Решение б/н б/а от 5 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1111/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

31.01.2024                                                                                      г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<.............>

членов Комиссии:

<.............>

<.............>

 

рассмотрев жалобу ООО «ВЕК» (далее – Заявитель) на действия Управы Нижегородского района города Москвы (далее – Организатор торгов),
ООО «С.П.А.» при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом расположенным по адресу: г. Москва, ул. Газголдерная, д. 10 (извещение № 21000027260000000058, лот № 1) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее — Постановление Правительства № 75).

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Постановлением Правительства № 75 установлен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее — Правила).

Комиссией установлено, что 31.10.2023 Организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) (далее — официальный сайт) в сети Интернет размещено извещение № 21000027260000000058, лот № 1, о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (многоквартирными домами), расположенным(и) по адресу: г. Москва, ул. Газголдерная, д. 10.

Согласно Протоколу № 2 от 18.01.2024 рассмотрения заявок Заявителю было отказано в допуске к участию в конкурсе в связи со следующим:

Несоответствие заявки ООО «ВЕК» на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее — Правила) документов.

1. Согласно пункту 52 Правил для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением № 4 к Правилам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя в том числе реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Разделом 1 формы заявки на участие в конкурсе, установленной приложением № 4 к Правилам, а также разделом 1.4.1. Конкурсной документации, предусмотрено указание реквизитов банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

В качестве реквизитов такого банковского счета в заявке ООО «ВЕК» на участие в конкурсе указан счет, имеющий следующие реквизиты: «р/с 40702810502890007059 к/с 30101810200000000593 в АО «АЛЬФА-БАНК». При этом оплату обеспечения заявки на участие в конкурсе, согласно платежному поручению от 04.12.2023 № 847, ООО «ВЕК» произвело с банковского счета, имеющего следующие реквизиты: р/с 40702810201300025479 к/с 30101810200000000593 в АО «АЛЬФА-БАНК».

В процессе пересмотра заявок на участие в конкурсе других претендентов, конкурсной комиссией установлено, что еще один претендент указал в своей заявке на участие в конкурсе: «р/с 40702810502890007059 к/с 30101810200000000593 в АО «АЛЬФА-БАНК» как реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. Таким претендентом является ООО «ГРАНДЖКХ».

Согласно платежному поручению от 04.12.2023 №2, ООО «ГРАНДЖКХ» оплатило обеспечение заявки на участие в конкурсе именно со счета: р/с 40702810502890007059 к/с 30101810200000000593 в АО «АЛЬФА-БАНК» из чего конкурсная комиссия делает вывод о принадлежности данного счета ООО «ГРАНДЖКХ» (<.............>).

Таким образом, конкурсная комиссия установила наличие в заявке ООО «ВЕК» на участие в конкурсе недостоверных сведений в части реквизитов банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (в заявке ООО «ВЕК» на участие в конкурсе указаны реквизиты банковского счета ООО «ГРАНДЖКХ»), что свидетельствует о несоответствии заявки ООО «ВЕК» на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 Правил. ООО «ВЕК» не заполнило в заявке на участие в конкурсе реквизиты принадлежащего ему банковского счета, для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

2. В соответствии с подпунктом 4 пункта 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя в том числе согласие претендента на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренное пунктом 52 Правил.

Разделом 2 формы заявки на участие в конкурсе, установленной приложением № 4 к Правилам, а также разделом 1.4.1. Конкурсной документации, предусмотрено предоставление согласия на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в соответствии с Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от «21» декабря 2018 года № 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Пересмотрев заявку ООО «ВЕК» на участие в конкурсе, конкурсной комиссией установлено, что указанное согласие на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, заполнено от имени ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ВЕК». При этом, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 05.12.2023 № 6100202В/2023, приложенной к заявке ООО «ВЕК» на участие в конкурсе, полное наименование данного претендента на русском языке: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ВЕК», сокращенное наименование на русском языке: ООО «ВЕК», т.е. и в полном и в сокращенном наименовании претендента отсутствуют слова «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ».

Таким образом, конкурсная комиссия пришла к выводу об отсутствии согласия ООО «ВЕК» на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренного пунктом 52 Правил, в составе поданной данным претендентом заявки на участие в конкурсе, что также свидетельствует о несоответствии заявки ООО «ВЕК» на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 Правил. ООО «ВЕК» не представило в составе заявки на участие в конкурсе своего согласия на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренного пунктом 52 Правил, путем заполнения соответствующего раздела в форме заявки на участие в конкурсе.

3. Кроме указанных выше нарушений, конкурсной комиссией выявлены также:

- отсутствие в форме заявки на участие в конкурсе указания на количество листов документов, приложенных к заявке на участие в конкурсе. Количество листов указано лишь у выписки из ЕГРЮЛ;

- не заполнена в форме заявки на участие в конкурсе строка с указанием должности, Ф.И.О. руководителя организации. Указано лишь наименование должности.

Данные нарушения также свидетельствуют о несоответствии заявки ООО «ВЕК» на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 Правил.

Учитывая изложенное, руководствуясь подпунктом 3 пункта 18 Правил, конкурсной комиссией принято решение об отказе ООО «ВЕК» в допуске к участию в конкурсе.

Заявитель не согласен с указанными основаниями отклонения заявки, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 18 Правил основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:

1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;

3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.

В силу пункта 20 Правил отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил, не допускается.

Комиссией установлено, что пересмотр заявок осуществлен Организатором торгов в рамках исполнения предписания от 29.12.2023 по делу № 077/07/00-17439/2023.

При этом Комиссия обращает внимание на то, что в рамках рассмотрения дела № 077/07/00-17439/2023 заявка Заявителя была отклонена по иным основаниям, следовательно, новые основания отклонения заявки Заявителя, указанные в протоколе от 18.01.2024 № 2 не были учтены при первоначальном рассмотрении заявок.

Таким образом, вышеописанные обстоятельства презюмируют факт согласия Организатора торгов, что иные документы, представленные Заявителем в составе заявки на участие в Торгах, основания для несоответствия которых указаны в протоколе от 18.01.2024 № 2, соответствовали требованиям конкурсной документации.

Относительно основания отклонения заявки Заявителя за указание в составе заявки недостоверных сведений относительно банковских реквизитов для перечисления средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе Комиссия отмечает следующее.

В соответствии пунктом 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя, в том числе реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Аналогичное требование содержится в пункте 3.3.1 конкурсной документации.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки во исполнение указанных требований представлены реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что в Правилах, а также в Закупочной документации отсутствует запрет на указание банковских реквизитов для перечисления задатка, принадлежащих иному лицу.

При этом Заявителем фактически указаны в составе заявки реквизиты банковского счета.

Вместе с тем, Комиссия оценивает доводы Организатора торгов относительно предоставления недостоверных сведений в отношении сведений о принятых и удовлетворенных претензиях, в связи с тем, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения несоответствующие действительности.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений Организатор торгов должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

Комиссия также считает необходимым отметить, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны Организатором торгов.

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.

Формальное отклонение заявки за непредставление предусмотренных сведений не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Организатором торгов не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.

Доказательств обратного Организатором торгов Комиссии не представлено.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя в указанной части неправомерным.

Относительно основания отклонения заявки Заявителя за отсутствие в составе заявки согласия на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 53 Правил Заявка на участие в конкурсе включает в себя согласие претендента на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренное пунктом 52 настоящих Правил.

Аналогичное требование содержится в пункте 3.3.1 конкурсной документации.

Согласно пункту 4.1.1 конкурсной документации для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной разделом 1.4.1 настоящей конкурсной документации. Срок подачи заявок должен составлять не менее 25 дней. Прием заявок на участие в конкурсе прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. При подаче заявки на участие в конкурсе заинтересованное лицо дает согласие на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в соответствии с Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от «21» декабря 2018 года № 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлена заявка по форме, установленной Разделом 1.4.1 конкурсной документации, содержащей также согласие на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что указание в качестве наименования организации в согласии, представленном в составе заявки «Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ВЕК»» не свидетельствует о несоответствии такого согласия, поскольку из представленной заявки по форме, выписки ЕГРЮЛ, а также из самой заявки и представленных документов однозначно следует, что заявка подана от имени ООО «ВЕК».

Кроме того, данное согласие заверено печатью и подписью генерального директора ООО «ВЕК».

Таким образом, в данном случае Комиссия усматривает формальный подход при рассмотрении заявки Заявителя.

На основании изложенного, Комиссия считает решение закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя в указанной части неправомерным.

Относительно основания отклонения заявки Заявителя за отсутствие в представленной форме заявки на участие в конкурсе количества листов документов, приложенных к заявке, а также не заполнения в форме заявки строки «должность, ф.и.о. руководителя организации» Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с установленной формой заявки на участие в конкурсе (Раздел 1.1.4 конкурсной документации) в конце заявки необходимо указать:

 

 

(должность, ф.и.о. руководителя организации или ф.и.о. индивидуального предпринимателя)

 

 

 

(подпись)

 

(ф.и.о.)

 

 

 

200

 

г.

 

Комиссией установлено, что в представленной Заявителем в составе заявки форме заявки указано наименование должности и ФИО руководителя организации: Генеральный директор <.............>.

Таким образом, в данной части заявка Заявителя полностью соответствовала требованиям Закупочной документации, а выводы Организатора торгов о несоответствии заявки Заявителя в данной части не находят своего фактического подтверждения.

В соответствии с пунктом 3.5.3 конкурсной документации все документы, содержащиеся в конверте, должны лежать в порядке, указанном в заявке на участие в конкурсе. Весь пакет документов (заявка на участие в конкурсе) должен быть прошит, скреплен печатью/опечатан на обороте с указанием количества страниц, заверен подписью лица, уполномоченного на осуществление действий от имени претендента, и иметь сквозную нумерацию страниц.

При этом первая страница формы заявки содержит нумерацию страницы.

Кроме того, согласно описи документов, представленной Заявителем в составе заявки заявка на участие в конкурсе представлена на 2 листах.

Из вышеуказанного следует, что форма самой заявки представлена на двух листах, а отсутствие нумерации второй страницы формы заявки не является существенным нарушением поскольку в рассматриваемом случае в совокупности все остальные документы, представленные в составе заявки содержали нумерацию.

При этом Организатором торгов объективных обоснований несоответствия заявки Заявителя в указанной части не представлено.

Таким образом,, Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае заявка Заявителя отклонена по формальным основаниям.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что фактически заявка Заявителя по ее составу и содержанию соответствовала требованиям Конкурсной документации и Правил проведения конкурсов, а в действиях Организатора торгов Комиссия усматривает формальный подход к рассмотрению заявки Заявителя.

Согласно пункту 4 Правил конкурс проводится на основе следующих принципов:

1) создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;

2) добросовестная конкуренция;

3) эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме;

4) доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о нарушении Организатором торгов пункта 4, пункта 18 Правил, и признает жалобу Заявителя обоснованной с выдачей обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 4, 18 Правил.

3. Выдать обязательное к исполнению предписание об устранении нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны