, при котором вся информация будет доступна для восприятия именно такой группе лиц-потребителей рекламы.

Более того, средства распространения рекламы подвижные, а значит потребителям рекламы необходимо ознакомиться со всеми существенными условиями в момент остановки транспортного средства на общественных остановках и/или в процессе движения автотранспортного средства. Следовательно ознакомиться с текстом рекламы потребителю необходимо в ограниченное время и на определенном расстоянии от транспортного средства, а также в зависимости от его местоположения, что в некоторых ситуациях может быть затруднительно.

То обстоятельство, что положениями Закона о рекламе не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Соответственно, использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить потребителям нормальное восприятие всего содержания рекламной надписи без дополнительно предпринимаемых усилий.

Однако использованный в данном случае способ изложения необходимой для потенциального клиента информации не отвечал вышеуказанным требованиям. Крупным и доступным для восприятия шрифтом было указано лишь привлекательное для потребителей условие в виде минимальной процентной ставки кредита и максимальной суммы кредита. При этом условия такой выгоды надлежащим образом не сообщались. Формальное же присутствие необходимой информации в рекламе без возможности ее восприятия потребителями свидетельствует об отсутствии такой информации в рекламе как таковой.

Фактическое отсутствие в контексте восприятия рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу словосочетания «Кредит до 5 000 000 руб. 10,4%» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг), и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, так как не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения (или даже просто обращения своего интереса к возможности приобретения, рассмотрения вопроса о приобретении) товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях.

Таким образом, установлено, что в спорной рекламе отсутствовала часть существенных условий, надлежащее доведение которых могло существенно повлиять на выбор потребителей по восприятию рассматриваемой рекламы.

На основании изложенного, учитывая все обстоятельства дела, а именно: место размещения рекламы, конкретные размеры, конкретный способ рекламирования рассматриваемой рекламы, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что в рекламе «Кредит до 5 000 000 руб. 10,4%» установлен факт нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации)

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовой услугой признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Законодательно понятие «банковская услуга» не закреплено. Вместе с тем, можно сделать вывод о том, что под определением «банковская услуга» понимается любая деятельность банка, связанная с оказанием услуг физическим и юридическим лицам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Таким образом, под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора.

Рассматриваемый текст рекламного объявления содержит условия приобретения денежных средств в кредит, тем самым формируя интерес к финансовой услуге, а именно банковской услуге по предоставлению кредита. Поскольку указанная реклама финансовой услуги по представлению кредита направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Таким образом, учитывая, что в настоящем случае объектом рекламирования является финансовые услуги КБ «ЛОКО-Банк» (АО) по предоставлению кредита с процентной ставкой 10,4% годовых, что прямо подтверждается использованием слова «Кредит», требования статьи 28 Закона о рекламе в настоящей рекламе должны быть соблюдены.

Таким образом, реклама, содержащая указание на возможность приобретения потенциальными покупателями кредита в банке является рекламой финансовых услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно‑правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В рассматриваемой рекламе наименование лица, представляющего кредит с процентной ставкой, напечатано мелким шрифтом. Как указывалось ранее, способ и место размещения в данном случае не позволяют потребителям рекламы прочитать информацию, указанную мелким шрифтом, а равно значит, что важная и необходимая в силу закона информация не доведена до потребителя надлежащим образом.

Расположение товарного знака и словосочетания «ЛОКО-БАНК», изображение которого не содержит указания на организационно-правовую форму индивидуализируемого юридического лица, не может считаться должным размещением наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

Таким образом, распространенная реклама «Кредит до 5 000 000 руб. 10,4 %» посредством использования транспортных средств содержит нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы финансовой деятельности, в которой отсутствует наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной площади и шрифта текста рекламы, а также способа размещения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Требование о том, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий, направлено, в первую очередь, на дополнительную защиту потребителей рекламируемых услуг. В частности, фактическое отсутствие указания в рекламе условий финансовой услуги, при которых процентная ставка будет составлять 10,4% годовых, не позволяет потребителю получить наиболее полную информацию о такой финансовой услуге.

Как указано выше, способ размещения в рекламе дополнительных условий, подлежащих указанию в силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе, не позволяет воспринять их потенциальному потребителю (в том числе, условия о предоставлении кредита под 10,4% годовых только определенной категории лиц, условия внесения платежа по кредиту (не позднее, чем за 10 дней до даты оплаты), увеличения процентной ставки (на 1,5% срок от 13 до 7 лет), сумма (от 300 тыс. до 5 млн. руб), срок проведения рекламируемого продукта и иные.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель; за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе в соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с представленными сведениями, распространение спорной рекламы на наружных поверхностях транспортных средств (идентификационные номера автобусов: 995219, 9875205) осуществлялось на основании следующих договоров:

  • договор № 20-15/ОБ от 12.10.2015, заключенный между КБ «ЛОКО-Банк» (АО) и ООО «Аллен-Медиа» (далее — Договор 1);

  • договор оказания услуг № 19/02/2018 от 19.02.2018, заключенный между ООО «Аллен-Медиа» и ООО «РГ СТОЛИЦА» (далее — Договор 2);

  • договор оказания услуг № 044/18 от 06.03.2018, заключенный между ООО «РГ СТОЛИЦА» и ООО «ТМГ» (далее — Договор 3);

  • договоры № 01-РК от 30.06.2016, № 01/02/А-РК от 01.02.2018, заключенные между ООО «ТМГ» и ООО «Трансавтолиз» (далее — Договоры 4, 5).

При анализе представленных договоров Комиссией Московского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1.1 Договора 1, КБ «ЛОКО-Банк» (АО) поручает, а ООО «Аллен-Медиа» принимает на себя обязательства за вознаграждение от своего имени, но за счет КБ «ЛОКО-Банк» (АО) совершать юридические и иные действия, связанные с оказанием услуг по рекламно-информационному обслуживанию КБ «ЛОКО-Банк» (АО), в рамках полученной от принципала суммы и определенной по согласованию с КБ «ЛОКО-Банк» (АО) рекламной и маркетинговой стратегии в соответствии с условиями Договора 1, в частности во исполнение поручений КБ «ЛОКО-Банк» (АО) заключать сделки с третьими лицами по тактическому и стратегическому планированию рекламной кампании, медиапланированию, подготовке к размещению, изготовлению, корректировке, адаптации, организации размещения рекламных материалов КБ «ЛОКО-Банк» (АО) в том числе на наземном транспорте; контролю за своевременным размещением, мониторингу размещения рекламных материалов КБ «ЛОКО-Банк» (АО).

Согласно пункту 2.3.1 Договора 1, КБ «ЛОКО-Банк» (АО) обязан предоставлять к размещению рекламные материалы, соответствующие техническим требованием СМИ и действующему законодательству Российской Федерации, включая законодательство о рекламе.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является КБ «ЛОКО-Банк» (АО), что самим Обществом не оспаривается.

Материалами дела установлено, что в настоящем случае ООО «Аллен-Медиа» и ООО «РГ СТОЛИЦА» являются рекламными агентствами, осуществляющими посреднические услуги при изготовлении, монтаже и размещении рекламных материалов КБ «ЛОКО-Банк» (АО). Данный факт подтверждается самим Обществами.

 

 

В соответствии с пунктом 1.1 Договора 3, ООО «ТМГ» обязуется оказать услуги по изготовлению, монтажу и размещению рекламных материалов ООО «РГ СТОЛИЦА», а ООО «РГ СТОЛИЦА» обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.

Согласно пункту 2.1.1 Договора 3, ООО «ТМГ» обязано выполнить изготовление и монтаж ООО «РГ СТОЛИЦА» на ТС.

Согласно пункту 1.1 Договоров 4, 5, ООО «Трансавтолиз» предоставляет ООО «ТМГ» временно и за определенную плату эксклюзивное право использования неподвижных частей транспортных средств как снаружи, так и внутри салона транспортного средства (далее — ТС) для размещения на них статичной и нестатичной рекламной информации.

Эксклюзивность вышеуказанного права состоит в том, что ООО «Трансавтолиз» предоставляет данное право ООО «ТМГ» и только ему на все время действия договора и отказывается от использования права само в течение всего срока действия договора.

Согласно пункту 1.3. Договоров 4, 5, размещение рекламы производится ООО «ТМГ» в соответствии с Регламентом размещения рекламных материалов (Приложение № 1) путем установки (монтажа) специального оборудования, под которым стороны понимают стикеры, промобоксы, карманы, демонстрационные доски и другие рекламные конструкции, каждое из которых содержит рекламную информацию, а также нанесение наружной рекламы на ТС.

В соответствии с пунктом 1.4 Договоров 4, 5, устанавливаемое оборудование является собственностью ООО «ТМГ» и/или третьих лиц, его монтаж и демонтаж ООО «ТМГ» осуществляет собственными силами и за свой счет и/или силами и за счет третьих лиц.

Согласно пункту 2.1.5 Договоров 4, 5, ООО «ТМГ» имеет права и обязанности по размещению рекламы в строгом соответствии с правилами безопасности движения, статьи 20 Закона о рекламе, нормативными правовыми актами, и требованиями местных властей, доведенных до сведения ООО «ТМГ» ООО «Трансавтолиз».

В права и обязанности ООО «Трансавтолиз» входят в том числе действия по предоставлению для размещения рекламы ТС в количестве, указанном в Приложении № 4 к Договорам 4, 5; по обеспечению мест для проведения монтажа, демонтажа и технического обслуживания рекламы с согласованным перечнем, содержащим количество, марки и номера ТС.

Согласно пункту 2.2.14 Договоров 4, 5, ООО «Трансавтолиз» имеет права и обязанности по не размещению какой-либо информации на бортах ТС без согласования с ООО «ТМГ» за исключением материалов, указанных в пункте 1.2 Договоров 4, 5.

В соответствии с пунктом 5.1 Договоров 4, 5, за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами принятых на себя обязанностей, стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

Во всем ином, что не урегулировано Договорами 4,5 стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, согласно пункту 7.7 Договоров 4, 5.

Изучив документы и сведения, представленные в материалы дела, положения вышеуказанных договоров, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующему выводу.

Так, установлено, что Договоры 4, 5 заключены именно на оказание услуг ООО «Трансавтолиз» по предоставлению ООО «ТМГ» транспортных средств для размещения распространения на них рекламы.

По мнению ООО «Трансавтолиз», Общество не является рекламораспространителем рекламы, так как не согласовывает содержание рекламных макетов, а также не имеет права вмешиваться в деятельность ООО «ТМГ», согласно Договорам 4, 5.

Однако ООО «ТМГ» в силу договорных отношений обладает указанными транспортными средствами исключительно на праве пользования, а полным объемом правомочий собственника обладает ООО «Трансавтолиз». В связи с чем ООО «Трансавтолиз» в соответствии с договорами 4, 5 и приложениями к ним, оставляет за собой право на подтверждение возможности предоставления транспортных средств для монтажа, демонтажа и технического обслуживания наружной рекламы. Следовательно, ООО «Трансавтолиз» также способствовало распространению ненадлежащей рекламы, в том числе учитывая факт того, что ООО «Трансавтолиз» является собственником транспортных средств, на которых размещалась рассматриваемая реклама.

Более того, исходя из нормативного понятия рекламораспространитель, статус такого лица не поставлен в зависимость от возможности согласовывать содержание рекламы, распространяемой им. Для признания лица рекламораспространителем, необходимо установить факт совершения им действий, направленных на доведение рекламы до неопределенного круга лиц.

В настоящем случае совершение ООО «Трансавтолиз» таких действий неоспоримо, в том числе в силу того, что непосредственно эксплуатацию транспортных средств с нанесенной на них рекламой осуществляло именно ООО «Трансавтолиз». Более того само действие по заключению договора, предусматривающее нанесение рекламы на ТС ООО «Трансавтолиз», можно расценивать как действие, непосредственно направленное на распространение рекламы.

В свою очередь ООО «ТМГ» также не может быть не признано рекламораспространителем в силу специфики его деятельности, направленной на приобретение рекламных площадей и заключение в дальнейшем договоров на размещение на них рекламы заинтересованных лиц.

 

Исходя из вышеизложенного совокупность действий ООО «Трансавтолиз» и ООО «ТМГ» привели к распространению спорной рекламы среди неопределенного круга лиц, а равно оба общества имеют статус рекламорастространителя и должны нести соответствующую ответственность. Иной подход противоречил бы публично-правовым интересам и позволил лицам получать прибыль за совершение определенных действий и избегать при этом предусмотренную законом ответственности.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

Рекламодателем рекламы «Кредит до 5 000 000 руб. 10,4%», распространяемой посредством использования транспортных средств (идентификационные номера автобусов: 9995219, 9875205), является КБ «ЛОКО-Банк» (АО), который несет ответственность за нарушение части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Рекламораспространителями рекламы «Кредит до 5 000 000 руб. 10,4%», распространяемой посредством использования транспортных средств (идентификационные номера автобусов: 9995219, 9875205) являются ООО «ТМГ» и ООО «Трансавтолиз», которые несут ответственность за нарушение в рассматриваемой рекламе часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи КБ «ЛОКО-Банк» (АО) (ОГРН 1057711014195 ИНН 7750003943), ООО «Трансавтолиз» (ОГРН 1027739043991 ИНН 7720220965), ООО «ТМГ» (ОГРН 5137746125721 ИНН 7708801963), ООО «АЛЛЕН-Медиа» (ОГРН 1027733002626, ИНН 7733137457), ООО «РГ СТОЛИЦА» (ОГРН 1177746899307, ИНН 9710033832) предписаний о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать КБ «ЛОКО-Банк» (АО) (ОГРН 1057711014195 ИНН 7750003943) нарушившим часть 7 статьи 5, части 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рекламы «Кредит до 5 000 000 руб. 10,4%» посредством использования транспортных средств (идентификационные номера автобусов: 9995219, 9875205).

2. Признать ООО «Трансавтолиз» (ОГРН 1027739043991 ИНН 7720220965), ООО «ТМГ» (ОГРН 5137746125721 ИНН 7708801963) нарушившими часть 1 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рекламы «Кредит до 5 000 000 руб. 10,4%» посредством использования транспортных средств (идентификационные номера автобусов: 9995219, 9875205).

3. Выдать КБ «ЛОКО-Банк» (АО) (ОГРН 1057711014195, ИНН 7750003943), ООО «Трансавтолиз» (ОГРН 1027739043991, ИНН 7720220965), ООО «АЛЛЕН-Медиа» (ОГРН 1027733002626, ИНН 7733137457), ООО «ТМГ» (ОГРН 5137746125721, ИНН 7708801963), ООО «РГ СТОЛИЦА» (ОГРН 1177746899307, ИНН 9710033832) предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

Члены Комиссии

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны