Решение б/н решение и предписание от 26 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4443/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

23.03.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу ООО «Медикал Сервис» (далее также — Заявитель) на действия ГБУ «Жилищник Пресненского района» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ: РЕМОНТ КАПИТАЛЬНЫЙ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ НЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА. Выполнение работ по замене входных групп в местах общественного пользования многоквартирных домов Пресненского района (реестровый № 32110022826, далее — Конкурс, Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса, мотивированная несогласием с положениями Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Заявитель в жалобе указывает, что положения документации составлены ненадлежащим образом, вводят в заблуждение, препятствуют участникам закупки сформировать и подать заявку на участие в закупке, что напрямую ведет к ограничению числа участников закупки. Установленные критерии и показатели необъективны, не имеют действительной необходимости и по сути просто имеет место излишнее увеличение их количества для предоставления преференций узкому кругу участников.

Заявитель оспаривает критерий «Квалификация участника закупки».

Значимость критерия составляет: 50%.

Коэффициент значимости критерия: 0,5

Сумма максимальных значений всех показателей критерия – 100 баллов.
Предмет оценки: Оценивается предложение участника закупки, исходя из показателей предусмотренных документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме и документов представленных участником в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Показатель: «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

По данному показателю оценивается опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема. Учитываются исполненные контракты (договоры), заключенные участником закупки за последние 2 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме.

Под работами (услугами) сопоставимого характера и объема понимаются контракты (договоры) на выполнение работ по установке и/или замене дверных блоков в многоквартирных домах со стоимостью контракта (договора) не менее 30% от начальной максимальной цены (НМЦ) договора в соответствии с документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме.

Под успешным опытом выполнения работ (оказания услуг) понимается отсутствие внесенных в акты выполненных работ (оказанных услуг) по контрактам (договорам), на основании которых выполнялись работы (оказывались услуги), сведений о применении к участнику закупки, являющемуся исполнителем, штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по таким контрактам (договорам).

Сведения о наличии опыта участника закупки подтверждаются копиями контрактов (договоров) с актами выполненных работ (оказанных услуг), содержащих сведения о стоимости выполненных работ (оказанных услуг). При этом предоставленные документы должны быть в виде неповторяющихся полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

Не представление в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Суммируется общая стоимость исполненных контрактов (договоров) по актам выполнения работ (оказания услуг).

Величина значимости показателя:35%

Коэффициент значимости показателя (КЗ): 0,35

Максимальное количество баллов по показателю ( ) (с учетом коэффициента значимости): 35 баллов

Количество баллов, присуждаемых по показателю ( ), определяется по формуле:

 

,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

- максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Показатель: «Деловая репутация участника закупки»

По данному показателю оценивается сведения о деловой репутации участника закупки, а именно, сведения о количестве благодарственных писем, положительных отзывов, рекомендательных писем в сфере профессиональной деятельности на рынке выполнения работ (оказания услуг) сопоставимого характера, полученных участником за последние 2 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме.

К оценке не принимаются отзывы (благодарственные письма, рекомендательные письма) не привязанные к конкретному объекту (контракту (договору), событию), а также полученные участником закупки от физических лиц. Оценке подлежит не более одного отзыва (благодарственного письма, рекомендательного письма) по контракту (договору).

Под работами (услугами) сопоставимого характера понимается выполнение работ по установке и/или замене дверных блоков.

Подтверждается участником закупки копиями таких благодарственных писем, положительных отзывов, рекомендательных писем (с возможностью идентификации даты получения отзыва, благодарственного письма, рекомендательного письма).

Не представление в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Суммируется количество положительных отзывов, благодарственных писем, рекомендательных писем.

Величина значимости показателя:35

Коэффициент значимости показателя (КЗ): 0.3

Максимальное количество баллов по показателю ( ) (с учетом коэффициента значимости): 35 баллов

Количество баллов, присуждаемых по показателю ( ), определяется по формуле:

, где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

- максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Показатель: «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг».

По данному показателю оценивается предложение участника по количеству сотрудников состоящих в штате организации и/или привлекаемых на основании договора гражданско-правового характера имеющих высшее профессиональное образование с присвоением квалификации инженер по специальности в области строительства.

Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, подтверждается:

- штатные специалисты: копия штатного расписания и/или копии трудовых книжек и/или копии трудовых договоров, копии дипломов о высшем образовании с присвоением квалификации инженер по специальности в области строительства;

- привлеченные специалисты: копии гражданско-правовых договоров, копии дипломов о высшем образовании с присвоением квалификации инженер по специальности в области строительства.

Не представление в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Суммируется количество сотрудников, состоящих в штате организации и/или сотрудников, привлекаемых на основании договора гражданско-правового характера, имеющих высшее профессиональное образование с присвоением квалификации инженер по специальности в области строительства.

Величина значимости показателя:30

Коэффициент значимости показателя (КЗ): 0.30

Максимальное количество баллов по показателю ( ) (с учетом коэффициента значимости): 30 баллов

Количество баллов, присуждаемых по показателю ( ), определяется по формуле:

,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

- максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Рейтинг заявки по критерию оценки «Квалификация участника закупки» рассчитывается путем умножения оценки в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки, на коэффициент значимости критерия оценки.

Заявитель в жалобе указывает, что условия оценки показателя «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» содержат ограничивающие положения в части учета подтверждающих документов, которые препятствуют объективному применению данного показателя и оценке заявок. При этом Заявитель отмечает, что согласно условиям оценки, не будут учитываться договоры, исполненные с применением штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по таким контрактам (договорам).

Заказчик с данным доводом жалобы не согласился и представил письменные возражения, в которых указал, что критерии оценки влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к конкурсу.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 19.10.2015г. №АЦ/57532/15, в случае установления в документации о закупке показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «квалификация участников закупки» заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе, указывает единицу измерения объема.

В случае отсутствия в порядке оценки условия о том, что представляемые участниками контракты должны быть исполнены без применения к таким участникам штрафов/пеней/неустоек, при рассмотрении заявок участник закупки, предоставивший 10 контрактов без применения к нему неустоек/ штрафов/пеней, находится в равных условиях с участником, предложившим также 10 контрактов на сопоставимую сумму, но имеющим по всем представленным контрактам начисленные неустойки/штрафы/пени. При указанных обстоятельствах, очевидно, не представляется возможным говорить о том, что порядок оценки направлен на выявление лучших условий исполнения контракта и, как следствие, не отвечает общему определению понятия «оценка».

Комиссия изучив представленные документы и сведения отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, условиям допуска к участию, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, при этом он обязан, в первую очередь, при формировании таких требований руководствоваться принципами провозглашенными Законом о закупках.

 

 

При этом на заседании Комиссии было установлено, что указанный критерий не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Таким образом, учитывая то, что данный критерий является оценочным и не препятствует подаче заявки участниками Закупки, Комиссия признает жалобу в данной части необоснованной.

Также Заявитель оспаривает показатель «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема»

Комиссия отмечает, что действующим законодательством о закупках не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого организатора закупочной процедуры в зависимости от его потребностей, однако такой выбор не должен становиться способом произвольного и безосновательного начисления поданным заявкам баллов с тем, чтобы обеспечить победу конкретному участнику закупки, а равно не должен приводить к ограничению конкуренции.

Комиссия считает необходимым отметить, что Заказчиком по спорному показателю некорректно установлен порядок оценки заявок участников, а именно то обстоятельство, что к оценке принимается только опыт по выполнение работ по установке и/или замене дверных блоков в многоквартирных домах.

Заявитель в жалобе также указывает, что возможность участника выполнить требуемые работы подтверждается именно фактическим выполнением ранее работ, что само по себе не зависит от того, какой предмет был у ранее заключенного договора.

Также из положений документации не следует, какая именно специфика имеется у договоров с указанным выше предметом, наличие которой действительно свидетельствует о том, что приложивший их участник действительно обеспечивает лучшие условия выполнения работ по данной закупке.

Так, нет никаких оснований полагать, что не будут соответствовать характеру работ, выполняемых в рамках договора по данной закупке, такие договоры, как, например:

- договоры на выполнение ремонтных работ как таковых, т.к. по сути именно это и планируется к выполнению, и наличие опыта ремонта само по себе указывает на способность участника проводить демонтажные/монтажные и отделочные работы как таковые;

- договоры, которыми предусматривалось выполнение тех же самых работ, которые планируются и в рамках данной закупки, но в которых предмет обозначен по-иному и может быть шире, чем в рамках данной закупки, например – работы по текущему ремонту, в котором помимо всевозможных отделочных работ, также выполнялся и монтаж/демонтаж дверных блоков;

- договоры, которыми предусматривалось выполнение работ не в многоквартирных домах, а например, в административных зданиях и т.п.

По мнению Комиссии, Заказчиком необоснованно сужен принимаемый опыт, поскольку вид деятельности учреждения по другим договорам оказания схожих услуг не влияет на уровень квалификации участника Конкурса. Наличие данного критерия ведет к ограничению конкуренции, так как участники Конкурса, имеющие опыт оказания услуг по выполнению работ не в многоквартирных домах при оценке заявок не получают по критериям Заказчика никаких баллов.

Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку сведения об опыте участника Конкурса по выполнению работ не в многоквартирных домах необоснованно не оцениваются Заказчиком, обратное Заказчиком не доказано.

Учитывая изложенное, Комиссия признает указанный довод жалобы обоснованным.

Заявитель в жалобе также указывает, что Заказчиком установлена неправомерный критерий оценки «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг»

Согласно условиям оценки, не будет учитываться наличие у участников персонала и соответственно, заявке не будут присуждаться баллы в случае отсутствия в заявке копий дипломов о высшем образовании с присвоением квалификации инженер по специальности в области строительства.

Из положений документации не следует, что лишь работник участника, имеющий высшее образование с присвоением квалификации инженер по специальности в области строительства, обладает какой-либо спецификой, позволяющей только ему, но никакому другому работнику, каким - либо существенным образом повлиять на процесс выполнения работ так, чтобы это было действительно лучшим условием исполнения договора.

При этом суть работ не предполагает того, что они будут лучше выполнены в том случае, если будет задействовано работник:

- исключительно с высшим образованием

- исключительно инженер

- исключительно именно инженер в сфере «строительство»

Согласно условиям оценки, не будет учитываться наличие у участников персонала в случае отсутствия в заявке копии дипломов о высшем образовании с присвоением квалификации инженер по специальности в области строительства.

Комиссия отмечает, что отсутствие у участника на момент подачи заявки кадровых ресурсов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Закупки, поскольку такими кадровыми ресурсами участник может располагать после подведения итогов в случае признания участника победителем Закупки. Установление таких требований налагает дополнительные обязательства на участников для целей принятия участия в Закупке.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного 16.05.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В свою очередь, обоснованность ограничения конкуренции посредством установления спорного требования в документации должна быть доказана со стороны заказчика, как равно и невозможность проведения закупки без предъявления соответствующего требования непосредственно к участнику закупки.

На основании изложенного, Комиссия, приняла решение о признании жалобы Заявителя в рассмотренной части обоснованной, а в действиях заказчика усматривается нарушение требований пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Медикал Сервис» (ИНН: 7725847083) на действия ГБУ «Жилищник Пресненского района» (ИНН: 7703820360) при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-4443/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

23.03.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.03.2021 по делу № 077/07/00-4443/2021,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ГБУ «Жилищник Пресненского района» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ: РЕМОНТ КАПИТАЛЬНЫЙ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ НЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА. Выполнение работ по замене входных групп в местах общественного пользования многоквартирных домов Пресненского района (реестровый № 32110022826, далее – Закупка):

  1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.

  2. Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки
    с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.

  3. Заказчику внести изменения в документацию с учётом решения Комиссии от 23.03.2021 по делу № 077/07/00-4443/2021.

  4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее 4 (четырех) дней с момента размещения информации о внесении изменений в документацию до даты окончания приема заявок.

  5. Заказчику завершить проведение Закупки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Закупочной документации.

  6. Заказчику разместить информацию о каждом действии по исполнению предписания в течение трех дней после выполнения пункта в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС)

  7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 21.04.2021.

  8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 22.04.2021 с приложением подтверждающих документов.

    1. Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны