Постановление №НП/49201/23 о прекращении производства по делу об административном право... от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

№ 077/04/9.21-10550/2023

 

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена 16.11.2023.

В полном объеме постановление изготовлено 17.11.2023.

 

Я, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-10550/2023, возбужденного в отношении АО «Мосгаз» (дата регистрации в качестве юридического лица 28.12.2012, ОГРН: 1127747295686, ИНН 7709919968, КПП: 770901001, адрес: 105120, г. Москва, пер. Мрузовский, д. 11) в присутствии посредством видеоконференц-связи представителя АО «Мосгаз» <...>, действующего на основании доверенности от <...> № <...>, в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

В Московское УФАС России поступило Заявление <...> (далее также — Заявитель) на действия (бездействие) АО «Мосгаз», выразившиеся в нарушении, по мнению заявителя, порядка расчета размера платы за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования объекта, расположенного по адресу: <...> (далее — Объект), к сети газораспределения.

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, Заявление <...> было квалифицировано как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно Заявлению <...> АО «Мосгаз» нарушен порядок расчета размера платы за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования Объекта, принадлежащего Заявителю, к сети газораспределения.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения Заявления должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее.

Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального к сетям газораспределения установлен Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее — Правила подключения).

В соответствии с представленной в Московское УФАС России информацией <...> в адрес АО «Мосгаз» была подана заявка от 07.02.2023, зарегистрированная АО «Мосгаз» за № 50/07-461/23, в целях заключения договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования Объекта в рамках догазификации (далее — Заявка).

На основании Заявки между <...> и АО «Мосгаз» заключен Договор № МГ-ДДТП-17397 о подключении газоиспользующего оборудования Объекта с максимальным часовым расходом газа, равным 5 м3/час, к сети газораспределения (далее — Договор 1).

В соответствии с пунктом 11 технических условий № 48-17-490/23, являющихся неотъемлемым приложением к договору (далее — ТУ 1), исполнитель осуществляет присоединение к сети газораспределения: газопроводу среднего давления D = 110 мм, P более 0,3 МПа, полиэтилен, состоящем на балансе основного абонента, от КРП-10, через сети газораспределения в составе имущества АО «Мосгаз».

Согласно пункту 11 Договора 1 размер платы за подключение (технологическое присоединение) (далее — плата), за исключением случаев, когда размер платы устанавливается по индивидуальному проекту, определяется в соответствии с решением Департамента экономической политики и развития города Москвы — приказ «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Мосгаз» на 2023 год» от 14.11.2022 № 154-ТР (далее — Приказ № 154-ТР).

Пунктом 2 Приказа № 154-ТР на 2023 год установлена плата за технологическое присоединение к газораспределительным сетям АО «Мосгаз» газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения АО «Мосгаз» с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, в размере 76 621,70 руб. (с учетом НДС).

Вместе с тем согласно представленной в Московское УФАС России информации в связи с тем, что максимальный расход газа газоиспользующего оборудования Заявителя равен 7 куб. метров в час, АО «Мосгаз» в адрес Заявителя было направлено сопроводительное письмо № 50/05-2270/23 с приложением подписанного проекта договора № МГ-ДДТП-18865 о подключении (далее — Договор 2), а также технические условия № 48-17-869/23, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (далее — ТУ 2), в содержании которых была рассчитана плата за мероприятия, в том числе по подключению (технологическому присоединению) Объекта в пределах границ участка Заявителя.

В соответствии с пунктом 11 ТУ 2 исполнитель осуществляет:

- проектирование и строительство газопровода среднего давления D = 110 мм, P — не более 0,3 МПа, полиэтилен, общей ориентировочной протяженностью 13,0 м, состоящем на балансе НП «Лесная слобода», от КРП-10, через сети газораспределения в составе имущества АО «Мосгаз», материалом труб: полиэтилен, D = 32 мм, P = 0,3 МПа, тип прокладки: подземный; сталь, общей протяженностью 5,0 м, условный D = 32 мм, Р = 0,3 МПа, тип прокладки: подземный, надземный;

- проектирование и строительство пункта редуцирования газа: Рвх = 0,05-0,3 МПа, Рвых — не более 0,002 МПа, с максимальным часовым расходом газа не менее 7,0 м3/ч;

- проектирование и строительство отключающих устройств;

- строительство сети газопотребления от точки подключения до пункта редуцирования газа, Р = 0,3 МПа, от пункта редуцирования газа до газоиспользующего оборудования, Р = 0,005 МПа, общей протяженностью 23,0 м.

В соответствии с Заявкой <...> обратилась в АО «Мосгаз» с просьбой осуществить мероприятия по подключению в пределах границ ее земельного участка, за исключением мероприятий по поставке газоиспользующего оборудования.

Согласно пункту 15 Правил подключения в случае неосуществления исполнителем деятельности по реализации газоиспользующего оборудования и (или) приборов учета газа заявителю направляется в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении уведомление о невозможности оказания указанных услуг.

Электронным письмом от 13.02.2023 АО «Мосгаз» сообщило заявителю, что АО «Мосгаз» не осуществляет деятельность по реализации газоиспользующего оборудования и приборов учета газа, в связи с чем оказание данных услуг невозможно.

Согласно пункту 13 Правил подключения в случае если заявитель обратился к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка, и (или) по проектированию сети газопотребления, и (или) по установке газоиспользующего оборудования, и (или) по строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства, и (или) по установке прибора учета газа, в договоре о подключении указываются расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя, и (или) расчет размера стоимости услуг по установке газоиспользующего оборудования, и (или) расчет размера стоимости услуг по строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства и (или) по установке прибора учета газа, величины которых устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Основными положениями и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 11 Договора 2 размер платы за подключение (технологическое присоединение) (далее — плата), за исключением случаев, когда размер платы устанавливается по индивидуальному проекту, определяется в соответствии с решением Департамента экономической политики и развития города Москвы — приказ «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Мосгаз» внутри границ земельного участка заявителя, на 2023 год» от 23.12.2022 № 486-ТР (далее — Приказ № 486-ТР) и приказ «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Мосгаз» внутри границ земельного участка заявителя, на 2023 год» от 22.12.2022 № 482-ТР (далее — Приказ № 482-ТР).

Приложением № 2 к Договору 2 установлен перечень мероприятий по подключению (технологическому присоединению) Объекта к сети газораспределения.

Расчет размера стоимости услуг по строительству, указанный в приложении к перечню мероприятий (Приложение № 2 к Договору), с указанием перечня работ и их стоимости установлен в соответствии со стандартизированными тарифными ставками согласно Приказу № 482-ТР.

Согласно доводу, изложенному в Заявлении, рассчитанный в соответствии со стандартизированными ставками согласно Приказу № 482 размер платы за подключение Объекта, равный 145 106,65 рублей (с НДС), не соответствует указанному в пункте 11 Договора 2 размеру платы за подключение газоиспользующего оборудования Объекта, принадлежащего Заявителю, к сети газораспределения, равному 249 621,09 рублей.

Вместе с тем согласно представленным АО «Мосгаз» письменным пояснениям (вх. от 22.09.2023 № 53694-ЭП/23) помимо размера платы за подключение Объекта внутри земельного участка заявителя в размер платы за подключение Объекта к сети газораспределения по Договору № 2 в соответствии со стандартизированными тарифными ставками согласно Приказу № 486-ТР, равный 104 514,44 (с НДС) была включена стоимость следующих мероприятий:

- мониторинг выполнения заявителем технических условий (4 694,92 рублей (без НДС);

- осуществление фактического присоединения к газораспределительной сети АО «Мосгаз», бесхозяйной газораспределительной сети или сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, проведение пуска газа. Полиэтиленовый газопровод давлением до 0,6 МПа (включительно), Д 110-159 мм (82 400,45 рублей (без НДС).

По результатам административного расследования должностным лицом Московского УФАС России был установлен факт нарушения АО «Мосгаз» пункта 80 Правил подключения, выразившегося в навязывании Заявителю условий Договора, не предусмотренных Правилами подключения в части взимания платы за проведение мониторинга выполнения заявителем технических условий ввиду выполнения АО «Мосгаз» мероприятий по подключению внутри границ земельного участка Заявителя.

Вместе с тем должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, отмечает следующее.

Согласно подпункту «б» пункта 72 Правил подключения исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если договор о подключении содержит обязательства исполнителя осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка).

В соответствии с подпунктом «н» пункта 52 Правил подключения договор о подключении содержит порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга (за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 12 настоящих Правил).

Согласно пункту 12 Правил подключения заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка, и (или) по проектированию сети газопотребления, и (или) по строительству газопровода от границ земельного участка до объекта капитального строительства, и (или) по установке газоиспользующего оборудования, и (или) по строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства, и (или) по установке прибора учета газа, и (или) по поставке газоиспользующего оборудования, и (или) по поставке прибора учета газа.

Таким образом, необходимость осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий отсутствует в случае, если договор о подключении содержит обязательства исполнителя осуществить мероприятия по подключению в пределах границ его земельного участка в полном объеме.

Однако в соответствии с пунктом 12 ТУ 2 в мероприятия, осуществляемые заявителем, АО «Мосгаз» включены мероприятия по обеспечению подключаемого Объекта газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Пунктом 6 Договора 2 на заявителя возложена обязанность по осуществлению мероприятий по обеспечению готовности Объекта и газоиспользующего оборудования к подключению.

Согласно подпункту «а» пункта 74 Правил подключения заявитель обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.

Таким образом, ввиду наличия в ТУ 2 мероприятий, необходимых к выполнению заявителем, АО «Мосгаз» обоснованно включена стоимость проведения мониторинга выполнения заявителем технических условий в размер платы за подключение Объекта.

Учитывая изложенное расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) Объекта, принадлежащего Заявителю, установлен в соответствии с действующим на момент подачи Заявки законодательством.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностное лицо приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в вышеописанных действиях АО «Мосгаз».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 23.48, 24.5, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21- 10550/2023, возбужденное в отношении АО «Мосгаз» (дата регистрации в качестве юридического лица 28.12.2012, ОГРН: 1127747295686, ИНН 7709919968, КПП: 770901001, адрес: 105120, г. Москва, пер. Мрузовский, д. 11), прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны