Решение б/н б/а от 30 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-14318/2021 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 25.08.2021 г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председательствующего Комиссии:  — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов; членов Комиссии:— специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов; — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов; в присутствии представителей ООО ЧОО «БЕЗОПАСНОСТЬ» ФГУП Издательство «Известия», в отсутствие представителей ООО ЧОП «Профессионал», рассмотрев жалобы ООО ЧОО «БЕЗОПАСНОСТЬ» и ООО ЧОП «Профессионал» (далее — Заявители) на действия ФГУП Издательство «Известия» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право оказания услуг по обеспечению комплекса мер, 2021-57066 2 направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов для нужд ФГУП Издательство «Известия». (реестровый № 32110389217, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалобы Заявителей отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим 2021-57066 3 Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. Согласно доводам жалоб ООО ЧОП «Профессионал» и ЧОО «БЕЗОПАСНОСТЬ», Заявители указывают, что 06.08.2021 года опубликовано извещение о возобновлении проведения запроса предложений в электронной форме за реестровым номером 32110389217. Так, Заказчиком были внесены изменения в конкурсную документацию, а именно: коллективный участник (группа лиц) готовит заявку с учетом следующих дополнительных требований: а) заявка должна включать документы, подтверждающие соответствие каждого члена объединения установленным настоящей документацией общим требованиям, а также дополнительным квалификационным - в части перечня оказываемых им услуг. При этом ранее при подаче заявки вышеуказанные дополнительные квалификационные требования предъявлялись к только лидеру коллективного участника коллективной заявки. Установленные Заказчиком дополнительные требования к каждому участнику коллективной заявки ограничивают Заявителей в правах при подаче заявки. Комиссией установлено, что согласно пункту 1.7.4., в случае если несколько юридических лиц, либо несколько физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, иные дополнительные квалификационные требования к участникам закупки, установленные в извещении о проведении запроса предложений и/или настоящей документации о закупке, предъявляются к групповому участнику закупки, а не к каждому из указанных лиц в отдельности. Вместе с тем, 1.7.7. Заказчиком устанавливаются дополнительные квалификационные требования, которым должен соответствовать участник закупки. 2021-57066 4 Кроме того, в соответствии с п. 1.9.9 коллективный участник (группа лиц) готовит заявку с учетом следующих дополнительных требований: a) заявка должна включать документы, подтверждающие соответствие каждого члена объединения установленным настоящей документацией общим требованиям, а также дополнительным квалификационным - в части перечня оказываемых им услуг; b) заявка подготавливается и подается лидером от своего имени со ссылкой на то, что он представляет интересы коллективного участника закупки; c) в состав заявки дополнительно включается копия соглашения между членами коллективного участника с соблюдением требований, указанных в настоящей документации о закупке. При установлении требований по количественным параметрам деятельности коллективного участника (группы лиц), количественные параметры членов объединения суммируются. При установлении требований по наличию специальной правоспособности (например, наличие лицензий и иных специальных разрешительных документов) соответствие установленным в документации о закупке требованиям оценивается в соответствии с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника. 1.9.11. При привлечении субпоставщиков (субподрядчиков, cоисполнителей) к исполнению договора в заявку включаются копии подписанных с двух сторон соглашений о намерениях заключить договор, в случае признания участника победителем, между участником и каждым привлекаемым соисполнителем (субподрядчиком). Предоставляемые каждым членом объединения, субпоставщиком (субподрядчиком, cоисполнителем) формы, заполняются субподрядчиком/соисполнителем с указанием его наименования и наименования лидера/участника закупки и заверяются подписью и печатью лидера/участника закупки. В свою очередь Комиссия Управления отмечает, что согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предусматривает возможность участия в закупке нескольких физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки или нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки. Президиум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 16.05.2018 указал, что в случае подачи заявки коллективным участником требованиям, указанным в документации о закупке, должна отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав. При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц в совокупности (далее - группа лиц). Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав. 2021-57066 5 Таким образом, позиция Заказчика о необходимости предъявления требований по представлению соответствующих документов для целей оценки к каждому члену коллективной заявки не основано на нормах материального права и противоречит позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), а равно у Заказчика не имелось правовых оснований устанавливать такое требование к каждому члену коллективной заявки. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В данном случае действия Заказчика такие принципы нарушили, в связи с чем в действиях Заказчика Комиссия устанавливает нарушение указанного пункта. В связи с этим, Комиссия Управления признает доводы жалоб Заявителей в указанной части обоснованными. Согласно доводам жалобы ООО «ЧОО «БЕЗОПАСНОСТЬ», Комиссией установлено, что документацией в Порядке оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки» по показателю «Обеспеченность кадровыми ресурсами», определено: Обеспеченность кадровыми ресурсами подтверждается соответствующими копиями трудовых книжек/гражданско-правовых договоров, удостоверений, дипломов, свидетельств, сертификатов, и других документов на сотрудников. Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 1.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», частный охранник — гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией. Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что условие о возможности предоставления привлеченных специалистов (сотрудников частной охраны) на основании гражданско-правового договора неправомерно, поскольку такие сотрудники, согласно действующему законодательству об охранной деятельности, работают по трудовому договору с охранной организацией и сведения о таких специалистах должны подтверждаться исключительно выпиской из штатного расписания. В связи с чем Комиссия находит неправомерным указание в документации положений, существенно противоречащих нормам федерального законодательства и допускающих возможные разночтения при подаче заявок участниками, в связи с чем довод признается обоснованным. Таким образом, Комиссия признает данный довод жалоб в указанной части обоснованным. 2021-57066 6 Заявитель ООО ЧОП «Профессионал» в своей жалобе также указывает, что для по подготовки форм необходимо точное понимание сроков оказания охранных услуг, но ввиду того что, в техническом задании и п. 1.4. Договора указано: Срок оказания услуг: в течение 1 (одного) календарного года с даты заключения договора. При этом, в п. 13.1. того же Договора уже следует: Договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 30 июня 2022 г., в связи с чем Заявитель ссылается на противоречение и невозможность заполнения предусмотренных п. 13.1. форм в части сроков оказания услуг. В данной части Заказчик пояснил, что им допущена техническая опечатка, при этом указал, что договор, предполагает в последующем редактирование или корректировку. Сроки, устанавливаемые при заключении договора будут подлежать корректировке, в соответствии с датой заключения договора с победителем процедуры, в том числе будет возможна корректировка посредством направления протокола разногласий. Таким образом, указание на 30 июня 2022 г. содержится лишь в проекте документа, носит устранимый и характер, не изменяет содержание договора по существу и не ограничивает участников конкурентной процедуры. При этом Комиссия отмечает, что истечение срока действия договора не влечет прекращение обязательств по договору. В связи с чем довод жалобы в указанной части признается Комиссией Управления необоснованным. Заявитель ООО ЧОО «БЕЗОПАСНОСТЬ» в своей жалобе указывает на неисполнение Заказчиком предписания по делу № 077/07/00-10913/2021 в части раздела IV. ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ: 1. Имеется форма, которая не имеет отношения к предмету закупки, но при этом – «Непредставление сведений (информации) по данной форме (в т.ч. по отдельным пунктам) будет рассматриваться комиссией по закупкам как несоответствие поданной заявки на участие в закупке требованиям настоящей документации о закупке»: - форма 2.2. Приложение №3 к заявке на участие в закупке ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА» В данном случае Заявитель указывает на неисполнение ранее выданного предписания в рамках дела № 077/07/00-10913/2021. Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, 2021-57066 7 содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом; 3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства. Комиссия также отмечает, что в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на процедуру проведения торгов и порядок заключения договора. Таким образом, в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии отсутствуют полномочия по рассмотрению доводов о возможном неисполнении предписания. В связи с чем Комиссия оставляет данный довод жалобы в указанной части без рассмотрения. Также жалоб Заявителей содержат доводы об оспаривании следующих положений документации: 2.4. Документацией в Порядке оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки» по показателю «Опыт оказания услуг по предмету закупки» в части наличия или отсутствия штрафных санкций, а именно: Опыт оказания аналогичных услуг по предмету закупки, подтвержденный соответствующими копиями полностью исполненных без применения штрафных санкций договора/контракта и акта/актов, на сумму в размере не менее 50 % (пятидесяти процентов) от начальной (максимальной) цены договора за последние 5 (пять) лет. В данной части Комиссия обращает внимание, что данный критерий документации был рассмотрен Комиссией Московского УФАС России в рамках дела от № 077/07/00- 14512/2021. По результатам рассмотрения жалобы 23.08.2021 Комиссией было вынесено решение по делу № 077/07/00-14512/2021 о признании данного довода необоснованным. 2021-57066 8 В силу части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 9 Закона о защите конкуренции. Так, в пункте 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено основание для прекращения производства по жалобе в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В связи с чем, на основании части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции производство по данному доводу подлежит прекращению, поскольку антимонопольным органом ранее было принято решение относительно обжалуемых действий Заказчика. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобы ООО ЧОП «Профессионал» (ИНН: 7726537302), ООО ЧОО «БЕЗОПАСНОСТЬ» (ИНН: 5017124268) на действия ФГУП Издательство «Известия» (ИНН: 7710207002) при проведении Закупки обоснованными в части установления требований к каждому участнику коллективной заявки, а также в части возможности представления гражданско-правовых договоров на сотрудников охраны в рамках обеспеченности кадровым ресурсами участников, жалобу ООО ЧОО «БЕЗОПАСНОСТЬ» в части доводов о неисполнении предписания — оставить без рассмотрения, прекратить рассмотрение жалоб в части показателя «Опыт оказания услуг по предмету закупки», рассмотренного в рамках иного дела, в остальной части — признать жалобы Заявителей необоснованными. 2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. 3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны