Решение б/н реш от 8 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/5-3938/2020
«08» июля 2020 года 
       г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской
Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России) в
составе:
председателя Комиссии: <...>ой,
членов Комиссии: <...>ой, <...>ой, 
рассмотрев дело № 077/05/5-3938/2020 по признакам нарушения
ООО «Дайхманн», ООО «НЛО Маркетинг», ООО «Пять плюс» пунктов 3, 7
части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ
«О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении в
системе «Яндекс. Директ» рекламы следующего содержания: «Deichmann –
Модная обувь! - Бессрочная гарантия» Deichmann.com > kari Осенние новинки
обуви. Сделай осень яркой вместе с Deichmann! Скидки! Акции!»,
в присутствии представителей: ООО «Дайхманн» в лице <...> (по
доверенности № 033 от 29.06.2020); ООО «НЛО Маркетинг» в лице <...> (по
доверенности № б/н от 09.01.2020); ООО «Пять плюс» в лице <...> (на
основании дополнительного соглашения № 7 от 08.10.2018 к трудовому
договору); <...> (по доверенности № б/н от 20.01.2020); ООО «Кари» в лице
<...> (по доверенности № 8812_юр от 22.07.2019), 
в отсутствие ООО «Яндекс» (уведомлено надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 077/05/5-3938/2020 возбуждено Московским УФАС России на
основании
 обращения
 ООО «Кари» 
и материалов 
относительно
распространения в системе «Яндекс.Директ» рекламы следующего содержания:
«Deichmann – Модная обувь! - Бессрочная гарантия» Deichmann.com > kari
Осенние новинки обуви. Сделай осень яркой вместе с Deichmann! Скидки!
Акции!». 
Не установив оснований для отложения или приостановления
рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные
доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о
рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим
выводам.
ООО «Дайхманн» является юридическим лицом, действующим на
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических
лиц 19.06.2013 за основным государственным регистрационным номером
1137746521098, ИНН/КПП 7743892258/775101001.
2020-47395(1)  
2
ООО «НЛО Маркетинг» является юридическим лицом, действующим на
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических
лиц 23.01.2009 за основным государственным регистрационным номером
1097746018556, ИНН/КПП 7733690830/773301001.
ООО «Пять плюс» является юридическим лицом, действующим на
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических
лиц 09.10.2012 за основным государственным регистрационным номером
1127747029937, ИНН/КПП 7723850620/772501001.
ООО «Кари» является юридическим лицом, действующим на основании
Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц
22.06.2011 за основным государственным регистрационным номером
1117746491500, ИНН/КПП 7702764909/770801001.
ООО «Яндекс» является юридическим лицом, действующим на
основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических
лиц 18.09.2000 за основным государственным регистрационным номером
1027700229193, ИНН 7736207543, КПП 770401001.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается
информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут
быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и
конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации
объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как
предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в
рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на
восприятие которых реклама направлена.
Рассматриваемая реклама распространялась посредством сети Интернет, а
равно была доступна неограниченному кругу лиц-потребителей рекламы.  
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом
рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического
лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты
интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное
соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари),
на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с информацией, представленной заявителем, при клике на
спорную рекламу происходил переход на страницу сайта в сети «Интернет» по
адресу
 
www.deichmann.com/RU/ru/shop/welcome.html?
utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=nlo/. 
Московским УФАС России установлено, что администратором сайта
www.deichmann.com является ООО «Дайхманн».
2020-47395(1)  
3
Исходя из содержания вышеуказанной страницы, а также
рассматриваемой рекламы, целью ее распространения является привлечение
внимания к товарам и услугам ООО «Дайхманн».
Таким образом, установлено, что рассматриваемая информация является
рекламой, что сторонами по делу не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе
недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие
действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также
о возможности их приобретения в определенном месте или в течение
определенного срока.
В силу пункта 7 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной
признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности
сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной
деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического
лица, средства индивидуализации товара.
Согласно материалам дела в системе «Яндекс.Директ» в период с
22.05.2019 по 27.12.2019 распространялась реклама следующего содержания:
«Deichmann – Модная обувь! - Бессрочная гарантия» Deichmann.com > kari
Осенние новинки обуви. Сделай осень яркой вместе с Deichmann! Скидки!
Акции!».
В соответствии с информацией, представленной ООО «Яндекс», при
размещении указанной рекламы в качестве ключевых слов использовались в
том числе слова «kari», «магазин кари», «кари интернет магазин», «магазин
kari», «кари обувь адреса», «kari каталог», при этом использовалась
гиперссылка
 
www.deichmann.com/RU/ru/shop/welcome.html?
utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=nlo/,
 адресовавшая
пользователей на официальный сайт ООО «Дайхманн».
Вместе с тем, Московским УФАС России установлено, что на указанном
сайте приобрести обувь бренда «kari», равно как и ознакомиться с модельным
рядом такой обуви, невозможно. В то же время наличие в тексте рекламы
указания на товарный знак «kari» создает у потребителя впечатление о
возможности приобретения на рекламируемом сайте обуви названной торговой
марки.
ООО «Кари» в соответствии с лицензионным договором № 10/08/2015 от
10.08.2015, заключенным с Ворола Файненшиал Лтд., обладает правом
использования товарных знаков «kari» по свидетельствам № 506400, № 496537.
При этом, ООО «Кари» не является рекламодателем рассматриваемой
рекламы и не давало согласия на использование товарных знаков в тексте такой
рекламы.
Согласно письменным пояснениям ООО «Дайхманн» упоминание в
тексте рекламы слова «kari» с учетом остального содержания рекламы не могло
ввести в заблуждение потребителей относительно рекламодателя
2020-47395(1)  
4
рассматриваемой рекламы, поскольку указание на название магазина
«Deichmann», а также переход на официальный сайт ООО «Дайхманн» при
клике на рекламу, однозначно свидетельствует о том, что рекламируются
именно услуги последнего.
В свою очередь, Комиссия Управления оценивает заявленный довод как
несостоятельный, поскольку при подобном толковании положений Закона о
рекламе ООО «Дайхманн» допускает ситуацию, при которой реклама вовсе не
может быть недостоверной, поскольку в конечном счете объектом
рекламирования выступают товары и услуги рекламодателя. Таким образом
ООО «Дайхманн» предлагает не учитывать законодательно установленные
требования в части запрета использования в рекламе информации о товаре и
средствах индивидуализации, которая не соответствует действительности.
Подобный подход не только не соотносится с положениями Закона о рекламе,
но также противоречит законным интересам неограниченного круга лиц-
потребителей рекламы, которые рассчитывают на получение достоверной
рекламы. 
Стоит обратить внимание, что в данном случае содержание в тексте
рекламы названия бренда «kari» имеет значение в качестве дополнительного
побуждения потенциального потребителя, ориентированного на покупку в том
числе товаров «kari», на нажатие на рекламу и ознакомление с полным
ассортиментом данной продукции в магазине «Deichmann». В таком случае не
исключается установление в качестве объекта рекламирования и магазина ООО
«Дайхманн», но подтверждается, что интерес потребителя к рекламируемому
товару/услуге будет продиктован интересом к бренду, к которому ООО
«Дайхманн» не имеет отношения.
Таким образом, при распространении указанной рекламы усматриваются
признаки нарушения пунктов 3, 7 части 3 статьи 5 Закона о рекламе,
выразившиеся в распространении в системе «Яндекс. Директ» в период с
22.05.2019 по 27.12.2019 рекламы следующего содержания: «Deichmann –
Модная обувь! - Бессрочная гарантия» Deichmann.com > kari Осенние новинки
обуви. Сделай осень яркой вместе с Deichmann! Скидки! Акции!», содержащей
не соответствующие действительности сведения об ассортименте товаров, а
также об исключительных правах на результаты интеллектуальной
деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического
лица, средства индивидуализации товара.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о
рекламе, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за
нарушение требований, установленных пунктами 3, 7 части 3 статьи 5 Закона о
рекламе, несет ответственность рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем
2020-47395(1)  
5
является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект
рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно материалам дела рассматриваемая реклама размещалась с
использованием системы контекстной рекламы «Яндекс. Директ» на основании
следующих договоров:
• договор возмездного оказания услуг № 33714/15 от 01.04.2015,
заключенный между ООО «Яндекс» и ООО «Пять плюс» (далее — договор №
1);
• договор оказания услуг № 23-020614-П от 02.06.2014, заключенный
между ООО «Пять плюс» и ООО «НЛО Маркетинг» (далее — договор № 2);
• договор на оказание услуг № NLO-DCH-300715 от 30.07.2015,
заключенный между ООО «НЛО Маркетинг» и ООО «Дайхманн» (далее —
договор № 3).
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора № 3 ООО «НЛО Маркетинг»
обязуется оказать ООО «Дайхманн» рекламные услуги, а ООО «Дайхманн»
обязуется принять их и оплатить на условиях договора. Конкретный перечень
услуг, сроки и порядок их оказания, стоимость и порядок оплаты услуг, и иные
необходимые условия в каждом отдельном случае согласовываются сторонами в
соответствующих дополнительных соглашениях, которые являются
неотъемлемой частью настоящего договора. Все обязательства сторон по
проведению конкретных видов услуг, а также по их оплате возникают после
подписания соответствующего дополнительного соглашения к договору.
В силу пункта 2.3 договора № 3 ООО «Дайхманн» обязано своевременно
предоставлять ООО «НЛО Маркетинг» по его письменному запросу
посредством электронной почты всю необходимую информацию и материалы,
не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации,
для исполнения обязательств по настоящему договору. 
Как следует из письменных пояснений ООО «Дайхманн» с ООО «НЛО
Маркетинг» был согласован следующий текст рекламы: «Deichmann – Модная
обувь! - Бессрочная гарантия! deichmann.com > обувь-
 
 Deichmann Осенние
новинки обуви. Сделай осень яркой вместе с Deichmann! Скидки! Акции!
Работаем с 1913 года. Кожаная обувь. Бессрочная гарантия», то есть без
указания слова «kari». Также сторонами по договору № 3 был согласован
перечень ключевых слов, в составе которых было слово «kari». Вместе с тем,
как сообщают ООО «Дайхманн» и ООО «НЛО Маркетинг», в том варианте, в
котором размещение рекламы было согласовано, слово «kari» никаким образом
не должно было отображаться в самом тексте рекламы. 
Относительно выбора в качестве ключевых слов слова «kari» ООО
«Дайхманн» представлена электронная переписка сотрудников ООО
«Дайхманн» (<...>) и ООО «НЛО Маркетинг» (<...>), согласно которой <...> был
согласован окончательный вариант рекламного объявления, включающий
вышеуказанный текст рекламы и перечень ключевых слов для ее показа.
2020-47395(1)  
6
После согласования макета рекламы ООО «НЛО Маркетинг» передавало
всю информацию для ее публикации ООО «Пять плюс» в соответствии с
договором № 2.
В соответствии с пунктом 1.1 договора № 2 ООО «НЛО Маркетинг»
обязуется оплатить и принять, а ООО «Пять плюс» выполнить виды работ
(услуг) при условии оформления соответствующего приложения для
оказываемой услуги, в том числе услуги по размещению рекламы —
размещение в сети Интернет контекстной и медийной рекламы в текстовом и
графическом виде, направленное на привлечение внимания к объекту
рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его
продвижение на рынке.
В силу пункта 3.1.1 договора № 2 ООО «Пять плюс» обязуется выполнять
работы (услуги) в полном объеме, согласованном сторонами в приложениях к
настоящему договору.
В соответствии с пунктом 3.1 приложения № 3 к договору № 2 по итогам
предварительного устного согласования с ООО «НЛО Маркетинг» ООО «Пять
плюс» направляет ООО «НЛО Маркетинг» по электронной почте на
утверждение медиаплан, содержащий в себе:
ключевые слова, тематика которых согласована пунктом 5.5 настоящего
приложения;
планируемое соотношение числа переходов по гиперссылкам на
рекламируемые страницы сайтов к количеству показов рекламных материалов.
Как следует из письменных пояснений, представленных ООО «Пять
плюс», ООО «НЛО Маркетинг» направило ООО «Пять плюс» следующую
утвержденную информацию: список ключевых слов, по которым производился
показ рекламных объявлений; заголовки, текст и общее содержание рекламных
объявлений, включая текст отображаемых в них ссылок для перехода на сайт
https://Deichmann.com; настройки проводимой рекламной кампании (географию
показа рекламных объявлений, иные параметры); шаблон макета рекламного
объявления.
Шаблон макета рекламного объявления был утвержден со следующим
содержанием: «Deichmann – Модная обувь! - Бессрочная гарантия!
deichmann.com > #  обувь-
 
 Deichmann# Осенние новинки обуви. Сделай осень
яркой вместе с Deichmann! Скидки! Акции! Работаем с 1913 года. Кожаная
обувь. Бессрочная гарантия». При этом, элемент #обувь-Deichmann#
представлял собой отображаемую ссылку, клик на которую обеспечивал
переход на сайт рекламодателя, и вместо которой в описании рекламного
объявления показывалось то ключевое слово, которое было набрано в строке
поиска. В настоящем случае в результате набора в строке поиска слова «kari»
оно было отображено именно в той части рекламного объявления, где
содержалась отображаемая ссылка.
Согласно материалам, представленным ООО «Пять плюс», им в адрес
2020-47395(1)  
7
ООО «НЛО Маркетинг» была направлена выгрузка из аккаунта всех
объявлений, включающая указание на отображаемую ссылку (конкретно
#обувь-Deichmann#), которая была утверждена последним.
Вместе с тем, согласно пояснениям сторон по делу, в том числе ООО
«Пять плюс», указание слова «kari» в составе отображаемой ссылки в тексте
спорного рекламного объявления являлось технической ошибкой. При этом, по
мнению ООО «Пять плюс», в случае отсутствия в составе ключевых слов
указаний на слова «kari» и иные его вариации, подобная ситуация не смогла бы
произойти.
Комиссия Управления, оценивая представленные в материалы дела
доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не находит правовых
оснований для исключения ответственности ООО «Пять плюс» по размещению
спорной рекламы в том виде, в котором она стала доступна пользователям,
поскольку ввиду взятых на себя договорных обязательств по обеспечению
технической  функции по размещению рекламы, предполагая наличие для этого
соответствующих профессиональных знаний и навыков, Общество должно
было обеспечить размещение рекламного объявления с таким согласованным
текстом, в котором слово «kari» должно было отсутствовать. При этом тот факт,
что для показа рекламы использовалось ключевое слово «kari», с
безусловностью не свидетельствует о неправомерном характере самой рекламы,
поскольку ключевое слово по существу выполняет вспомогательную функцию
по показу рекламы и в тексте рекламы не используется.
В этой связи имеются достаточные основания признать рекламодателем
рассматриваемой рекламы ООО «Дайхманн», а ООО «Пять плюс» -
рекламопроизводителем. Комиссия Управления исходит из того, что итоговое
утверждение текста рекламы и ключевых слов для ее показа происходило со
стороны ООО «Дайхманн», при этом отображение в тексте рекламы слова
«kari» было обеспечено действиями ООО «Пять плюс», выразившимися в
ненадлежащем исполнении договорных обязательств по техническому
формированию и публикации текста рекламы. Участие в описанном процессе
ООО «НЛО Маркетинг» представляется исключительно в качестве посредника
между ООО «Дайхманн» и ООО «Пять плюс», задача которого состояла в
передаче утвержденной информации от ООО «Дайхманн» к ООО «Пять плюс»
без принятия самостоятельных решений по содержанию рекламного
объявления. Доказательств, свидетельствующих об обратном, сторонами по
делу не представлено.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что
рекламодателем спорной рекламы является ООО «Дайхманн», а ООО «Пять
плюс» ввиду изложенных обстоятельств признается рекламопроизводителем,
поскольку в данном случае не предприняло достаточных действий для
соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе и публикации
текста рекламы надлежащего характера.
2020-47395(1)  
8
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях
ООО «Дайхманн» и ООО «Пять плюс» при распространении в период с
22.05.2019 по 27.12.2019 в системе «Яндекс. Директ» рекламы следующего
содержания: «Deichmann – Модная обувь! - Бессрочная гарантия»
Deichmann.com > kari Осенние новинки обуви. Сделай осень яркой вместе с
Deichmann! Скидки! Акции!», установлено нарушение пунктов 3, 7 части 3 статьи
5 Закона о рекламе. 
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе (далее — Правила), при установлении факта нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в
целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному
(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о
прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 47 Правил при добровольном устранении лицом
(лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать
предписание о прекращении нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе.
Согласно представленным ООО «Дайхманн», ООО «Пять плюс», ООО
«НЛО Маркетинг» 
в материалы дела документам, распространение
рассматриваемой рекламы в настоящее время прекращено. Сведения о
продолжении распространения рекламы у антимонопольного органа
отсутствуют, а лицом, участвующим в деле, не представлены.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о
нецелесообразности выдачи предписаний лицу, в чьих действиях установлено
нарушение положений Закона о рекламе. При этом, в случае выявления новых
фактов распространения данной рекламы с нарушением законодательства
Российской Федерации о рекламе заявитель не лишен возможности подать в
антимонопольный орган новое заявление.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о
рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 
РЕШИЛА:
Признать ООО «Дайхманн», ООО «Пять плюс» нарушившим пункты 3, 7
части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении в период с 22.05.2019 по
27.12.2019 в системе «Яндекс. Директ» рекламы следующего содержания:
«Deichmann – Модная обувь! - Бессрочная гарантия» Deichmann.com > kari
Осенние новинки обуви. Сделай осень яркой вместе с Deichmann! Скидки!
Акции!», содержащей не соответствующие действительности сведения об
2020-47395(1)  
9
ассортименте товаров, а также об исключительных правах на результаты
интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства
индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его
принятия в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном
статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 
Председатель Комиссии
<...>а
Члены Комиссии      
<...>а
<...>а
2020-47395(1)  
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны